Музыкальный театр Карелии открыл 2021 год оперным шедевром Н.А. Римского-Корсакова — оперой «Царская невеста» в постановке Георгия Исаакяна.
Великие имена — вечные темы. Н.А. Римский-Корсаков написал «Царскую невесту» будучи уже состоявшимся композитором и педагогом. События в опере происходят в XVI веке, но они не утратили актуальность и во времена Римского-Корсакова. Личная прихоть и желание обладать могут привести к непоправимым последствиям. Режиссер Георгий Исаакян рассматривает этот сюжет через призму наших дней. Вечная драма любви и долга, «вчера» и «завтра».
Один из ведущих российских оперных режиссеров Георгий Исаакян – обладатель премии «Золотая маска» и других престижных наград – ранее уже сотрудничал с театром, поставив в 2015 году оперу «Волшебная флейта» В.А. Моцарта. Постановки Исаакяна идут на зарубежных сценах (Рига, Дублин, Осака, Минск, Ереван) и в театрах России – как столичных, так и региональных (Пермь, Санкт-Петербург, Москва, Ростов, Екатеринбург и другие).
Знакомство с интерпретацией «Царской» начинается уже с афиши. На меховой опушке шапки Мономаха вместо привычной золотой полусферической части с крестом выросла башня «Федерация». Будь в современной России самодержавие, именно такой головной убор носил бы наш царь. Будущее строится на крепком фундаменте традиций, поэтому в окнах башни отражается бескрайнее небо России и православный собор.
Режиссёр не раз повторял в пресс-релизах и интервью: «Театр – это про жизнь, это про нас». В постановке можно увидеть реальность московских улиц. Обычные, на первый взгляд, девушки в джинсах и кедах, парни в пальто и чиновники в пуховиках, но живут они, конечно, в апартаментах Москва-Сити. Интерьер элитных квартир-покоев выдержан лаконично, под стать современному пристрастию к минимализму — чёрные стеклянные столы, белая кровать, панорамные окна. Сценография (Георгий Исаакян – режиссер-постановщик, Эрнст Гейдебрехт – художник-постановщик, обладатель премии «Золотая маска», Татьяна Ногинова – художник по костюмам и Евгений Ганзбург – художник по свету) становится главным действующим лицом оперы. Она показывает нам всё то, к чему мы привыкли, одновременно намекая на архаичность нашего поведения.
Режиссер часто играет со зрителем, гиперболизируя и выворачивая наизнанку повседневность. Возвращаясь после шопинга, Марфа (Эльвина Муллина) и Дуняша (Дарья Батова) не могут пройти мимо собора, торжественно не осенив себя знамением. В комедийной сцене смотрин царь оценивает не только лица невест. Зритель как будто подсматривает под дверь и домысливает все подробности происходящего. Русский Дон Жуан Григорий (Вадим Мокин) во время звучания увертюры появляется в провокационных мизансценах. Зритель здесь – как случайный свидетель, неосторожно повернул голову в сторону окна квартиры Грязного. Самое острое и спорное режиссер оставляет на финал – Марфа умирает, причем эффектно. Римский-Корсаков оставил открытый финал – Марфа сходит с ума, но жива ли она? Режиссер ставит точку в ее жизни. Мы не видим всех деталей, но возникает четкий звук выстрела, и у зрителя уже нет шанса уйти без картинки в голове.
Музыка в этой интерпретации часто становится фоном. Увертюра и интродукция в современных постановках давно перестали быть просто созерцанием музыки. В постановке это время было заполнено мизансценами, что сразу отвлекло внимание зрителя от игры оркестра. На открытой репетиции можно было наблюдать тщательную работу дирижера (Михаил Синькевич). Во время премьеры не везде была слаженность и аккуратность, но эмоциональная подача исходила как от дирижера, так и от оркестрантов.
Солисты, певшие премьеру, были убедительны в своих сценических амплуа, но настоящее наслаждение зритель получает от устойчивого и яркого голоса. Бомелий (Каюм Шодияров) оказался самым ярким исполнителем. Злой, хитрый, у Исаакяна он еще и обаятельный. Герой, воплощающий в себе все зло, о котором мы можем говорить в этой опере. Артист отразил это не только в игре, но и в голосе.
Особого внимания заслуживают артисты хора. Исполнение всех хоровых номеров было на высшем уровне. При малом составе артистам удалось совместить хореографию и выразительное пение в сцене-пляске с хором «Яр-хмель».
В новой постановке «Царской невесты» сценография и находки режиссера Георгия Исаакяна компенсируют все огрехи оркестра и солистов.
К современным постановкам часто относятся скептически и предвзято, но для вечных тем нет временных рамок и правильных декораций. Музыка Римского-Корсакова прекрасна в любом сценическом воплощении, она способна играть главную или фоновую роль, давая простор не только интерпретаторам, но и зрителю.
Об авторе публикации. Вероника Бойкова — студентка второго курса кафедры дирижирования Петрозаводской государственной консерватории имени Глазунова.
Ближайший показ оперы «Царская невеста» в Музыкальном театре Карелии состоится 14 марта.