Гастроли Московского областного театра кукол
Повезло петрозаводским школьникам! Вчера пятиклассники Университетского лицея ещё до официального открытия гастролей Московского областного театра кукол увидели легендарную постановку «Мойры Петроградского района», а сегодня днём учащиеся 1-4 классов Финно-угорской школы самыми первыми посмотрели второй гастрольный спектакль — «Сказка о капризной принцессе и Короле лягушек».
Спектакль «Мойры Петроградского района» — признанный фаворит. Был номинирован на «Золотую маску» во всех номинациях, стал лауреатом II Международного Большого детского фестиваля 2019 года в категории «Лучший спектакль театра кукол для детей (старшая возрастная категория)». Художник и режиссёр Александра Ловянникова превратила пьесу Константина Фёдорова в набор картинок-бусинок, которые нанизываются на нить зрительского восприятия и постепенно проявляют смыслы и образы произведения.
Одной из связующих нитей служит заново прочитанная легенда о трёх мойрах, детях ночи. Другой — заснеженная Петроградская сторона. Третьей — театральная музыка Андрея Заноги, не перетягивающая зрительское внимание, а вплетающая свою нить в общее полотно спектакля. А дальше нити множатся и множатся, и вот уже история пережившего блокаду и оставшегося в войну без родителей Сергея Аркадьевича дублируется в истории детдомовца Вовы, Вадим смотрится в Вову как в отражение, а Лера пытается заполнить жизненную пустоту то одним, то другим, то третьим. И зря типично питерский идейный персонаж Парикмахер пытается сделать человечество счастливым простой арифметической операцией вычитания. Люди столь же трагически одиноки, как и безымянный «обглодыш» Пёс…
Бусинки-картинки нанизываются то на одну нить, то на другую, и ткань спектакля превращается в многорядные бисерные бусы, сверкающие на фоне зимнего Каменного острова, где не так далеко от Подрезова-Подковырова-Полозова притулилась и улица Петрозаводская.
Но главным открытием стали актёры. Все четверо. На сцене — настоящий актёрский ансамбль, и как только экспертам «Золотой маски» удалось выделить двоих? Марина Романова-Лахесис, Анастасия Игнатенко-Клото, Наталья Третьяк-Атропос и Николай Воронов работают командой. Хотя мойры немного над ситуацией, но в итоге именно тесная связь мойр связывает и их подопечных. Актёры следят за расплетающимся сюжетом с неослабевающим вниманием, всегда готовы что-то подсказать персонажам, прийти на помощь. Наблюдать за тем, как чётко и точно работают актёры, как легко переходят от одной речевой характеристики к другой, как передают друг другу кукол — чистое удовольствие.
В финале инфицированы «вирусом человечности» оказываются не только Мойры, но и зрители.
Спектакль «Сказка о капризной принцессе и короле лягушек» режиссёра Петра Васильева требует от актёров невероятной энергии. Режиссёр исповедует вахтанговскую концепцию «театра-праздника», его творческой стихией является эксцентрика, и нужны актёры недюжинных сил и темперамента, чтобы выполнить все режиссёрские задумки.
Как всегда, изобретательно придуманы куклы и декорации художником Алевтиной Торик. Точен и деликатен композитор Андрей Занога. Но самым сильным впечатлением спектакля опять стали актёры — Александр Третьяк, Станислав Фролов и Полина Малахова. Они прекрасно поют, двигаются и играют на немудрящих инструментах. Но это не всё. Режиссёрская эстетика понята и подхвачена актёрами, у которых есть долгое дыхание и чувство ритма, которые видят, слышат, чувствуют друг друга, как акробаты или эквилибристы. И рождается настоящий цирк высокой пробы. Как и в «Мойрах Петроградского района», зрителям явлено партнёрство восьмидесятого уровня.
С 1922 года, со времён «Принцессы Турандот», приём «театра в театре» стал почти общим местом. Но мало где этот приём выглядит так уместно, как в этом спектакле. Театр ни на секунду не забывает, что он театр. Вот принцессе все боятся подать зеркало, и бродячий актёр, которого играет Александр Третьяк, честно признаётся, что он тоже не может нести зеркало, поскольку занят с куклами. Актёры открыто транслируют собственное отношение к персонажам и к сюжету, и оттого сценическое действие становится насыщенным и получает должный объём.
Для школьников спектакль шёл без антракта. В течение полутора часов Александр Третьяк, Станислав Фролов и Полина Малахова ни на секунду не снижали градус актёрского существования, а первоклашки на первых рядах в трансе вставали с мест и смотрели на сцену буквально с открытыми ртами. Обычно школьники всегда торопятся после окончания спектакля — их ждёт наполненная событиями детская жизнь… Очень редко школьные залы кричат «Браво!» и несколько раз вызывают артистов на поклоны. Но сегодня кричали и вызывали! И это «Браво!» подхватили коллеги-артисты.
За два дня петрозаводские зрители увидели в гастрольных спектаклях семерых великолепно оснащённых актёров. Сколько же ещё театральных сюрпризов готовят нам предстоящие дни?
Программа гастролей на 30 и 31 октября здесь