Интернет-журнал «Лицей»

В волнах собственной жизни

В музее Анны Ахматовой. Фото Ирины Ларионовой
В музее Анны Ахматовой. Фото Ирины Ларионовой

Самым популярным писателем страны в 2016-м по опросам стала автор детективов, а в кино лидирует фильм-катастрофа. Однако масс-культура многим абсолютно не интересна. В нашем опросе называли другие книги и фильмы. 

 

 

Игорь Пузырев, литератор, участник конкурса «Сестра таланта».  Живёт в Ленинградской области:

– Важным для себя в этом году назову рождение романа Дмитрия Новикова «Голомяное пламя». Ожидал с интересом, так как знал о его внутриутробном развитии, внимательно наблюдал родителя на последних сроках, пытался угадать – на кого будет похоже дитя. Оказалось, на мальчика, а я ждал девочку. Расстроился, пусть и немного, за журнальную версию – жаль было любой урезанной редактором строки. Нет там их лишних. Поэтому рекомендую книжный вариант. Роман получился даже лучше самого Новикова. Нет, автор здесь, не затерялся: смелый и изысканный язык; знакомая важность мельчайших брызг, которыми выложен прибой повествования; беспрекословная натуральность каждого слова. Но неожиданно: герои, моменты, места действия – меня как читателя бросают в волнах собственной прожитой жизни, среди памяти и прошлых деяний. Я прочитал книгу про себя, не видел я там никакого мальчика Гришу…

Олег Куваев «Территория». Роман мне иногда необходимо просто подержать в руках. Это гимн всех тех, кто идёт. Вперёд, не оглядываясь, на прямых ногах и обязательно вернётся. Наверняка. Книга сильных людей. Как часто бывает в таких случаях, захватывающе проста и нескончаемо коротка.

Фред Ботсворд «Чужак с острова Барра». Я его перечитывал в этом году, через 30 лет. Канада, граница романтических тундр, молодость городская и туземная вместе ищут любовь. Не обязательно к людям. Всё сурово, но не холод важен, теплом желаний стоит этот краеземельный мир. Птицы, как образы, верная скво… и долгое послевкусие хэппи-энда. Не на языке, но вот тут – рядышком с сердцем.

Унсуралмаали «Кабус-Наме». Книга подарена два года назад друзьями. Смотрю в нее тогда, когда собственный ответ на вопрос не очевиден. Что означает – часто. Книга мудрости. Замечательная настольная книга! Прочитал главу – глубоко подумал. Взял-положил – книга не пылится сильно.

 

Юлия Шестаг, художник, дизайнер. Живет в Штутгарте: 

– Честно говоря, фильмы в 2016-м занимали меня больше, чем книги, их я пересмотрела точно больше двухсот, начиная с немых, а вот книг, наверное, прочитала только с десяток.

Первой назову «Квартал» Дмитрия Быкова. Первой просто потому, что она самая странная, эпатажная, смешная, грустная и очень умная. Эта вещь – шок. Дмитрий Львович сам называет её книгой-прохождением. И если вы дочитаете до конца, то пройдёте через все существующие и доселе неизвестные для вас эмоции, поймёте себя и испытаете катарсис. Или ненависть к автору, как кому повезёт.

Вторая книга — это «Красный крест» Саши Филипенко. Книга, которую мне посчастливилось прочитать ещё в рукописи – она выйдет только в феврале 2017-го. И я настоятельно рекомендую её не пропустить. Как всегда у Саши, это очень лаконичный роман – на вечер. Но в этот раз помимо захватывающей истории, вам попадут в руки редкие архивные документы, которые наверняка изменят ваше представление о истории России XX века.

И третьей книгой станет не «Теллурия» Сорокина, которую я ещё не дочитала, а старая добрая классика – сборник стихотворений Бродского, просто потому, что с ним у меня в прошлом году было много связано и потому перечитано.

 

Виктория Федорова, актриса Театра драмы РК «Творческая мастерская»:

– В этом году я познакомилась с замечательной книгой Дональда Рейфилда «Жизнь Антона Чехова», режиссёр посоветовал. Это жизнеописание Антона Павловича – Чехов такой, каким мы его не знали, это его семья, друзья, любови и, конечно, творческие искания, это мир, куда книга затягивает и долго не отпускает.

Ещё меня заманила, увлекла, порадовала и воодушевила книга «Моя биография. Чарльз Чаплин». Это просто чудо какое-то, рекомендую всем.

Моя настольная книжица — сборник рассказов Рэя Брэдбери «Летнее утро, летняя ночь», я иногда перечитываю её, особенно когда на душе нелегко.

И ещё на книжной ярмарке в Петербурге меня нашла книга «Мир и радость в духе святом» – это сборник проповедей, наставлений и бесед со старцем Фаддеем Витовницким, сербским подвижником и духовником, и его жизнеописание. Много света и мудрости в этой книге.

Если говорить о кино, то, к сожалению, то немногое, что я смотрела из новинок, никак на меня не подействовало, как говорится, ни уму, ни сердцу. Из старого — «Жасмин» Вуди Аллена с удивительной Кейт Бланшетт. Вот ещё не успела посмотреть французский фильм «Антон Чехов», может, ждёт меня что-то хорошее.

 

Николай Тищенко, кандидат филологических наук, доцент ПетрГУ:

– 1. Теодор Амадей Гофман. «Житейские воззрения кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах». Кот был настолько умён, что подглядывал за хозяином, как тот писал свои заметки, и … сам написал свою философскую тетрадку. Жизнь кошек, оказывается, ничем не отличается от жизни людей в небольшом княжестве — как наш ПТЗ, например. И тут, и там приходится выживать в вечной дуэли на когтях или даже на клыках.

2. Владимир Викторович Колесов. «Русская ментальность в языке и тексте». Восток и Запад: ВОС — ТОК — ВОСходящий вечный живой ТОК души и манящее ЗА-ПАДение бренного, измеряемого секундами, рассудительного тела, потерявшего душу. Печень — наш орган. Он от «печь» — главного в нашем доме источника питания-жизни. И английское liver: ливер гастрономический (колбаса ливерная) или…? Что в нашем слове глубоко заложено и как оно отзывается в нас и эхом откликается вокруг нас?

3. Дмитрий Быков. «Советская литература. Краткий курс». Поразило сопоставление Горького с Ницше, их богоборчество. Немец прочитал о Заратустре и натворил великое мировое горе. Горький написал «Челкаш» и воспел сказочную жизнь, преодолевающую смерть. Победил Горький, и в этом с Быковым я согласен.

 

Лена Ланева, домохозяйка, двое сыновей:

– 2016 год у меня получился богатым на книги. И я даже помню, с которой из них всё началось. Как-то сидела я на кухне и грустила. Ко мне подошёл  старший сын Костя, 8 лет, протянул книгу и сказал: «Мама, почитай эту книгу, она тебе поможет». Это был Новый Завет в яркой оранжевой обложке. Честно сказать, я много раз пробовала читать и Новый Завет и Библию, но как-то не получалось. Максимум меня хватало на 1-2 страницы, и этим попытки заканчивались. Но я всё же решила попробовать ещё раз, ведь сын так уверенно это произнёс. И о чудо! Я читала Евангелие от Матфея и не могла остановиться! Казалось, что тут собраны ответы на множество моих вопросов. Всё было таким простым и понятным.

А дальше мне стали попадаться книги, в которых в той или иной степени присутствовал Иисус Христос. Следующей такой книгой была «Хижина дяди Тома». Эта книга, наверное, никого не может оставить равнодушным. Она затрагивает самые глубинные чувства и подталкивает читателя задуматься о вечном. После прочтения обязательно хочется сделать что-то хорошее.

Ещё одна книга, о которой хочется сказать — это «Амон Ра», автором которой является прекрасный человек, Учитель с большой буквы Шалва Амонашвили. Эта книга помогла мне пересмотреть своё отношение к родителям и к людям в целом.

Эти три книги объединяет одно – они усиливают Веру, дарят Надежду и зарождают Любовь.

 

 

Григорий Сузи, учитель истории петрозаводской гимназии № 17:

1. Ямбург Е.А. «Школа и ее окрестности»

2. Соловейчик С. «Педагогика для всех»

Первые две книги про одно – про педагогику с человеческим лицом. Работая школьным учителем, постоянно сталкиваюсь с извечными вопросами: как заинтересовать учеников, а не заставить? можно ли сочетать дисциплину и непринужденность?  У Ямбурга и Соловейчика можно многому поучиться, хотя бы тому, что не надо бояться ставить перед собой эти извечные вопросы.

3. Сартр Ж.-П. «Экзистенциализм – это гуманизм». Это не книга, а статья. Прочитанная много лет назад в университете, она остается любимой и время от времени перечитываемой. О том, что ты за все в ответе и нет тебе никаких оправданий. В этом и есть свобода.

 

 

Евгений Барышев, иерей Александро-Невского Собора:

– №1. Ни малейших сомнений – фильм «Монах и бес» Николая Досталя. Блестящая работа! Просто золотое сечение: сюжет, сценарий, работа оператора, актерская игра. Мы вот часто с гордостью говорим о русской литературе XIX века, а «Монах и бес» – это русская классическая литература художественными средствами кинематографа ХХI века.

№2. Грузино-эстонский фильм «Мандарины» 2013 года, посмотреть который мне посоветовал мой добрый друг и кум, отец Павел Пуговкин из Лахти. Замечательная лента о войне, о том, что такое война на самом деле. Мужество зачастую проявляется не в воинской доблести, не в смекалке, не в боевом искусстве, а в твердости сердца, в силе любви, в мудрости и сострадании. Очень трогательный, а главное – очень злободневный фильм.

«Монах и бес» так тронул мое сердце, что пересмотрел почти всего Досталя. «Облако-рай», которое, кстати, снималось в Петрозаводске. Открывают фильм кадры с видом Соломенного, снятого с высоты птичьего полета. Однако, №3 назову не эту картину, а другую – «Петя по дороге в Царствие Небесное». Пронзительная картина о красоте человеческой души. История кандалакшского городского дурачка, а по сути юродивого в классическом понимании этого слова. Один из самых светлых и радостных фильмов о том, что и в аду, который люди упорно создают на земле, можно видеть свет, и радость, и любовь.

 

Фото из личных аккаунтов и Ирины Ларионовой

Exit mobile version