Интернет-журнал «Лицей»

Человеческая женщина

Сцена из спектакля "Васса" театра "Творческая мастерская. "Фото Игоря Подгорного

«Чья вина в том, что пытаясь созидать, она все-таки разрушает всё вокруг себя? И где найти покой ей? В том же потустороннем мире, где дожидается ее Сергей Петрович, и куда уходит она, потерпев поражение».

Продолжаем обсуждение премьеры «Творческой мастерской» — спектакля Сергея Стеблюка «Васса» по пьесе М. Горького.

 

Театр драмы РК «Творческая мастерская» взбудоражил город премьерой. И что предлагается? Горький, «Васса». Невероятно. Положим, то, что «ТМ» трепетно относится к классике, когда многие, особенно не рискуя, ставят проходные комедии в стиле «пипл хавает», известно хорошо. Но то, что широкое обсуждение, множество восторженных откликов вызывает в наше время Горький, – это удивляет. Да простят меня поклонники писателя, чьи отдельные произведения я и сам с удовольствием перечитываю, но тут, на мой взгляд, дело не столько в Горьком, сколько в «ТМ», в режиссере Сергее Стеблюке, в команде театра, в игре Виктории Федоровой, в сценографии Игоря Капитанова…

Большая раздвижная стеклянная перегородка отделяет глубину сцены, как бы создавая эффект ирреальности, потусторонности дальнего пространства. И неслучайно – именно там в основном протекает жизнь Сергея Железнова, спившегося капитана, мужа Вассы. Приглашение Евгения Терских на эту роль, думается, очень правильное решение. Сейчас, после спектакля, трудно представить, кто еще мог бы так ярко показать и дикую натуру, едва сдерживаемые силы, бродящие в этом персонаже, и безысходность, заставляющую его уходить от жизни в разгул или алкогольное отупение, и романтичность образа, когда является он там, в потустороннем пространстве, словно перед внутренним взором убившей его жены…

Сергей Железнов — Евгений Терских

Конечно, главный персонаж – Васса. Виктория Федорова показала после «Гранатового браслета» и «Настасьи Филипповны», также поставленных Сергеем Стеблюком, еще один неоднозначный, сложный женский образ. Поначалу трудно воспринять ту Вассу, которую играет Виктория Федорова, ожидаешь более жесткого поведения персонажа. Когда идет ее диалог с управляющим пароходством Гурием Кротких (Юрий Максимов), кажется, судовладелица могла бы проявить большую заинтересованность в деловых вопросах. Задаешься вопросом: этой ли женщине принадлежат миллионы? Но вскоре понимаешь, Виктория Федорова так изображает свою героиню, чтобы подчеркнуть другие ее черты. Да, Васса, как говорят, железная леди, но железная – потом, а сначала – все же женщина, «человеческая женщина», при всей сложности этого образа.

Всё это подчеркивается яркой игрой во втором действии, когда Железнова бьется с Рашелью (Галина Пелевина) за то, чтобы внук оставался с ней. Да, Васса в вечной битве за обеспеченную жизнь потерпела поражение. И, наверное, не любовь к внуку ею движет, а желание взять реванш за слабого, умирающего где-то сына, за дочерей, из которых одна спивается, другая наивна, как младенец… Но Виктория Федорова оставляет место и для любви, и, может быть, главное место. Не зря же Васса рассказывает, как некогда любила Сергея Петровича, до боли, до унижения… Васса Виктории Федоровой – женщина страдающая, нуждающаяся в поддержке, которую ей некому оказать, ставшая столпом огромного дела не столько, может, своей волей, сколько по необходимости. Ей сочувствуешь, она вызывает симпатию. И вот когда Виктория Федорова раскрывает свой персонаж, за игрой актрисы следишь неотрывно, за каждым жестом, за каждым выражением лица…

Галина Пелевина в роли Рашель

Сложная задача стояла перед Галиной Пелевиной. Сергей Стеблюк поставил спектакль по второму варианту пьесы, где события вплетены в исторический контекст. Казалось бы, зачем сейчас слушать какие-то довольно бредовые пророчества революционерки? Мы же знаем, во что сто лет назад все вылилось. Но в устах Галины Пелевиной революционные лозунги, угрозы классу, который представляет Васса, не выглядят несвоевременными. Скорее, они воспринимаются как вечное пророчество, грозящее любому имущему, повторить судьбу Иова, имевшему все, и все потерявшему… Галина Пелевина убедительно показала и трагедию «идейной» матери, отказывающейся от сына ради идеалов, и нелепость веры в идеалы, заставляющие забыть свое человеческое предназначение, и беспомощность, поскольку «народ», который должна освободить революция, не понимает деятельности таких, как Рашель. Это очень удачно показывает горничная Поля (Ольга Саханова), подсмеивающаяся над Рашелью, вытирающей пол.

Рашель Галины Пелевиной в какой-то мере иной образ той же Вассы. Ее так же некое «дело» вынуждает забыть о человеческих чувствах… Если бы пришлось делать выбор, чьи действия приносят большее зло, Вассы, убившей мужа, или Рашели, приближающей революцию, нам пришлось бы трудно, особенно, зная о том, как развивались события сто лет назад.

И все же мы видим на сцене не историческую хронику, а драму, историю Вассы, пытающейся, как умеет, противостоять грядущему разрушению, в каком бы виде оно не пришло: хоть в карточном проигрыше мужа, хоть в революционном вихре. В этом противостоянии Васса не может уделять внимания дочерям. И вот старшая (Валерия Ломакина) спивается, младшая (Евгения Верещагина) страдает без материнской ласки и готова, кажется, подчиниться любому, кто может приласкать, будь это хоть приживала Пятеркин (Александр Галиев). Между дочерями Васса находится как бы между ангелом и бесом. Наивный взгляд, детский голосок подчеркивают слабость младшей Людмила. А старшая Наталья нарочита жестка, груба. Валерия Ломакина играет мощно, я бы сказал, пишет образ резкими штрихами. Чего стоит надрывная песня и танец под бубен Пятеркина! Кто-то из зрителей не выдержал, попал под магию игры Валерии Ломакиной, начал подпевать…

«Васса» «Творческой мастерской», на мой взгляд, рассказывает не столько о трагедии сильной женщины, сколько о трагедии российской женщины вообще. Помнится, однажды польский писатель Мариуш Вильк, много лет проживший в России, сказал мне, что здесь женщины вынуждены быть сильными, поскольку мужчины брать на себя ответственность не хотят, сидят, мол, на зимней рыбалке, в руках игрушечка, в кармане бутылочка… На кого опереться Вассе? На пьющего мужа? На франтоватого Прохора Борисовича Храпова (Дмитрий Максимов), только и мечтающего оторвать кусок от ее денег? Да и другие мужские образы – пасующий перед Вассой Кротких, дрожащий то ли от страха недополучить денег, то ли от предвкушения получения Мельников (Георгий Николаев), несмелый Евгений (Дмитрий Константинов), хитрый, тоже надеющийся поживиться за счет Вассы Пятеркин – опорой быть не могут. И что остается женщине? Хитрить и наушничать, если своих средств нет, как это делает Оношенкова (Галина Дарешкина). Покончить счеты с жизнью, что выбирает горничная Лиза (Анна Вихорева). Броситься в борьбу с системой, пытаясь осчастливить всех за счет потери личного счастья, — решение Рашели. Или пытаться выстроить вокруг себя прочное здание, невзирая на сопротивление. Это делает Васса.

 

Чья вина в том, что пытаясь созидать, она все-таки разрушает все вокруг себя? И где найти покой ей? В том же потустороннем мире, где дожидается ее Сергей Петрович, и куда уходит она, потерпев поражение. Очень удачен финал спектакля, когда герои сидят почти неподвижно, зато громко звучат их голоса, они ссорятся, грызутся из-за наследства, из-за ключей от сейфа. Таким образом, мне кажется, выходит на первый план та истинная реальность, которая видна не глазами, которая воспринимается каким-то иным чувством. И в этой истинной реальности спокойствие Храпова и Оношенковой не скрывает их действительных чувств. И в этой реальности Васса оказывается с любимым мужем.

Новый спектакль «Творческой мастерской» многозначен. Уверен, каждый зритель найдет в нем что-то свое, о премьере еще будут говорить и спорить. Но то, что «Васса» — удача «ТМ», для меня несомненно.

Фото Игоря Подгорного

 

 

Exit mobile version