Интернет-журнал «Лицей»

7 вопросов молодому учёному Сергею Бурдюху

Фото с сайта ПетрГУ
Сергей Бурдюх

«Занимаюсь разработкой новых полупроводниковых материалов. Если все получится, будут созданы электронные устройства с улучшенными характеристиками, компьютеры станут еще быстрее». 

Продолжаем совместный с ПетрГУ проект, в котором на наши вопросы отвечают  молодые ученые республики.

Сергей Бурдюх – аспирант  физико-техническогофакультета ПетрГУ. В декабре 2013 года он стал одним из победителей программы «У.М.Н.И.К.» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере с целью поддержки молодых учёных, желающих самореализоваться через инновационную деятельность. Тема его работы – «Разработка метода легирования пленок с помощью плазменно-иммерсионной ионной имплантации».

1) Кто или что повлияло на ваше решение заниматься наукой?

В Университетском лицее, где  я учился, в старших классах нужно было участвовать в научном проекте. А так как школа сотрудничала с ПетрГУ, то над проектом можно было работать в лабораториях университета под руководством инженера или преподавателя.

Так я впервые попал в настоящую исследовательскую лабораторию физико-технического факультета ПетрГУ и встретил Настоящих Ученых. Проделав определенную работу, связанную с пылевой плазмой, принял участие в школьной конференции «Шаг в будущее». Кстати, на республиканском этапе этого конкурса занял 2 место. Ну, а дальше поступил в университет на физико-технический факультет и продолжил заниматься в той же лаборатории, в которую ходил школьником. Во время учебы выполнял курсовые работы,  в итоге защитил диплом магистра. Собственно, инженеры, преподаватели, с которыми я работал, и повлияли на мое желание заниматься наукой.

2) Чем людям могут быть полезны результаты ваших исследований?

Сейчас занимаюсь разработкой новых полупроводниковых материалов. Если все получится, то будут созданы электронные устройства с улучшенными характеристиками. Соответственно компьютеры станут еще быстрее. А уж для чего они нужны людям, пусть думают сами люди.

3)  В чем главное достоинство и недостаток российской науки?

Про недостатки можно говорить очень много. На данный момент самая главная  проблема – кадровая. Ученые еще советской закалки постепенно уходят по естественным причинам, а молодые, такого же уровня, не появляются. Это связано как с общей деградацией системы образования, так  и с отношением общества к ученому. За последнее время общий уровень абитуриентов и студентов очень сильно упал. Лично я связываю это с введением ЕГЭ, вредность которого сложно недооценить, а также с рядом решений министерства образования, например, переходом на  подушевое финансирование университетов.

Общественный статус ученого также находится на низком уровне. Зачем учиться 5 лет в университете, еще 3 года в аспирантуре, чтобы потом получать зарплату как у разнорабочего?

Еще одна проблема  –  существующий большой разрыв по возрасту между учеными. Фактически отсутствует  поколение в возрасте 40 лет, выбитое в 90-х.

А главным достоинством современной российской науки является то, что она до сих пор существует, несмотря на все старания нашей власти.

4) Каких прорывных открытий в науке стоит ожидать в ближайшие 10 лет?

Думаю, прорывных открытий не произойдет. Здесь хочется привести цитату из знаменитого фантаста Рэя Бредбери: «Люди — идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде айфона, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру… Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением –  пить пиво и смотреть сериалы».

5) Если бы представилась возможность задать любому ученому любой эпохи один вопрос, кто был бы этот ученый и что за вопрос?

Честно говоря, ничего на ум не приходит. Удовлетворить интерес к ученому можно, прочитав его работы и биографию.

6) Как вы относитесь к тому, что сегодня в школе обязаны заниматься исследовательской деятельностью уже с начальной школы?

Думаю, заставлять вообще никого не стоит, а вот заинтересовывать надо. И если у школьника возникло желание что-то делать, то у него должна быть возможность этим заниматься.

7)  Чем вы любите заниматься в свободное время?

Спортом.  Люблю природу, хожу на рыбалку, охоту.

Exit mobile version