Интернет-журнал «Лицей»

Мойры с вирусом человечности

"Мойры Петроградского района". Фото: puppetmo.ru
«Мойры Петроградского района». Фото: puppetmo.ru
О спектакле «Мойры Петроградского района» Московского областного театра кукол

 

Театр Московского областного театра кукол показал петрозаводским зрителям волшебную историю «Мойры Петроградского района», сотканную режиссером Александрой Ловянниковой в невесомую питерскую новеллу. Вроде бы всем известно, мойры — управительницы судеб человеческих. Но при чем здесь Петроградский район?

 

Немного информации. Мойра — существо, неподвластное даже богам. Сначала считалось, что мойра есть у каждого человека. Но со временем число их свелось к двум-трём. Наиболее распространённая версия — три сестры: Атропа — неотвратимая (неумолимая участь, смерть), перерезающая нить; Лахеса — судьба, дающая жребий; Клото — пряха, прядущая нить жизни.

 

Кирилл Фёдоров в своей пьесе описывает дипломатическую миссию мойр. Они делегированы некоей комиссией в Петроградский район Санкт-Петербурга. Божественные существа инфицированы вирусом человечности,  и в итоге их представительство закрывают. А это означает желанную свободу и море! Но до этого мойры, которые пятьдесят лет исправно выполняли свою работу и ждут комиссию по оценке их деятельности, совершают несколько судьбоносных ошибок.

Атропа, неотвратимая мойра, во время похода в магазин, потеряла ножницы, которые прекращали течение человеческой жизни. Находит их злой парикмахер, который очень скоро понял их волшебную силу, принял как миссию и пошёл освобождать мир от бездомных людей и собак. Все как всегда. Как лучше хотел.

 

Ещё Атропа прикормила Белку и «забыла» обрезать нить её жизни вовремя. Вечная рыжая белка усугубила ситуацию, спутав нити судеб жителей Петроградского района так, что распутать их почти невозможно. Мойры на это безобразие посмотрели, да и решили: пусть сами распутываются. Кстати, сказала это мойра Лахеса, дающая жребий.

В интервью Марине Пискуновой Александра Ловянникова рассказала, что автор пьесы так точно описал дома, что она смотрела по картам Гугла, как они выглядят, и повторила в макетах домиков в спектакле настоящий вид реальных зданий и моста. То, что Александра и режиссёр и художник спектакля, повлияло на его цельность, гармоничную лёгкость, когда нет ни в одном кусочке соревнования двух творцов, когда детали восхищают своевременностью использования.

На сцене — мастерская, где все под руками артистов. Представление создаётся на глазах у зрителей со стеллажей снимаются нужные архитектурно элементы, достаются куклы.

О них отдельно хочется сказать. Чисто девочкин ход — делать куклы из того, что под рукой, и верить в них. В спектакле куклы — это перчатки. Будто в кладовой питерской подземки режиссёру разрешили забрать одинокие разномастные перчатки, и она превратила их в актеров. Александра рассказывала, что ей хотелось придать куклам более человеческий вид, поэтому перчаточные куклы перевёрнуты, непривычный ракурс. Может быть, настоящим актёрам театра кукол не слишком удобно управляться с ними, но так они действительно очень похожи на людей. Они и ходят в характере персонажа.

 

А собака! Бесформенно мягкая, лохматая рукавица, тёплая и нежная к добрым людям и агрессивно ощетинивающаяся к злому человеку.

Мне хотелось попасть в круг фонаря, который «светит себе под ноги», быть ближе к этим куклам, чтобы видеть их лица. Но это же Питер! Город значительный, а люди не слишком. Они часть вечного города ненадолго. Поэтому характер в очертаниях, в деталях. В изысканном шарфике Вадима, в копне волос его подруги, в ярких узорах на свитерах мойр, в мягких-мятых контурах бездомного и мято округлых лохматых собачьих. А ещё в световой палитре: уютной мастерской человеческих судеб мойр, острых фарах автомобиля, который занесло на мосту, печально серого света сиротской площадки детдома…

 

Все причудливо переплетается так, как в жизни, я это называю «Божьи кружева». Смотришь на узоры переплетений и понимаешь как и что кому предназначено в этой истории и где настоящее правильное для каждого из них.

 

И Питер. Мудрый, зябкий, не слишком уютный, но такой родной. Этот спектакль останется в моем сердце, он вошёл туда без стука и поселился рядом с каштаном из парка у Инженерного замка. Мне так хорошо с ними.
Exit mobile version