Интернет-журнал «Лицей»

Город победителей

Петрозаводск, проспект Ленина. 1947-1949 гг. Фото Г. Санько
Петрозаводск, проспект Ленина. 1947-1949 гг. Фото Галины Санько

Что значат 10 лет в жизни города? Это зависит от того, к какой эпохе  его развития они относятся. Послевоенное десятилетие определило внешний облик исторического центра Петрозаводска.  

«Город победителей» – так называется выставка, что начала работать в Национальном музее Карелии.

Победителей, только что одержавших победу в Великой Отечественной войне, победителей, вернувшихся домой, чтобы победить в еще одном сражении – с послевоенной разрухой, ведь Петрозаводск, как и многие десятки городов страны того времени, лежал в развалинах. На вернисаже на плазменном экране демонстрировались кадры кинохроники послевоенных годов. Создавалось впечатление, что весь Петрозаводск был одной большой великой стройкой, а профессия строителя, и архитектора кстати, была самой главной и востребованной.

Петрозаводчане не просто восстанавливали родной город, разрушенный войной, но и создавали  «архитектурно выверенный образ столичного города». Ведь Карелия в те годы была союзной республикой. Поэтому уже в 1945 году был утвержден обновленный генеральный план застройки Петрозаводска, разработанный Ленинградским государственным институтом проектирования городов. Для будущего масштабного строительства в республиканскую контору (сейчас «Карелпроект») приглашали  новые кадры – вчерашних выпускников  архитектурных факультетов, талантливых, амбициозных, полных планов и идей.

Своими воспоминаниями на вернисаже поделился Г.А. Пашков, бывший директор Карелгражданпроекта

Тогда сложилась талантливая команда архитекторов, по проектам которых и были выстроены здания, сформировавшие послевоенный образ исторического центра города – многие из них сохранились до наших дней. Создаваемые по индивидуальным проектам здания формировали архитектурные ансамбли, сочетавшие в себе величественность и пышность декора. Советский неоклассицизм и сталинский ампир успешно работали на создание прекрасных городов, воплощая Победу, новую счастливую жизнь людей, переживших войну, или надежду на нее и строящих светлое будущее, в которое безоговорочно верили.

Именно эти направления определяли первое послевоенное десятилетие в застройке Петрозаводска и именно о них рассказывает новая выставка в Национальном музее. Судя по представленным на выставке фотографиям, музей владеет богатейшей коллекцией фотодокументов.  Среди авторов снимков известные фотографы Карелии  и страны – С. Раскин, Г. Санько, Я. Берлинер, Н. Клишко, К. Перфильев, Е. Блейхман.

Строительство дома на углу улиц Кирова и Малой Подгорной (ул. Титова). 1955 год. Фото Е. Блейхмана
Жилой дом НКВД на ул. Дзержинского (довоенная постройка)
Вид на университет. 1960 год. Фото Е. Блейхмана
Строительство здания Министерства лесной промышленности на углу улиц Карла Маркса и Комсомольской (Андропова). 1953 год. Фото Е. Блейхмана

Рядом с фотографиями два живописных полотна на эту же тему, созданных в 1953 и в 1957 годах художниками Михаилом Клеманским  и  Сергеем Грязевым.

Сергей Грязев. На стройке в Петрозаводске. 1957 год

И еще одно очень важное дополнение к выставке – три планшета, на которых представлены архитекторы, возрождавшие Петрозаводск (очень жаль, что в подписях под каждым снимком не указан автор проекта).

В подготовке выставки большое участие приняла Елена Евгеньевна Ициксон, известный в Петрозаводске архитектор и историк города, автор проекта реконструкции архитектурного ансамбля на Круглой площади. Она дала согласие во время работы выставки прочитать в музее цикл из шести лекций. Причем, проводиться они будут в выходные дни, в дневное время, так что на эти встречи можно придти всей семьей. И иллюстраций к лекциям не потребуется – их целый зал! Первая лекция состоится 29 января в 14 часов.

 

На вернисаже. Около каждого снимка шел оживленный обмен мнениями

Автор выставки Екатерина Логвиненко

Обращало на себя внимание участие в вернисаже петрозаводчан самого разного возраста: для одних, представителей  старшего поколения, это воспоминания, город их детства и юности,  для нынешних  молодых – город бабушек и дедушек, который они открывали уже для себя. Но вот что интересно: и те, и другие сходились в одном мнении: у Петрозаводска было свое лицо.

К сожалению, в последующие десятилетия он стал утрачивать присущую ему индивидуальность. Меньшая часть вины за это лежит на архитекторах, достаточно напомнить  пресловутое постановление 50-х  годов о борьбе с излишествами в архитектуре, о котором снято даже с десяток фильмов.  В результате этой «борьбы» города страны украсили безликие коробки с проемами для окон и дверей.

Последние десятилетия вернулась свобода – строй чего хочешь. Но, простите за каламбур, сегодня Петрозаводск можно назвать городом побежденных.  А победитель мне видится сегодня в образе  некоего инвестора, но с о-очень приличными деньгами, что в наше время имеет решающее значение.  В тех случаях, когда не удается купить желаемое напрямую – земельный участок, здание – помеху просто уничтожают. Дом крестьянина, детская поликлиника, кинотеатр «Сампо»… И вспомните, сколько раз проигрывал суды различных инстанций академик Вячеслав Петрович Орфинский, буквально бросавшийся на защиту памятников городской архитектуры.

Вековая мудрость гласит, что нельзя войти в одну и ту же реку (или воду?) даже дважды. Все течет, все изменяется. У новых поколений – новые приоритеты, новый выбор, наконец у них своя мода, свои представления о городе, в котором теперь они живут. В Петрозаводске много талантливых архитекторов, предлагающих интереснейшие  современные проекты. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить  хотя бы одну из выставок Союза архитекторов Карелии (хотелось, чтобы они проводились чаще).

За что же бороться тогда? Во-первых, за сбережение памяти, как известно, человека утратившего ее, считают больным.  А город каковым считать? И не менее важно, об этом напоминает и выставка, каждый город должен  обладать, как писал поэт, «лица необщим выражением», своей индивидуальностью.

Выставка заинтересовала представителей не только разных поколений, но и профессий. В первую очередь архитекторов. Уже после вернисажа на ней побывал, как рассказали в пресс-службе музея,  Эдуард Федорович Андреев, 20 лет и три месяца, с 1970-го по 1990 год бывший главным архитектором Петрозаводска. Не перечисляя хорошо известных его заслуг и проектов, стоит все таки  напомнить, что если бы не вмешательство Андреева, то набережная Варкауса была бы застроена сегодня стандартными  безликими девятиэтажками. А здание мэрии громоздилось бы на месте памятника партизанам и подпольщикам, «съев» часть Губернаторского парка — но неугомонный главный архитектор пригрозил, что застрелится на этом месте, если проект утвердят власти.

Эдуард Андреев (слева) и директор Национального музея Михаил Гольденберг на выставке. Фото пресс-службы НМ РК

Во время работы выставки музей предполагает провести несколько круглых столов, в котором могут принять участие все, кого интересует прошлое и будущее Петрозаводска, а точнее, его архитектура. Мне кажется, разговор должен быть интересным.

Фото автора

 

Exit mobile version