Интернет-журнал «Лицей»

Викторианский стиль

В спектакле "Гранатовый браслет". Фото Игоря Подгорного
В спектакле «Гранатовый браслет». Фото Игоря Подгорного

Виктория Федорова – наследница по прямой не только русской театральной школы, но и английской.

«Её глаза блистают косо, арбузных косточек черней, ее каштановые косы свободно падают с плечей… С усмешкой жаркой и неверной она все смотрит на людей…» — позднее стихотворение Валентина Катаева с ней все-таки соотносится. Косы только она отрезала. И это понятно. Потому что актриса Театра драмы Карелии «Творческая мастерская» Виктория Федорова вне южной жовиальности. Она – из другого города. Да и, пожалуй, из времени другого.

Ее часто упрекают в холодности. Она играет, особенно в драматических спектаклях без буйных страстей, без аффектированных всхлипов, да и рук она не заламывает. Ну, не Сара Бернар, в общем.

Виктория Федорова и впрямь не наследница французской классической школы. Она – наследница по прямой школы не только русской, но и, мало кто это подмечал, – школы английской.

Вот «Васса», нашумевший спектакль прошлого сезона, собирающий призы, в том числе иногородние и престижные нынешнего. Что и как в нем играет Федорова? По большому счету, ничего. И все же всё: ее героиня все время стоит или стоя движется, а время бежит. Бежит сквозь нее

Думаю, что Федорова знакома с поэзией Иосифа Бродского. Потому что и в «Вассе», и в стартовом и заметном в ее карьере спектакле – в «Трех сестрах» в постановке Ивана Петрова, – по гамбургскому счету она рождается как большая актриса одной темы – уходящего времени, которое убивает детали, вещи, слова, традиции. И в то же время сберегает чувство жизни без подтекста.

– Может быть, я ретроград, но я не могу жить по-иному. Когда после студии я пришла в театр, рядом были Людмила Филипповна Живых, Елена Юлиановна Бычкова, Георгий Александрович Ситко, Олег Александрович Белонучкин – они были не только людьми театра, но и людьми театра-дома со своим уставом общежития. Для меня это очень важно и по сей день.

Конечно, чувство Дома.

Ее дом – ее крепость.

Ее княгиня Вера из «Гранатового браслета» – почти Ирэн Сомс из «Саги о Форсайтах». Только мужества не хватает уйти из мира светского притворства. Да еще и хватает понимания того, что все-таки несмотря ни на что в жизни ее разбитой есть дом, куда можно приткнуться.

Я сознательно пишу лишь о драматических ролях Виктории Федоровой. Именно потому, что в них она являет себя как большая актриса. Может, на сегодняшний день единственная на театральной сцене Карелии.

Хотя неправомерно оставлять в стороне ее блестящие характерные роли, создание с Натальей Мирошник песенного дуэта «Простотакдуэт», который стал лауреатом  Международного конкурса имени Андрея Миронова «Поют драматические артисты» в Москве.

И все же…

В детстве она любили рассаживать в ряд на диване своих кукол, числом около тридцати. Хотела добиться от них понимания своих указаний. Агата Кристи примерно так же пишет о своем детстве.

Что в итоге: с одной стороны – классический автор детективов из Англии, с другой – почти классическая актриса драмы из России.

Для Федоровой осталось одно – сыграть Шекспира. Допустим, леди Макбет.

Exit mobile version