Интернет-журнал «Лицей»

Загадки для взрослых

На семинаре в

«Мы нашего Даню (Ваню, Катю…) не отдадим ни в сад, ни в школу! Будем дома учить». Такие заявления ровесниц, недавно ставших бабушками, слышу все чаще. На днях я побывала в детском саду, куда решилась бы отдать ребенка.

Петрозаводский детский сад №45 «Березка» провел для работников дошкольного образования семинар с суховатым, но значительным названием «Современные подходы к реализации Федеральных государственных требований к основной образовательной программе ДОУ». Российское образование должно работать на формирование свободно мыслящего творческого человека, доказывала во вступительном слове заведующая детсадом Оксана Скворцова, цитируя высказывания первых лиц государства.

Заведующая МДОУ О.В. Скворцова

Заданные государством ориентиры на формирование ребенка, способного самостоятельно учиться, действовать в нестандартных ситуациях, представляются правильными и естественными. Другой вопрос — как эти требования реализовать. Не зря на семинаре постоянно звучало популярное сегодня слово — ИНСТРУМЕНТЫ.

В «Березке» последовали примеру педагогических площадок, внедряющих технологию  ОТСМ-ТРИЗ-РТВ (общая теория сильного мышления —  теория решения изобретательских задач —  развитие творческого воображения).

Первый шаг — освоение признаков объектов окружающего мира — в саду  сделан очень качественно. Дети знают, что у каждого признака есть имя. Кроме «джентльменского набора» —  форма, цвет, размер — малыши легко оперируют такими признаками, как влажность, температура, рельеф, части, место, количество, вкус, запах  (в арсенале дошкольников более 20 признаков). Ими можно весело играть (для этого существует множество пособий — от простого лото до любимого малышами «парашюта признаков», из которого воспитатели «достают» множество подвижных игр).

На занятиях Натальи Федосеевой, Ольги Бобровой, Татьяны Ионовой дошкольники легко находят противоположные значения признаков, строят сравнения и конструируют загадки, а отгадывая задуманный воспитателем предмет с помощью игры «да-нет», умело классифицируют объекты окружающего мира и сужают поисковое поле, уверенно продвигаясь к ответу.  Дети пригласили и гостей к участию в играх, а шестилетняя Юля уверенно и наглядно научила педагогов составлять загадки.

Наглядности в детском саду уделяется особое внимание — ведь хорошая наглядность позволяет сделать мыслительные действия предметными и видимым». Экскурсию по выставке наглядных пособий, среди которых есть и авторские разработки воспитателей сада, вдохновенно провела для гостей зам. заведующего Елена Курочкина.

Играем вместе

Мир исследуется не просто так — ради познания и творчества. Подготовительные группы (воспитатели Любовь Угарова и Светлана Леонова) показали проекты «Ведлозерский парк» и «Герб семьи».

Проект в ОТСМ-ТРИЗ технологии начинается с копилки. Потом выделяются признаки, копилка структурируется — получается модель, пользуясь которой дети могут сделать собственные выводы или придумать собственные творческие продукты. Например, герб своей группы или семьи. Место мини-проектам нашлось и на занятиях физкультурой (инструктор Светлана Монюкова): дети сами сконструировали игру, сами в нее сыграли. Домой малыши несут алгоритмы создания загадок и лимериков — хорошие условия для совместного творчества с родителями.

В общем ключе строит свою авторскую методику победитель регионального конкурса педагогов-психологов  Анна Фофанова. Такие непростые понятия как любовь, нежность, забота дети тоже осваивают через копилку. Недавно провели собственное исследование, в результате которого дошкольники пришли к выводу: в школе успешным будет не тот, кто умеет читать, писать и считать, а тот, кто хорошо готов учиться: внимателен, умеет наблюдать, думать, слушать других. Консультант сада Инна Николаевна Крохина рассказывает:

— Попробовали задать аналогичный вопрос на методическом объединении воспитателей. Ответ получили стандартный — по мнению многих воспитателей, подготовка к школе — это по-прежнему обучение грамоте и счету, а не собственно умению учиться. Выходит, что дети, если, конечно, с ними поработать, новый стандарт понимают сегодня лучше, чем воспитатели.

 

Особую гордость садика, проект разновозрастной коррекционной группы «Найдем друзей для елочки», представила воспитатель Наталья Ягодка. Видео, на котором девочка с задержкой развития на одном дыхании с огромным энтузиазмом рассказывает, как они собирали друзей елочки по трем признакам (форма, цвет, рельеф) и загадывали с их помощью загадки, произвел впечатление не только на петрозаводских воспитателей. В Ульяновске на конкурсе «Мой проект», рассчитанном на одаренных дошкольников, проект коррекционной группы по общему рейтингу оказался примерно посредине и получил специальный приз жюри.

Юля учит придумывать загадки

Семинар в «Березке» высоко оценили педагоги и методисты дошкольных учреждений. Теплые слова услышали руководители сада  от главного  специалиста  управления  образованием Ольги Александровны Наулайнен.   Заведующая отделом дошкольного образования Центра развития образования Наталья Ивановна Никанорова, которая пришла на семинар вместе с коллегами, методистами ЦРО,  высказала общее пожелание — сделать «Березку» ресурсным центром по ОТСМ-ТРИЗ технологии.

А теперь немного истории. В 1990-м году, когда в Азербайджане вспыхнули беспорядки, и жить в Баку становилось все опасней, мой отец, Александр Селюцкий, искал возможности перевезти в Петрозаводск семью автора ТРИЗа Генриха Сауловича Альтшуллера. Продать квартиру в Баку и купить в Карелии было невозможно. Отцу помогло тогдашнее руководство Молодежного жилищного комплекса (МЖК).

По договору с МЖК в обмен на жилье тризовцы обязались курировать детский сад и в перспективе школу. Мы тогда начали обучать педагогов. Одними из первых стали Инна Крохина, сегодня  консультант «Березки», и Елена Курочкина, ныне заместитель заведующего. Потом случилась перестройка, в саду менялось многое, в том числе и кадры, и договор тот оказался вроде бы никому не нужен, хотя творческие люди в «Березке» остались. Инна Крохина уехала в Череповец, получила профессию логопеда,  много лет была координатором одной из самых эффективных ТРИЗ-площадок, в Череповецком ДОУ №4 «Улыбка», руководила городским методобъединением по ТРИЗ-педагогике.

Технологии на базе ОТСМ-ТРИЗ  развивались, открывались экспериментальные площадки в разных городах страны, от Поволжья до Приморья (у руководителя дошкольных площадок к.п.н. Татьяны Александровны Сидорчук  сегодня более 40 ТРИЗ-площадок). Отдельные приемы и методы выросли в систему.

«Березке» системы не хватало, хотя элементы ТРИЗ  здесь использовали всегда.

Выставка наглядных пособий

Но видимо, все-таки судьба «Березке» быть тризовским садом. В прошлом году заведующей стала Оксана Владимировна Скворцова. Когда-то, будучи учителем младших классов, она прошла у меня курсы по ТРИЗ. Возможностей для обучения ТРИЗу тогда было больше: 144 учебных часа включали лекции, практику и показ уроков в экспериментальном классе.

Оксана мне запомнилась. Она не просто брала инструменты, а всегда ясно понимала, зачем они ей нужны и как именно их  использовать. В своем классе  вела курс развития творческого воображения и применяла элементы ТРИЗ в уроках. Потом была работа вне школы. А когда предложили руководство садом, он неожиданно оказался тризовским. Заведующая, глубоко понимающая технологию, даже на сильных площадках редкость. В общем, повезло всем.

Люблю тризовские сады и всегда радуюсь, когда меня туда зовут. Там у детей глаза удивленные, а у педагогов озорные. И если вас вдруг одолеют вопросы о смысле жизни, стоит прийти в такой вот сад, чтобы разом снять подобные вопросы.  А еще там можно увидеть, как растут взрослые люди — педагоги. Как они раскрываются в творчестве, становятся увереннее  в себе, ярче, красивее. И если такое случается, отдавать ребенка в сад совсем не страшно.

Детский сад №45 «Березка»: http://berezka45.ru Это не реклама. Просто совет.

Exit mobile version