Как Московский (!) областной театр кукол смог так точно сыграть Петербург, с его туманами, мистикой, снегом в лицо, мостами и домами? Так по-питерски тончайше сыграть на струнах зрительских душ? Этим вопросом многие задаются. На пресс-конференции в Петрозаводске он тоже прозвучал.
Актрисы Анастасия Игнатенко и Наталья Третьяк скромно кивали на режиссёра. Мол, как поставили, что вложили, то мы и сыграли. Но тут же рассказали, как в Питере рвались к дому, где предположительно и проживают их героини. Как отправились на это место, невзирая на время и расстояние. Значит, наполнились Петербургом сами и теперь делятся с нами.
Спектакль «Мойры Петроградского района» Московский областной театр кукол привёз в Петрозаводск в рамках проекта «Большие гастроли».
Любовь Васильева, директор Театра Кукол Карелии:
— Большие гастроли» — огромное счастье для всех театров России. Возможности для выезда у театров всегда были сильно ограничены. Выезжали только в ближайшие города. Мы, например, по Северо-Западу в лучшем случае. Министерство культуры РФ проблему осознало, важность гастрольной деятельности оценило, и вот уже два года мы участвуем в проекте «Большие гастроли», в рамках которого театры получают средства для обменных гастролей. Правда, Московский областной театра кукол вне обменных гастролей, потому что в их театре зал такой миниатюрный, что наши спектакли там не встают. И то, что они приехали в Петрозаводск, практически подвиг Олега Николаевича Лабозина, который пробил такое участие без обмена, и мы смогли показать вам спектакли наших друзей.
Сейчас мы создаём заявки на 2022 год. Если утвердят, обменяемся с Алтайским театром. Это хорошие возможности и для театров и для зрителей. Кстати, в рамках этого проекта театры для детей получают ещё и гонорары за выступления на гастролях.
Олег Лабозин, директор Московского областного театра кукол:
— Спасибо Росконцерту за эту программу. Особенно для нашего уникального театра, который принять никого не может. Есть ситуация, когда нам невыгодно ехать, мы в Москве заработаем за это время больше, но едем, потому что это очень важно. И интересно!
Артисты Анастасия Игнатенко и Наталья Третьяк:
— Каждый раз на гастролях с замиранием ждёшь реакции зала. И нам не просто понравился карельский театр кукол, зал, но и поразили зрители. Реакция была удивительной. Поддерживающей, точной.
— Пьеса Константина Федорова «Мойры Петроградского района» была написана в рамках нашей творческой лаборатории в 2017 году. В 1983 году наш театр утвердил собственный международный фестиваль Театр кукол — без границ». А в рамках фестиваля с 2014 года проводятся творческие лаборатории «Маленькая драма» с драматургическое мастерской Михаила Бартенева. Аналитический центр лаборатории возглавляет театральный критик Павел Руднев. Основная задача — создавать новые пьесы для театров кукол и продвигать их на сценических площадках мира. Сейчас уже проведено четыре таких лаборатории, выпущены сборники. Эта пьеса из второго сборника. Режиссёр и художник Александра Ловянникова, композитор Андрей Занога. Наш спектакль был приглашен на Володинский фестиваль в Петербург, и это было уникально! Единственный театр кукол среди драматических. В спектакле действительно очень питерская атмосфера. Одна реплика «Фонарь, который светит себе под ноги» что стоит.
— Ольга Викторовна, вам приходится бороться за зрителя?
— Находимся на Таганке, но тем не менее постоянно работаем со зрителем. Есть административный цех. Они придумывают к спектаклям розыгрыши, проводят мероприятия, у нас есть школьные четверги. А есть ещё проектный отдел, который занимается разработкой проектов театра. Планируем создать зрительский клуб. В прошлом году открыли театральную студию. Дети, которые учатся в ней, может быть, и не станут актерами, но они уже точно будут нашими прекрасными зрителями. У нас есть фестиваль, и на нем работает семейное жюри. Наряду с профессионалами, оценивают спектакли бабушка и внучка, папа и сын. Нам это очень важно.
— Хочу вставку сделать, свою боль озвучить. Вот прекрасный театр, у них есть проектный отдел и другие необходимые цеха. И это правильно и нормально. А у нас нет костюмера, педагога по вокалу, проектного менеджера — ставок нет и как эту проблему сдвинуть я не знаю. Очень нужны нашему карельскому театру возможности стать ещё лучше!
Виктория Никитина:
Наталья:
— Надо адекватно к себе относиться. Понятно, что в 50 лет я не буду Белоснежку играть и Принцессу, буду Бабой Ягой. («Красивой», добавляет коллега).
Анастасия:
Виктория Никитина:
Анастасия:
— Сейчас приходит новый театр, меняется ансамбль, сценография, предметы. Мы растём, и он, этот новый театр, даёт безграничные возможности. Здесь нет понятия возраста, «могу или нет», это совсем другая структура существования театрального мира.
Виктория Никитина:
Олег Лабозин:
Виктория Никитина:
Олег Лабозин:
— Я считаю артистов театра кукол более продвинутыми, чем драматических актёров. Театр кукол ведь не только для детей. В нашем театре процентов 30 спектаклей для взрослых, например «Тристан и Изольда» , «Охота на крыс» и другие. Театр кукол многогранен и обширен. Говорят так: труд драматического актёра ценится в два раза дороже, чем труд актёра театра кукол, но труда у актёра театра кукол в два раза больше, чем у драматического актёра.
Ольга Лабозина:
Олег Лабозин:
— Мы были на юбилее в театре Образцова, так вот, в номере «Болеро» тремя куклами управляют 15 человек, а зритель этого замечать не должен.
Виктория Никитина:
Наталья:
Любовь Васильева:
Ольга Лабозина:
— Я так скажу: когда спектакль или актёр номинирован, это даже круче, чем получение награды. Из 600 претендентов отобрали десятку! Это очень высокая оценка! А уж из 10 выбрать одного…
Виктория Никитина:
Наталья:
— Ну, нет, это как-то ненормально. Мы вкладываем себя, свой опыт, чувства в своего героя — это да. Если я играю Белку, это же не просто животное белка, это Белка с судьбой!
Виктория Никитина:
Наталья:
— Все это спрашивают. Олег Николаевич, вот как отвечать на этот вопрос?
Олег Лабозин: