Дом актёра

«Каждый раз на гастролях с замиранием ждёшь реакции зала»

Актрисы Московского областного театра кукол. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова
Актрисы Московского областного театра кукол. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Как Московский (!) областной театр кукол смог так точно сыграть Петербург, с его туманами, мистикой, снегом в лицо, мостами и домами? Так по-питерски тончайше сыграть на струнах зрительских душ? Этим вопросом многие задаются. На пресс-конференции в Петрозаводске он тоже прозвучал.

Актрисы Анастасия Игнатенко и Наталья Третьяк скромно кивали на режиссёра. Мол, как поставили, что вложили, то мы и сыграли. Но тут же рассказали, как в Питере рвались к дому, где предположительно и проживают их героини. Как отправились на это место, невзирая на время и расстояние. Значит, наполнились Петербургом сами и теперь делятся с нами.

Спектакль «Мойры Петроградского района» Московский областной театр кукол привёз в Петрозаводск в рамках проекта «Большие гастроли».

Любовь Васильева, директор Театра Кукол Карелии:

— Большие гастроли» — огромное счастье для всех театров России. Возможности для выезда у театров всегда были сильно ограничены. Выезжали только в ближайшие города. Мы, например, по Северо-Западу в лучшем случае. Министерство культуры РФ проблему осознало, важность гастрольной деятельности оценило, и вот уже два года мы участвуем в проекте «Большие гастроли», в рамках которого театры получают средства для обменных гастролей. Правда, Московский областной театра кукол вне обменных гастролей, потому что в их театре зал такой миниатюрный, что наши спектакли там не встают. И то, что они приехали в Петрозаводск, практически подвиг Олега Николаевича Лабозина, который пробил такое участие без обмена, и мы смогли показать вам спектакли наших друзей.

Сейчас мы создаём заявки на 2022 год. Если утвердят, обменяемся с Алтайским театром. Это хорошие возможности и для театров и для зрителей. Кстати, в рамках этого проекта театры для детей получают ещё и гонорары за выступления на гастролях.

Олег Лабозин, директор Московского областного театра кукол:

— Спасибо Росконцерту за эту программу. Особенно для нашего уникального театра, который принять никого не может. Есть ситуация, когда нам невыгодно ехать, мы в Москве заработаем за это время больше, но едем, потому что это очень важно. И интересно!

Артисты Анастасия Игнатенко и Наталья Третьяк:

— Каждый раз на гастролях с замиранием ждёшь реакции зала. И нам не просто понравился карельский театр кукол, зал, но и поразили зрители. Реакция была удивительной. Поддерживающей, точной.

На пресс-конференции. Фото Виктории Никитиной
На пресс-конференции. Фото Виктории Никитиной
Ольга Лабозина, руководитель литературно-драматической части МОТК:

— Пьеса Константина Федорова «Мойры Петроградского района» была написана в рамках нашей творческой лаборатории в 2017 году. В 1983 году наш театр утвердил собственный международный фестиваль Театр кукол — без границ». А в рамках фестиваля с 2014 года проводятся творческие лаборатории «Маленькая драма» с драматургическое мастерской Михаила Бартенева. Аналитический центр лаборатории возглавляет театральный критик Павел Руднев. Основная задача — создавать новые пьесы для театров кукол и продвигать их на сценических площадках мира. Сейчас уже проведено четыре таких лаборатории, выпущены сборники. Эта пьеса из второго сборника. Режиссёр и художник Александра Ловянникова, композитор Андрей Занога. Наш спектакль был приглашен на Володинский фестиваль в Петербург, и это было уникально! Единственный театр кукол среди драматических. В спектакле действительно очень питерская атмосфера. Одна реплика «Фонарь, который светит себе под ноги» что стоит.

— Ольга Викторовна, вам приходится бороться за зрителя?

— Находимся на Таганке, но тем не менее постоянно работаем со зрителем. Есть административный цех. Они придумывают к спектаклям розыгрыши, проводят мероприятия, у нас есть школьные четверги. А есть ещё проектный отдел, который занимается разработкой проектов театра. Планируем создать зрительский клуб. В прошлом году открыли театральную студию. Дети, которые учатся в ней, может быть, и не станут актерами, но они уже точно будут нашими прекрасными зрителями. У нас есть фестиваль, и на нем работает семейное жюри. Наряду с профессионалами, оценивают спектакли бабушка и внучка, папа и сын. Нам это очень важно.

Любовь Васильева:

— Хочу вставку сделать, свою боль озвучить. Вот прекрасный театр, у них есть проектный отдел и другие необходимые цеха. И это правильно и нормально. А у нас нет костюмера, педагога по вокалу, проектного менеджера — ставок нет и как эту проблему сдвинуть я не знаю. Очень нужны нашему карельскому театру возможности стать ещё лучше!

Виктория Никитина:

— Наталья, Анастасия, сейчас вы безусловно молоды и прекрасны, и любая роль вам по плечу. А в принципе в театре кукол может быть роль, которую актер не сможет со временем сыграть?

 

Наталья:

— Надо адекватно к себе относиться. Понятно, что в 50 лет я не буду Белоснежку играть и Принцессу, буду Бабой Ягой. («Красивой», добавляет коллега).

Анастасия:

— Хотя-я все зависит от режиссёра. От его трактовки роли.

 

Виктория Никитина:

— А роль мечты у вас есть?

 

Наталья:
— Я не знаю. Я не смогу ответить сейчас на этот вопрос. Наверное, ещё несыгранная роль.

 

Анастасия:

— Сейчас приходит новый театр, меняется ансамбль, сценография, предметы. Мы растём, и он, этот новый театр, даёт безграничные возможности. Здесь нет понятия возраста, «могу или нет», это совсем другая структура существования театрального мира.

Виктория Никитина:

— Олег Николаевич, а вам не хотелось выйти на сцену?

 

Олег  Лабозин:

— Я в театре кукол с 2013 года, а до этого я был директором драматического театра и актером, выходил на сцену.

 

Виктория Никитина:

— В этом вы абсолютно схожи с Любовью Николаевной. А с точки зрения карьерного роста, Театр кукол это понижение или повышение?

 

Олег Лабозин:

— Я считаю артистов театра кукол более продвинутыми, чем драматических актёров. Театр кукол ведь не только для детей. В нашем театре процентов 30 спектаклей для взрослых, например «Тристан и Изольда» , «Охота на крыс» и другие. Театр кукол многогранен и обширен. Говорят так: труд драматического актёра ценится в два раза дороже, чем труд актёра театра кукол, но труда у актёра театра кукол в два раза больше, чем у драматического актёра.

Ольга Лабозина:

— По физическим затратам актёр театра кукол выкладывается на спектакле гораздо больше. Болгарский профессор, разработчик сцендвижения для актёров театра кукол, заметил, что у драматического  актёра 2-3 круга внимания: — «я- партнер», «я-зритель», а у кукольника — 8: «я-кукла», «я — партнёр», «я-кукла партнёра», «моя кукла и кукла партнёра», «я-зритель» и так далее. И все восемь актёр должен держать. А сколького зритель не видит…

 

Олег Лабозин:

— Мы были на юбилее в театре Образцова, так вот, в номере «Болеро» тремя куклами управляют 15 человек, а зритель этого замечать не должен.

 

Виктория Никитина:

— Наталья, Анастасия, вы ещё не получили «Золотую маску», были номинированы. А когда вы получите маску, будете звездить?

 

Наталья:

— Такое слово плохое — «звездить»… Мы будем работать.

 

Любовь Васильева:

— Награды это очень приятно, но это никогда не бывает самоцелью, слово за экспертами.

 

Ольга Лабозина:

—   Я так скажу: когда спектакль или актёр номинирован, это даже круче, чем получение награды. Из 600 претендентов отобрали десятку! Это очень высокая оценка! А уж из 10 выбрать одного…

Виктория Никитина:

— Переносите ли вы на себя ваши роли в жизнь?

 

Наталья:

— Ну, нет, это как-то ненормально. Мы вкладываем себя, свой опыт, чувства в своего героя — это да. Если я играю Белку, это же не просто животное белка, это Белка с судьбой!

Виктория Никитина:

— Ваш директор Олег Николаевич — Карабас или добрый Буратино? Какой он директор?

 

Наталья:

— Все это спрашивают. Олег Николаевич, вот как отвечать на этот вопрос?

Олег Лабозин:

— Я их всех люблю!
Программа гастролей на 30 и 31 октября здесь