Интернет-журнал «Лицей»

Андрей Кунильский: «Будем надеяться, что лишнее отсеется, а главное останется»

Андрей Кунильский. Фото Ирины Ларионовой
Андрей Кунильский

Декан филологического факультета ПетрГУ подводит итоги своей 12-летней работы в этой должности. 2017 год филфак встретит в новом статусе и с новым руководством

В системе образования одни изменения следуют за другими. Касаются они как школьников, так и студентов. Затронули они и Петрозаводский государственный университет. В 2013 году к нему была присоединена Карельская государственная педагогическая академия, но на этом преобразования не закончились. Внутри университета происходит объединение факультетов и реорганизация их в институты. Филологический факультет — один из основных факультетов ПетрГУ, который долгое время отстаивал свои позиции. Однако и его ждут перемены.

 

Студентка Светлана Кушнир беседует с деканом филологического факультета Петрозаводского государственного университета Андреем Евгеньевичем Кунильским. В университете он работает уже 38 лет.

– Вам когда-нибудь хотелось покинуть свою должность?

– Должности в университете я занимал разные. Если говорить о желании покинуть профессию, то я должен сказать, что такого желания у меня никогда не возникало.

– То есть вы изначально знали, кем хотите стать?

– Да, я знал это уже в школьные годы. Когда был учеником старших классов, в книжном магазине покупал вузовские учебники. Помню, это были учебники по истории зарубежной литературы и стилистике. Так что я представлял, куда я пойду и чем именно там буду заниматься. Я всегда хотел быть филологом, преподавателем, исследователем. Можно сказать, что моя мечта сбылась.

– Как вы считаете, за время вашей работы университет сильно изменился?

– Конечно. Университет изменился прежде всего внешне. За последние годы он преобразился. Был проведен ремонт, закуплена новая мебель и различное оборудование. Я бывал во многих европейских университетах и должен сказать, что наш на их фоне выглядит ничуть не хуже.

Что касается содержания университетской жизни, то следует отметить, что оно тоже меняется . Хотя главное остается неизменным — это обучение студентов, подготовка специалистов и научная работа, без которой нельзя себе представить труд вузовского преподавателя. И здесь тоже много достижений, в частности у филологического факультета. Коллеги неоднократно рассказывали, кто когда они бывали за рубежом и говорили, что прибыли из Петрозаводска, то там  сразу вспоминали работы петрозаводских филологов. В первую очередь по изучению творчества Достоевского. Достаточно сказать, что заведующий кафедрой русской литературы, профессор Владимир Николаевич Захаров уже второй раз избирается президентом Международного общества Достоевского. Это, конечно же, свидетельствует о признании его собственных заслуг, и, смею надеяться, заслуг возглавляемой им кафедры.

– В какие годы ПетрГУ более активно развивался?

– Университет и факультет переживали разные времена. Сегодня мне кажется, что очень непростым, но в то же время продуктивным было время 90-х годов. Наша задача и задача будущих поколений то лучшее, что было сделано, сохранить и развить, потому что университет это не только настоящее. Для меня в понятие «университет» входит также и его история. Конечно, нельзя не отметить, что в последнее время ситуация для нас осложняется.

– Чем это вызвано?

– Это связано с определенными финансовыми причинами, а также тем видением высшего образования, которое характерно для руководства Министерства образования и науки России. Я лично согласен не со всем, из того, что делается. Но будем надеяться, что со временем все встанет на свои места: лишнее отсеется, а главное останется.

– Вы сказали, что не со всем согласны. То есть, по вашему мнению, прежде система образования была несколько лучше, чем нынешняя?

– Каждая система имеет свои достоинства и недостатки. Я уже говорил, что в 90-е годы мы ощущали процесс развития. Мне кажется, что в последнее время мы имеем дело с обратным процессом – сокращением и сворачиванием многих важных вещей, которые в свое время были нами созданы. С этим, конечно, мне трудно согласиться. 

– Повлияли ли изменения в системе образования на студентов?

– Конечно, сокращение обучения с пяти лет до четырёх не может не отразиться на уровне подготовки. Пришлось пожертвовать многими дисциплинами, какие-то курсы сильно сократить. Тем не менее мы стараемся в создавшихся условиях учить студентов так, как это мы можем делать.

– Какие еще перемены ожидают филфак?

— Самое ближайшее изменение – преобразование факультета в институт. Оно произойдет без слияния с какими-либо другими факультетами. В свое время мы соединились с факультетом прибалтийско-финской филологии. Сейчас в этом смысле никаких изменений не предвидится. Возможно, объединятся некоторые кафедры, но в целом все останется так, как есть.

– Для чего в таком случае происходит реструктуризация?

– Насколько я понимаю, это связано с некоторым изменением системы управления в университете. Прежде всего это коснется дирекции нового института. Директор будет назначаться приказом ректора (сейчас декан факультета избирается преподавателями. — Ред.). Специалистов, работающих на кафедрах, введут в штат новой дирекции, и каждый из них будет отвечать за определенный участок работы.

– То есть это все-таки улучшит систему?

– Поживем-увидим.

– Коснется ли реструктуризация каким-либо образом студентов?

– Думаю, что нет. Дело в том, что большинство преподавателей останется на своих местах, и я  надеюсь, что новые кафедры сохранят наработки прежних. Поэтому особых перемен для студентов пока не предвидится.

– То есть филфаку  удастся остаться на плаву?

– Конечно, как же может быть классический университет без филологического факультета? Это один из традиционных факультетов, и он останется на своем месте, просто продолжит существование в виде института.

– Вы достаточно долго работаете в университете. Какие теперь ваши планы?

–  Я должен сказать, что принял решение покинуть свою должность. 2017 год мы встретим в филологическом институте с его новым руководством. Я продолжу заниматься педагогической деятельностью, поскольку меня это всегда интересовало больше всего.

– Всё ли вы сделали из того, что хотелось бы?

– Вы знаете, должность декана сложна тем, что он отвечает практически за все, что происходит на факультете. Конечно, главной проблемой в своей работе я считаю студентов-задолжников. Но тут не все зависело от меня, здесь кое-что нужно было и от вас, студентов.

Ну а в целом я чувствую, что за 12 лет на посту декана я сделал всё, что было в моих силах. Видимо, настал черед другим, более молодым коллегам, взять на себя управление этим кораблем.

Андрей Кунильский со студентами филфака
Андрей Кунильский и писатель Андрей Волос

Фото Ирины Ларионовой и  сайта petrsu.ru

 

Exit mobile version