В нем примут участие солисты, хор и оркестр Музыкального театра Карелии; музыкальный руководитель и дирижер – Михаил Синькевич, хормейстер – Александр Зорин.
За последние годы в тройку лидеров мирового оперного репертуара стремительно ворвалась «Волшебная флейта». Одна из самых известных и, уж точно, самая загадочная опера моцартовского гения. Она знает множество сценических трактовок и воплощений, в ней столько слоев смысла, что их хватает на постановки и в детских театрах, и на самых серьезных и престижных оперных подмостках.
Местом действия либреттист Э. Шиканедер избрал Египет, обозначив время действия как неопределенное, но приблизительно в эпоху правления фараона Рамзеса I. Все это дает простор воображению постановщиков.
«Волшебную флейту» можно трактовать и как волшебную сказку, и как зашифрованное масонское послание… Какая версия обретет жизнь на петрозаводской сцене, мы узнаем весной: поставить оперу приглашен один из ведущих режиссеров современного российского музыкального театра Георгий Исаакян. Но услышать знаменитую музыку можно будет уже сейчас: как принято в мировой практике, театральную постановку предваряет концертное исполнение. И как обычно бывает в таких случаях, одну партию будут исполнять несколько солистов, чтобы театр мог показать все составы исполнителей. Так что мы будем иметь редкую возможность услышать большинство ведущих солистов театра за один вечер.
Одна из самых, если не самая известная ария в этой опере – это вторая ария Царицы ночи. Ее верхние «фа» стали своеобразным кастингом для колоратурных сопрано, пройти который способна далеко не всякая певица. Партию Царицы ночи исполнит Эльвина Муллина.
Антагонистом этого персонажа в опере выступает верховный жрец Изиды и Озириса Зарастро (в его образе предстанут наши басы Андрей Блаховский и Александр Ватолкин). Именно о его арии с мужским хором Бернард Шоу сказал: «Вот музыка, которую можно вложить в уста Бога, не кощунствуя».
Лирические герои оперы – принц Тамино и дочь Царицы ночи Памина. Принц – конечно, тенор (Иван Подойников, Чингиз Кадыров, Павел Полянинов), Памина – сопрано (Анастасия Аверина, Татьяна Еремина, Наталья Ландовская, Ольга Маслова), и для них Моцартом создано немало страниц чудесной музыки.
По жанру «Волшебная флейта» – опера-зингшпиль, то есть опера с разговорными диалогами или даже драма с пением (от немецких слов «singen» – «петь» и «Spiel» – «игра»), преимущественно комического содержания. И, как во многих комических произведениях, здесь есть пара персонажей-простаков: птицелов Папагено и его возлюбленная Папагена. Их дуэт и ария Папагено («Я самый ловкий птицелов») также входят в число оперных шлягеров. Партии этих героев исполнят Марина Жаркевич, Валерия Кузнецова, Анна Шалаева и Павел Назаров, Кирилл Чурсин, Ринат Чуганаев.
Ими, конечно, число персонажей оперы не ограничивается, ведь Царица ночи и Зарастро, как и полагается верховным божествам и магам, имеют своих сторонников и свою свиту, а значит, здесь есть место и ансамблям, и хоровым сценам. Кстати, как и будущий спектакль, концертное исполнение прозвучит на русском языке.
Эта последняя сотворенная моцартовским гением опера с самого начала имела огромный успех. Композитор писал жене во время первых спектаклей: «Зал неизменно полон. Дуэт «Мужчина и женщина», «Колокольчики» из первого акта, как и прежде, требуют исполнить на бис. Как и трио пажей из второго действия. Но что меня больше всего радует, так это молчаливое одобрение! Чувствуется, как опера все больше растет в общественном мнении».
Остается узнать, какую роль во всей этой истории играет собственно волшебная флейта. Но для этого, скорее всего, придется дождаться премьеры, а в ожидании ее – послушать великую музыку – 7 декабря в Большом зале консерватории.
Фото Сергея Споялова