Наука в лицах

7 вопросов молодому учёному Павлу Соболеву

Павел Соболев. Фото из личного архива

«В ближайшие 10 лет, думаю, будет изобретено лекарство от рака, полностью разгадан геном человека, химики и физики получат полный контроль над  наночастицами». Продолжаем совместный с ПетрГУ проект, в котором на наши вопросы отвечают  молодые ученые республики.

 

Павел Соболев – победитель программы «У.М.Н.И.К.» 2012 года за проект «Разработка способа экстракции d-элементов с помощью N-оксидов и четвертичных аммониевых солей». Старший преподаватель  кафедры молекулярной биологии, биологической и органической химии эколого-биологического факультета ПетрГУ. Исполнитель гранта Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе У.М.Н.И.К., младший научный сотрудник Лаборатории молекулярной генетики врожденного иммунитета. Кандидат химических наук.

1)    Кто или что повлияло на ваше решение заниматься наукой?

В школе химией особо не увлекался, в 8-м классе она мне не нравилась. В 9-м классе у нас сменился учитель химии, уроки вести начала Наталья Валентиновна Прокопчук. Химия стала нравиться, появился интерес. Затем в 10-м классе моим учителем была Елена Ильгизовна Ганеева. Вот с этого момента органическая химия стала самым любимым предметом в школе.

Поступив в университет, намеревался получить диплом о высшем образовании и пойти работать. Но на втором курсе началась дисциплина «органическая химия». Читала её нам к.х.н., доцент Светлана Геннадьевна Тунина, в будущем мой руководитель диплома. Ее профессионализм, четкость, стиль изложения материала привели к тому, что лекции по органической химии захватывали дух, интерес возрастал, и я решил специализироваться в этой области. Поэтому, я считаю Светлану Геннадьевну Тунину первым человеком, повлиявшим на мое решение заниматься наукой.

Когда писал диссертацию, моим научным руководителем стал Владимир Петрович Андреев. Под его руководством я проводил исследования по теме диссертации и успешно её защитил. Владимир Петрович необычайно увлеченный наукой человек, высококлассный специалист, его интерес  к науке передавался мне, рвение возросло на порядок, если не больше. Я считаю, что Владимир Петрович и Светлана Геннадьевна – это те люди, которые кардинально изменили мою жизнь.

Сейчас с Владимиром Петровичем мы проводим исследования в области органической, физической органической химии, координационной химии, углубляя результаты, полученные при выполнении диссертационной работы, а также открываем новые области исследований, важные как с научной, так с практической точек зрения.

Не так давно познакомился с Татьяной Олеговной Волковой  и Александром Николаевичем Полтораком. Очень увлеченные наукой ученые, от общения и работы с которыми получаю искреннее удовольствие, заражаюсь увлеченностью наукой.

2) Чем людям могут быть полезны результаты ваших исследований?

В рамках проекта «У.М.Н.И.К.» мы с Владимиром Петровичем разрабатываем технологию извлечения металлов из водных растворов. Особую группу среди всех металлов занимают редкоземельные металлы (РЗМ). Они находят широкое применение в производстве медицинского оборудования (томографы), плазменных мониторов, сплавов и т.д. Но РЗМ крайне ограниченно представлены в природных источниках, что требует использования эффективных технологий их извлечения. В нашем проекте разрабатывается высокоэффективная технология извлечения металлов на основе их экстракции из водных растворов с помощью экстрагентов органической природы. Эта технология  должна повысить эффективность извлечения металлов, снизить энергозатраты в ходе процесса, что увеличит их доступность  и понизит стоимость продукции, которая  производится с их использованием.

3) В чем главное достоинство и недостаток российской науки?

На мой взгляд, самым главным достоинством науки являются люди, которые способствуют её развитию, несмотря на всевозможные затруднения. А в качестве явного недостатка я бы отметил недостаточное финансирование. Очень много бумажной работы, которая отнимает у ученого уйму времени. Ещё о наболевшем… Очень долго в России производится поставка реактивов и оборудования, что существенно тормозит исследования.

4) Каких прорывных открытий в науке стоит ожидать в ближайшие 10 лет?

Учитывая интенсивное развитие науки, думаю, будет изобретено лекарство от рака! Будет полностью разгадан геном человека. Химики и физики получат полный контроль над миром наночастиц, что позволит нам без опасения пользоваться атомной энергией.

5) Если бы представилась возможность задать любому ученому любой эпохи один вопрос, кто был бы этот ученый и что за вопрос?

Ооо… Сложный вопрос, ко многим ученым есть вопросы, в первую очередь к химикам. В частности к Августу Кекуле, открывшему формулу бензола – уникального по своему строению  и свойствам соединения, который дает широкий ряд производных. Существует несколько версий, как была открыта структура бензола. Поэтому, мне бы хотелось узнать у Кекуле, как на самом деле было раскрыто строение бензола?

Помню, на лекциях по органической химии получал необычайное удовольствие от тем о строении и свойствах ароматических соединений:  углеводороды (бензол и его гомологи), фенолы, ариламины и т.д. Их уникальное строение обуславливает необычность их свойств. Приходишь к выводу, насколько прекрасна химия ароматических соединений!

6) Как вы относитесь к тому, что сегодня в школе обязаны заниматься исследовательской деятельностью уже с начальной школы?

Отношусь весьма положительно, так как ребенок должен развиваться не только физически, но и интеллектуально, но только в том случае, если это не навязывается, и детей не заставляют. В противном случае ничего, кроме как отвращения от науки и научного познания, не будет. Всё должно быть сбалансировано и в своё время.

 7) Чем вы любите заниматься в свободное время?

Больной вопрос, так как свободного времени очень мало… Готовлюсь к занятиям, поскольку занимаюсь преподавательской работой, которая мне, как и научная, безумно нравится!!! J Стараюсь больше отдыхать, встречаться с друзьями. Очень люблю выезжать на природу, кататься на  лыжах, плавать.

  • Павел

    Светлана Станиславовна, спасибо большое за теплые слова, очень приятно! Хочу выразить Вам слова благодарности, что создали все условия для изучения любимых предметов! Спасибо за пожелания! Буду стараться! Помню всех, всех, всех и ценю Ваш труд!!!

  • Светлана Станиславовна

    В 45 школе часы дополнительного образования выделялись на предмет, даже если с учителем занимался один-два ученика. Паша был в немногочисленной группе химиков, я очень рада, что наш подход к обучению одаренных ребят был, как показало время, правильным.
    Спасибо Паше, что не забыл сказать доброе слово о Наталье Валентиновне и Елене Ильгизовне, что школьное увлечение химической наукой получило достойное продолжение.
    Павел умеет находить и ценить увлеченных наставников,обладает незаурядными способностями, получает необычайное удовольствие от изучения химии и собственных научных открытий. Желаю удачи молодому ученому и своевременной поставки необходимого оборудования и реактивов для проведения научных исследований. Верю, что его большие и малые открытия — впереди!