Главное, Дом актёра, Культура

Викторианский стиль

В спектакле "Гранатовый браслет". Фото Игоря Подгорного
В спектакле «Гранатовый браслет». Фото Игоря Подгорного

Виктория Федорова – наследница по прямой не только русской театральной школы, но и английской.

«Её глаза блистают косо, арбузных косточек черней, ее каштановые косы свободно падают с плечей… С усмешкой жаркой и неверной она все смотрит на людей…» — позднее стихотворение Валентина Катаева с ней все-таки соотносится. Косы только она отрезала. И это понятно. Потому что актриса Театра драмы Карелии «Творческая мастерская» Виктория Федорова вне южной жовиальности. Она – из другого города. Да и, пожалуй, из времени другого.

Ее часто упрекают в холодности. Она играет, особенно в драматических спектаклях без буйных страстей, без аффектированных всхлипов, да и рук она не заламывает. Ну, не Сара Бернар, в общем.

Виктория Федорова и впрямь не наследница французской классической школы. Она – наследница по прямой школы не только русской, но и, мало кто это подмечал, – школы английской.

Вот «Васса», нашумевший спектакль прошлого сезона, собирающий призы, в том числе иногородние и престижные нынешнего. Что и как в нем играет Федорова? По большому счету, ничего. И все же всё: ее героиня все время стоит или стоя движется, а время бежит. Бежит сквозь нее

Думаю, что Федорова знакома с поэзией Иосифа Бродского. Потому что и в «Вассе», и в стартовом и заметном в ее карьере спектакле – в «Трех сестрах» в постановке Ивана Петрова, – по гамбургскому счету она рождается как большая актриса одной темы – уходящего времени, которое убивает детали, вещи, слова, традиции. И в то же время сберегает чувство жизни без подтекста.

– Может быть, я ретроград, но я не могу жить по-иному. Когда после студии я пришла в театр, рядом были Людмила Филипповна Живых, Елена Юлиановна Бычкова, Георгий Александрович Ситко, Олег Александрович Белонучкин – они были не только людьми театра, но и людьми театра-дома со своим уставом общежития. Для меня это очень важно и по сей день.

Конечно, чувство Дома.

Ее дом – ее крепость.

Ее княгиня Вера из «Гранатового браслета» – почти Ирэн Сомс из «Саги о Форсайтах». Только мужества не хватает уйти из мира светского притворства. Да еще и хватает понимания того, что все-таки несмотря ни на что в жизни ее разбитой есть дом, куда можно приткнуться.

Я сознательно пишу лишь о драматических ролях Виктории Федоровой. Именно потому, что в них она являет себя как большая актриса. Может, на сегодняшний день единственная на театральной сцене Карелии.

Хотя неправомерно оставлять в стороне ее блестящие характерные роли, создание с Натальей Мирошник песенного дуэта «Простотакдуэт», который стал лауреатом  Международного конкурса имени Андрея Миронова «Поют драматические артисты» в Москве.

И все же…

В детстве она любили рассаживать в ряд на диване своих кукол, числом около тридцати. Хотела добиться от них понимания своих указаний. Агата Кристи примерно так же пишет о своем детстве.

Что в итоге: с одной стороны – классический автор детективов из Англии, с другой – почти классическая актриса драмы из России.

Для Федоровой осталось одно – сыграть Шекспира. Допустим, леди Макбет.

  • Джек

    вот не видел я Викторию в театре.Надеюсь, что это произойдёт. Вот только не пойму зачем её сравнивать с Сарой Бернар? Она актриса не прошлого. а позапрошлого века. Может быть уместнее было вспомнить про Лили Джеймс или Джуди Денч? Тоже ведь неплохо смотрятся на подмостках Лондонских. или Живых и Белонучкин- это оттуда? Из позапрошлого века?
    А сыграть Виктории леди Макбет или нет — она, наверное, сама решит. Я её вижу в роли «Леди Макбет Мценского уезда». Что совсем не принижает её. У Островского накал страстей не ниже, чем у Шекспира.

  • Владимир Лененко

    Я не знаком ни с Тюковым, ни со Свинцовым, но, прочитав статью и комментарии, хочу обратиться к Дмитрию — зря вы обижаетесь и отвечаете Тюкову. Ваша даже не рецензия, а личное впечатление от игры Виктории Токаревой написана нормальным языком, без выспренности, но с любовью. Чего не скажешь об отклике Тюкина. Вместо конкретных аргументов — набор «квазиумных» терминов, цитат и претензий к Дмитрию. «Вы придете в театр и вместо Виктории найдете ДС» — что за бред и воспаленное воображение? Не только в театре, но и в статье на первом плане актриса и никакого выпячивания самого автора, только его впечатления о ее игре…
    Как это обычно бывает, громче всех «Держите вора!» кричит сам вор. Вот и Тюкову все претензии надо обратить к самому себе.

  • Дмитрий Свинцов

    Каждая моя публикация, меня, вполне самостоятельного литератора, подвергается в интернет-журнале «Лицей» оскорбительной, для меня, человека, критика, необоснованной обструкции. Такое впечатление, что этот человек придумывает свой собственный мир ради того, чтобы уничтожить мир других.

    • Алина

      Потому что Тюков это — «Баба -яга всегда против.!» Штатный критик, в осноном аботает на негативе

  • Андрей Тюков

    «Если кто-нибудь слышал, что животное gavaya похоже на быка и, придя в лес, увидит такое животное, то он приходит к заключению, что это и есть именно gavaya» (ньяя).
    Боюсь, если кто-нибудь придёт в театр и, руководствуясь текстом Свинцова, задумает увидеть там актрису Фёдорову, то он жестоко опешится. И вместо искомой Виктории найдёт кого-то совсем другого, скорее всего — именно эссеиста ДС.
    Когда читаешь некоторых авторов, то вчуже пробирают сомнения: а ставилась ли вообще такая задача — показать в тексте нечто, выходящее за пределы авторского эго, сколь угодно богатого на выдумки и знающего очень много гитик (думаю, что эрудированность ДС и его умение складывать литеру не обсуждаются и должны, так сказать, приниматься a priori: только глянул — Свинцов! — и сразу: «О!»), или же автор был озабочен исключительно тем, чтобы себя не уронить?
    Бывает нелегко отлить живые и трепетные восприятия конкретного человека, имеющие реальный субстрат и потому принимаемые вместе с этим субстратом, во плоти, со всеми запахами, нюансами и мелизмами, отлить в представления — а представления суть наши умопостроения и как таковые не имеют соответствующих себе объектов во внешнем мире (Шанкара). И опять подмена объекта, и опять там вместо Виктории Фёдоровой — Дмитрий Свинцов… Кажется, я уже говорил это. Но ведь и Свинцов уже писал о Свинцове, и не раз…
    Но пишет он интересно. С любовью.