Новости, Хроника

Достоевский и неистовый Виссарион

В читальном зале научной библиотеки ПетрГУ прошла открытая лекция  профессора Андрея Кунильского о творчестве двух гениев русской литературы.

У научной библиотеки ПетрГу есть замечательная традиция: устраивать публичные лекции ведущих преподавателей и ученых университета.  На такие лекции может прийти любой желающий, и в том их особая привлекательность. На этот раз зал библиотеки был заполнен до отказа.  Среди тех, кто пришел послушать  декана филфака, доктора филологических наук, специалиста по творчеству Достоевского, были  и студенты, и преподаватели, и  просто читатели. Не могла отказать себе в удовольствии вновь услышать одного из любимых университетских преподавателей.
«Федор Михайлович Достоевский и Виссарион  Григорьевич Белинский:  два гения русской литературы». Тема лекции выбрана не случайно.  В этом году отмечается 200 лет со дня рождения Виссариона Белинского, который,  прочитав первый роман Достоевского «Бедные люди», высоко его оценил и возвестил миру о рождении великого писателя.  Андрей Евгеньевич коснулся биографии двух великих людей, обрисовал  сложные и в разные периоды жизни по-разному складывавшиеся  взаимоотношения  Белинского и Достоевского.
Нет ничего  более неблагодарного, чем пересказывать  увлекательную лекцию.  После нее понимаешь, что иногда очень полезно вновь  вернуться к произведениям, которые когда-то читал, и по-новому взглянуть на  то, что сегодня воспринимается и рассматривается с других позиций.  В моем представлении Белинский  остался прежде всего литературным критиком. До сих пор помню его ежегодные обозрения литературы, которые мы штудировали,  будучи студентами.  Благодаря лекции Андрея Евгеньевича Кунильского, образ неистового Виссариона заиграл новыми гранями. Час  пролетел как одно мгновение.  Хотелось слушать и внимать еще. А главное захотелось снова взять в руки томик Достоевского и заглянуть в труды такого современного Белинского.
Сотрудники библиотеки подготовили к лекции  замечательную  выставку книг о В.Г. Белинском, на которой представлены также с  труды ученых Карелии о творчестве Ф.М. Достоевского.

Видео автора
  • Александр

    Если перенести эту ситуацию с чтением Достоевского на пляже или в парке или еще где-нибудь в сегодняшние дни, хотя я не знаю, когда присходил ваш случай, то вас и кого бы то ни было другого не поймет не только физрук, но и большинство из студентов. Прискорбно!
    PS: Каюсь за слова про раскачку, но это был факт. Я не знал про болезнь Андрея Евгеньевича. Оттого и больше ему пиетета, думаю, не только от меня.
    Голованов А.

  • ИЛ

    Это благодаря Кунильскому, я по сей день люблю Достоевского..Вчера на лекции он вспоминал Евпаторию.. Именно тогда, во время отдыха в Евпатории, Андрею Евгеньевичу. по его словам, открылся Достоевский..
    А у меня тоже есть воспоминание, связанное с Евпаторией..Однажды я была там пионервожатой в детской здравнице.. В этом санатории была прекрасная библиотека.. И я там отрывалась по полной, запоем читая на пляже Достоевского.. Наш физрук счел меня тогда ненормальной ..

  • ИЛ

    Стоит учесть, что Андрей Евгеньевич не отменил лекцию, хотя чувствовал недомогание.. А я вспоминаю наш спецкурс по Достоевскому лет так дцать тому назад.. Андрей Евгеньевич -молодой..красивый.. увлеченный.. Лекции начинались в 8 утра..Зима.. Адский холод.. И мы вдвоем с Андреем Галицким приходили к первой паре..Потом подтягивались другие..Нужно было до похода на лекцию собрать старшего ребенка в школу, малышку накормить..Бежать с полкилометра до остановки, троллейбусы тогда еще не ходили по теперешнему маршруту.. Для того, чтобы услышать О Достоевском.. из уст любимого преподавателя..

  • Александр

    Хотелось бы добавить некоторые замечания относительно описанной в данной статье лекции.
    Нисколько не сомневаясь в лекторских способностях Андрея Евгеньевича, которого, следует уточнить, слушал впервые, отмечу: чувствовалась тяжесть раскачки, осуществляемая в самом начале лекции, когда доктор филологических наук в качестве введения приводил биографические сведения о Белинском и Достоевском и факты об обстоятельствах знакомства этих двух деятелей русской литературы. Но что ж, спрашивается, требовать от декана именно филологического факультета, для которого, в отличие от историка, основные источники информации — опубликованные литературные издания и собственное вдохновение? Это может быть всего лишь примером типичного спора людей разных интересов и научных пристрастий. И, как емко выразился сам Кунильский,
    у каждого свой вкус,
    На все своя манера:
    Одна любит арбуз —
    Другая офицера.
    Но когда, профессор доплыл до своих родных берегов, то этот лоцман мастерски определял фарватер, по которому должна продвигаться его речь. Причем на вооружении у него был не по годам молодецкий, звонкий голос, первые отзвуки которого, разбудили желание всмотреться в фигуру говорящего, до этого закрываемую спинами впередисидящих слушателей.
    В завершение, считаю нужным сказать, что встреча оправдала мои ожидания. Самый главным итогом для меня было так же, как и для автора статьи, очередной раз обратиться к творчеству такого тяжеловеса в области литературы, как Федор Михайлович Достоевский, чего и желаю всем остальным.
    Спасибо!
    Студент 5 курса исторического факультета ПетрГУ Голованов Александр Николаевич.