Что значат 10 лет в жизни города? Это зависит от того, к какой эпохе его развития они относятся. Послевоенное десятилетие определило внешний облик исторического центра Петрозаводска.
«Город победителей» – так называется выставка, что начала работать в Национальном музее Карелии.
Победителей, только что одержавших победу в Великой Отечественной войне, победителей, вернувшихся домой, чтобы победить в еще одном сражении – с послевоенной разрухой, ведь Петрозаводск, как и многие десятки городов страны того времени, лежал в развалинах. На вернисаже на плазменном экране демонстрировались кадры кинохроники послевоенных годов. Создавалось впечатление, что весь Петрозаводск был одной большой великой стройкой, а профессия строителя, и архитектора кстати, была самой главной и востребованной.
Петрозаводчане не просто восстанавливали родной город, разрушенный войной, но и создавали «архитектурно выверенный образ столичного города». Ведь Карелия в те годы была союзной республикой. Поэтому уже в 1945 году был утвержден обновленный генеральный план застройки Петрозаводска, разработанный Ленинградским государственным институтом проектирования городов. Для будущего масштабного строительства в республиканскую контору (сейчас «Карелпроект») приглашали новые кадры – вчерашних выпускников архитектурных факультетов, талантливых, амбициозных, полных планов и идей.
Тогда сложилась талантливая команда архитекторов, по проектам которых и были выстроены здания, сформировавшие послевоенный образ исторического центра города – многие из них сохранились до наших дней. Создаваемые по индивидуальным проектам здания формировали архитектурные ансамбли, сочетавшие в себе величественность и пышность декора. Советский неоклассицизм и сталинский ампир успешно работали на создание прекрасных городов, воплощая Победу, новую счастливую жизнь людей, переживших войну, или надежду на нее и строящих светлое будущее, в которое безоговорочно верили.
Именно эти направления определяли первое послевоенное десятилетие в застройке Петрозаводска и именно о них рассказывает новая выставка в Национальном музее. Судя по представленным на выставке фотографиям, музей владеет богатейшей коллекцией фотодокументов. Среди авторов снимков известные фотографы Карелии и страны – С. Раскин, Г. Санько, Я. Берлинер, Н. Клишко, К. Перфильев, Е. Блейхман.
Рядом с фотографиями два живописных полотна на эту же тему, созданных в 1953 и в 1957 годах художниками Михаилом Клеманским и Сергеем Грязевым.
И еще одно очень важное дополнение к выставке – три планшета, на которых представлены архитекторы, возрождавшие Петрозаводск (очень жаль, что в подписях под каждым снимком не указан автор проекта).
В подготовке выставки большое участие приняла Елена Евгеньевна Ициксон, известный в Петрозаводске архитектор и историк города, автор проекта реконструкции архитектурного ансамбля на Круглой площади. Она дала согласие во время работы выставки прочитать в музее цикл из шести лекций. Причем, проводиться они будут в выходные дни, в дневное время, так что на эти встречи можно придти всей семьей. И иллюстраций к лекциям не потребуется – их целый зал! Первая лекция состоится 29 января в 14 часов.
Обращало на себя внимание участие в вернисаже петрозаводчан самого разного возраста: для одних, представителей старшего поколения, это воспоминания, город их детства и юности, для нынешних молодых – город бабушек и дедушек, который они открывали уже для себя. Но вот что интересно: и те, и другие сходились в одном мнении: у Петрозаводска было свое лицо.
К сожалению, в последующие десятилетия он стал утрачивать присущую ему индивидуальность. Меньшая часть вины за это лежит на архитекторах, достаточно напомнить пресловутое постановление 50-х годов о борьбе с излишествами в архитектуре, о котором снято даже с десяток фильмов. В результате этой «борьбы» города страны украсили безликие коробки с проемами для окон и дверей.
Последние десятилетия вернулась свобода – строй чего хочешь. Но, простите за каламбур, сегодня Петрозаводск можно назвать городом побежденных. А победитель мне видится сегодня в образе некоего инвестора, но с о-очень приличными деньгами, что в наше время имеет решающее значение. В тех случаях, когда не удается купить желаемое напрямую – земельный участок, здание – помеху просто уничтожают. Дом крестьянина, детская поликлиника, кинотеатр «Сампо»… И вспомните, сколько раз проигрывал суды различных инстанций академик Вячеслав Петрович Орфинский, буквально бросавшийся на защиту памятников городской архитектуры.
Вековая мудрость гласит, что нельзя войти в одну и ту же реку (или воду?) даже дважды. Все течет, все изменяется. У новых поколений – новые приоритеты, новый выбор, наконец у них своя мода, свои представления о городе, в котором теперь они живут. В Петрозаводске много талантливых архитекторов, предлагающих интереснейшие современные проекты. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить хотя бы одну из выставок Союза архитекторов Карелии (хотелось, чтобы они проводились чаще).
За что же бороться тогда? Во-первых, за сбережение памяти, как известно, человека утратившего ее, считают больным. А город каковым считать? И не менее важно, об этом напоминает и выставка, каждый город должен обладать, как писал поэт, «лица необщим выражением», своей индивидуальностью.
Выставка заинтересовала представителей не только разных поколений, но и профессий. В первую очередь архитекторов. Уже после вернисажа на ней побывал, как рассказали в пресс-службе музея, Эдуард Федорович Андреев, 20 лет и три месяца, с 1970-го по 1990 год бывший главным архитектором Петрозаводска. Не перечисляя хорошо известных его заслуг и проектов, стоит все таки напомнить, что если бы не вмешательство Андреева, то набережная Варкауса была бы застроена сегодня стандартными безликими девятиэтажками. А здание мэрии громоздилось бы на месте памятника партизанам и подпольщикам, «съев» часть Губернаторского парка — но неугомонный главный архитектор пригрозил, что застрелится на этом месте, если проект утвердят власти.
Во время работы выставки музей предполагает провести несколько круглых столов, в котором могут принять участие все, кого интересует прошлое и будущее Петрозаводска, а точнее, его архитектура. Мне кажется, разговор должен быть интересным.
Фото автора