Интернет-журнал «Лицей»

«Я бы рискнула экранизировать «Дом, в котором…»

Фото: /m-c-m-c.ru
Фото: /m-c-m-c.ru

Из цикла «Они  из  будущего»

Олег Гальченко беседует со студенткой Дарьей Староверовой о  вкусах и  пристрастиях  нового  поколения в  области кино. Есть ли у них главный фильм? Искусство ли телесериалы? Что думают о советском кино? О чём бы сняли свой первый фильм?

 

У нас в детстве был старенький чёрно-белый телевизор с двумя каналами, поломка которого означала, что ещё одни школьные каникулы будут безнадежно испорчены. Наша юность прошла в обшарпанных видеосалонах, где с затертых кассет гнусавый закадровый монстр разговаривал с нами от имени и Терминатора, и Рэмбо, и Дарта Вейдера. А ещё мы тщательно изучали репертуар кинотеатров, билеты в которые стоили предельно дёшево, и почти каждую неделю находилось что-то стоящее внимания и требующее срочного просмотра.

Они же уже в детсадовском возрасте узнают, что такое формат 3D, а DVD считают уходящими в прошлое носителями. Самые продвинутые из них вылавливают в Интернете ещё не вышедшие в отечественный прокат фильмы и сериалы, чтобы смотреть всё это на языке оригинала. А шутки и цитаты из Рязанова и Гайдая на них не действуют – ибо это из какой-то другой, не интересной им жизни.

Но и они, и мы одинаково любим кино. Настолько сильно, что самые любимые герои входят в наши и их сны! И об этом наша гостья из будущего Даша Староверова может говорить часами. И чем дольше ее слушаешь, тем лучше начинаешь понимать поколение, от имени которого она говорит.

 

– У каждого поколения есть свой главный фильм, реплики из которого используются как пароли, отличающие «своих» от «чужих». Для нынешних двадцатилетних это…

Дарья Староверова. Фото Владимира Григорьева

– Я не могу вспомнить фильмы, которые можно было бы назвать отличительными для моего поколения. Возможно, дело в том, что мы родились в то время, когда ещё было сильно влияние советской классики, вроде «Семнадцати мгновений весны» или «Иронии судьбы». Но в то же время, пока мы взрослели, по телевизору крутили и зарубежные фильмы, сериалы и мультфильмы. Из самых известных, пожалуй, можно выделить творения студии Дисней, вроде «Алладина», «Короля Льва» и многих других, а также мультфильмы, основанные на комиксах издательств Marvel и DC. Но чем дольше общаешься с людьми, тем больше понимаешь, что даже их видели далеко не все. Скажем, я долгое время была убеждена, что все видели уже упомянутый ранее мультик «Король Лев», но оказалось, что многие из моего поколения его ни разу не смотрели. Да и не все видели хотя бы один фильм из «Звёздных войн». У нас был слишком широкий выбор того, что можно было посмотреть, вероятно, из-за этого как раз нет единого фильма, который бы объединил всех.

Кадр из мультфильма «Король Лев»

– А «Стартрек» разве не культовое явление для вас?

– Эта франшиза родилась ещё в 60-х годах. Оригинальный сериал начал выходить еще в 1966 году, и его полюбили с тех самых пор. Из моего поколения его видели далеко не все, и в то же время моя мама говорит, что смотрела его где-то лет в 9-10, а это уже 80-е годы… А перезапуск франшизы оказался недостаточно хорош для того, чтобы считаться культовым.

– Видимо, главный фильм вашего поколения просто ещё не снят. У нас, восьмидесятников, впрочем, тоже всё очень непросто: мы жили при разных строях, и в зависимости от исторической обстановки менялись и наши приоритеты. В годы пионерского детства нашими главными фильмами были «Приключения Электроника» и «Гостья из будущего», в эпоху больших перемен – соловьевская «АССА», в тревожные 90-е — балабановская дилогия про Брата. Вполне возможно, что у нас было меньше выбора. Хотя, если посмотреть статистику за какой-нибудь 1975 год, то в СССР ежегодно выпускалось несколько тысяч кинолент на любой вкус, а помним мы от силы 3-4 – типа той же «Иронии судьбы»… Интересно, а как вы в нынешних условиях выбираете то, что стоит посмотреть? По рецензиям авторитетных критиков, по рекомендациям знакомых, ещё по каким-то надёжным ориентирам?

– В первую очередь в моём выборе, конечно, помогают советы знакомых, которые успели посмотреть и составить своё мнение об увиденном. Но на их мнение не всегда можно полагаться, поскольку вкусы у всех разные. Так что обычно я исхожу из любимых жанров и тем. Многие интернет-сервисы, например, отечественный Кинопоиск, позволяют как раз отмечать жанры, выводя на экран списки, и, читая описания и ориентируясь на оценки, которые ставят этому фильму другие пользователи, уже думаешь, смотреть его или не смотреть. Ну, и ещё в современном обширном информационном пространстве есть много пабликов в социальных сетях, так или иначе соприкасающихся с киноискусством, где публикуются кадры из фильмов, шутки о них и прочее, что может привлечь внимание и заставить посмотреть фильм.

– Наличие некоторого количества «Оскаров» у какой-то ленты может повлиять на ваш выбор?

– Далеко не всегда. Как не все достойные фильмы дождались своих наград, так и не все награжденные фильмы обязательно стоят уделенного им внимания, поскольку «Оскар», как и любая другая премия, довольно субъективная штука. Но стоит признать, что иногда он все же помогает найти действительно хороший фильм, который потом еще и пересматривать будет приятно.

– Что для вас прежде всего кино: развлечение, источник информации о мире, источник ответов на какие-то важные вопросы о жизни?

– В детстве кинематограф воспринимался прежде всего как источник информации о мире. И как раз благодаря взаимодействию персонажей, тем темам, которые ими обсуждались, я могла формировать свои собственные интересы, узнавать что-то новое для себя и делать выводы о том, как можно и как нельзя поступать в той или иной ситуации. А сейчас очень часто фильмы – это способ отвлечься от реальности и сменить обстановку, не выходя из собственной комнаты. Но даже если ты смотришь что-либо ради развлечения, это не значит, что ты не найдёшь здесь для себя тему, над которой стоит поразмышлять, что ты не начнешь разбирать фильм на составляющие и находить какие-то скрытые смыслы.

– А включить какую-нибудь комедию, чтобы просто тупо поржать, можете?

– Честно говоря, я не очень-то люблю комедии. Мне этот жанр не близок. Хотя иногда, когда у меня плохое настроение или я чувствую себя измотанной, я пересматриваю некоторые ситкомы, снятые в 90-х или в начале 2000-х, вроде «Друзей» и «Как я встретил вашу маму», и они помогают переждать сложный период. Но чем старше становишься, тем сложнее игнорировать некоторые проблемные моменты упомянутых ситкомов, из-за которых просмотр уже не доставляет такого удовольствия.

– А были фильмы, которые когда-нибудь заставляли плакать?

– Честно говоря, я чаще плачу над мультиками, чем над художественными фильмами. Например, я всегда рыдаю над мультиком «Хранители снов», вышедшем в 2012 году. На самом деле список мультфильмов, которые доводили меня до слез, немаленький: в нем и «В поисках Дори», и обе части «Как приручить дракона», и потрясающий мультсериал «Гравити Фолз», и многие, многие другие произведения. Ну, а самым последним мультфильмом, который заставил меня расплакаться, стал «Тайна Коко», который, кстати, в этом году как раз на «Оскар» номинирован.

«Тайна Коко»

– На каких мультфильмах вы выросли?

– Я росла на мультиках про Простоквашино, «Ну, погоди!», «Винни-Пухе», «38 попугаях». Они тогда частенько транслировались по телевизору и многие я до сих пор помню. Из зарубежных я любила смотреть «Людей Икс, «Черепашек-ниндзя», «Человека-Паука», «Бэтмена» и всё такое прочее.

– Мне вдруг сейчас показалось, что именно здесь кроется важное отличие нас от вас! В годы нашего детства не было фильмов про супергероев, но зато были фильмы про пионеров и комсомольцев-героев, содержавшие простой посыл: в час, когда Родина в опасности, любой обычный пацан станет Олегом Кошевым, любая обычная девчонка – Зоей Космодемьянской. Стать же Человеком-Пауком весьма проблематично при всём желании…

– Наши супергерои тоже разные, не все начинают помогать человечеству только после укуса радиоактивного паука или получения дозы сыворотки, вызывающей мутацию. Если брать ту же киновселенную Marvel, то у Чёрной Вдовы или у Соколиного Глаза нет каких-то особенных суперсил, и они стали членами команды «Мстители» за счёт своих навыков и умений. Или взять Тони Старка, Железного Человека. Ему стать супергероем помогли собственный гениальный разум и деньги, которые у него есть – поскольку не у всех хватит денег для того, чтобы собрать крутой костюм Железного Человека и обеспечить всем необходимым оборудованием. Но то разнообразие супергероев, которое у нас есть, и помогает найти кого-то, с кем ты можешь ассоциировать и кто может вызвать в тебе желание помогать другим.

– Жанр телесериалов, на ваш взгляд, это тоже искусство или примитивная попса?

– Думаю, телесериалы можно отнести к киноискусству, поскольку с ними дело обстоит так же, как и с обычным кино. Там есть потрясающие явления, достойные серьёзного внимания, а есть попсовые вещи, созданные для того, чтобы просто убить время или посмеяться. Примером высокого искусства я бы назвала, например, «Во Плоти», «Очень странные дела», «Твин Пикс» и некоторые серии «Черного Зеркала».

– А как вам такие хиты сериального жанра, как «Игра престолов», «Карточный домик», «Шерлок»?

– «Карточный домик» не смотрела – сначала не было желания, а после скандала с  Кевином Спейси оно тем более не появилось. Разумеется, один актер не определяет весь сериал, поэтому, возможно, со временем и посмотрю. А «Игру престолов» мне смотреть было немного тяжеловато, поскольку там много кровавой резни и постельных сцен – а всё это не моё. Но, возможно, её будут пересматривать и через тридцать лет, поскольку сериал уже стал культовым, а такие вещи не проходят бесследно. А «Шерлок» очень хорош, особенно первые два сезона. Но третий-четвертый сезоны, к сожалению, понижают заданную ранее планку.

– Как вам отечественные сериалы?

– Я их не очень-то люблю смотреть, поскольку часть является ремейками зарубежных, иногда сделанными просто под копирку. Мы как-то с мамой вечером листали каналы и наткнулись на Втором канале на «Доктора Рихтера», который является ремейком знаменитого «Доктора Хауса». И отрывок, который мы просмотрели, был один в один содран с оригинала – так, что можно было сверяться по фразам, и было бы точное попадание. Я не могу припомнить ни одного хорошего ремейка!

– Увы, но всё, что у нас снимается по западным лицензиям, напоминает мне книги зарубежных авторов, издаваемые без участия профессиональных переводчиков. Вроде бы хорошая штука – электронный переводчик, а несёт такую околесицу! Ну, а не-ремейки – такие, как ставший уже легендарным, «Склифосовский»?

– «Склифосовский», по-моему, достаточно качественный сериал, выделяющийся среди прочих. Моей маме этот сериал очень нравится, поэтому с ней за компанию посмотрела некоторое количество серий. И мне даже понравилось.

– Мне лично из отечественных сериалов наиболее интересны исторические. Но когда я их смотрю, то ловлю себя на том, что не узнаю из них ничего нового. Советский исторический сериал нёс важную просветительскую функцию – скажем, лишь из эпопеи «Россия молодая» подростки 80-х узнали, что Пётр бил шведов не только под Полтавой, но и под Архангельском. Сейчас же нам показывают наспех сделанные коллажи из общеизвестных баек – это в лучшем случае. И когда в одном сериале режиссёр Г. Александров в 1937 году рассказывает Любови Орловой о том, как накануне Булгаков читал ему главы из «Мастера и Маргариты», нам, филологам, остаётся только хвататься за сердце!

– Основная масса зрителей вряд ли обращается к сериалам для того, чтобы узнать что-то новое, углубиться в исторические нюансы. Многие любят просто грязненькие истории из личной жизни известных людей.

– С сериальным наследием советской эпохи вы хоть немного знакомы?

– Кое-что приходилось видеть – хотя не могу сказать, чтобы с первой до последней серии. Больше всего мне нравится «Шерлок Холмс» с нашим Ливановым, которая, по-моему, лучше всех мною виденных экранизаций Конан Дойла.

Василий Ливанов в советском сериале «Шерлок Холмс»

– А большой советский кинематограф для вас что-то значит?

– Трудно, если ты живешь в семье, состоящей из людей, выросших как раз во времена Советского Союза, ничего не знать о советском кинематографе. К тому же у нас телевидение под Новый год постоянно крутит советские фильмы. Они мне нравятся куда больше, чем нынешние российские, поскольку раньше всё делалось качественнее и те картины были пропитаны особой атмосферой, невозможной сейчас. То кино делали мастера более высокого класса. Как пример, могу привести хотя бы «Полосатый  рейс». И сам фильм замечательный, и тигры там крутые…

– Ещё бы! Георгий Данелия – несомненный гений, и, кстати, одарённый не только как режиссёр, но и как писатель. Очень рекомендую почитать его прозу! Ну, а из того, что снимается в России сейчас, хоть что-нибудь зацепило?

– Мне понравилась «Легенда №17». Не берусь судить об исторической точности, но история становления личности отлично показана.

Кадр из фильма «Легенда №17»

– Да, это пример качественного историко-биографического произведения. Но заметьте: если у нас сейчас пытаются вывести на экран героя, которого все должны полюбить, то зарываются в советское прошлое. Современные истории практически отсутствуют…

– Может быть, просто не пришло их время, и нет таких людей, чьи судьбы могли бы тронуть по-настоящему? Даже если сейчас у нас пытаются снимать что-то о нынешних событиях, то результат скорее разочаровывает.

– Кроме того, наш современный зритель в отличие от советского не хочет себя узнавать на экране, тем более слышать оттуда в свой адрес какие-то неприятные вещи. Помню, когда гремел скандал вокруг «Левиафана» Звягинцева, по телевизору выступал один очень хороший сценарист и говорил – мол, Андрей, конечно, талантлив, но нельзя же так прямо в лоб говорить дикарю о том, что он дикарь…

– Действительность вокруг нас такова, что смотреть на неё и вправду нет сил. И показывая её, надо знать, на какие риски ты идёшь и быть готовым к тому, что на тебя обрушится шквал критики не из-за того, что фильм плохой, а из-за того, что он отразил правду такой, как есть.

 

Кадр из фильма «Левиафан»

– В советской прессе часто рисовался образ Голливуда как главного источника пропаганды насилия, жажды наживы и прочих смертных грехов. Вы с этим хоть в какой-то мере согласны?

– Пропаганда превращала Голливуд в страшного монстра. Глупо отрицать, что в американских фильмах иногда действительно присутствуют насилие и жестокость, и разврат тоже иногда бывает, но не стоит обобщать. Далеко не все снимают как Тарантино. Но наше телевидение любит крутить именно ту голливудскую продукцию, где без этого всего не обходится, потому что она-то как раз, как бы странно это ни звучало, при всей критике и негодовании пользуется наибольшим спросом у зрителей.

– Кроме того, существуют же и определенные законы жанра: в детективе обязательно надо пострелять, в фильме ужасов показать что-нибудь по-настоящему ужасное.

– И все-таки не все фильмы ужасов одинаковы. Например, фильм «Другие» 1999 года сильно отличается от своих братьев по жанру и общей идеей, и элементами ужасов, и интересной развязкой. Проблема в том, что те фильмы ужасов, которые отличаются от классического варианта, где маньяки или монстры убивают всех подряд, а кровь хлещет во все стороны, не всегда пользуются массовой популярностью и коммерческим успехом.

– Интересно, а если бы вы были режиссером, о чём бы вы сняли свой первый фильм? А какую бы книгу захотели экранизировать в первую очередь? Мне, например, хотелось бы снять киноэпопею о Зимней войне. У финнов подобных фильмов немало – это же часть их национальной героической истории, а у нас я ни единого маленького эпизода не припомню. Ещё прикольно было бы экранизировать антиутопию Владимира Войновича «Москва 2042», однако при жизни большинства предсказанных там персонажей, это, к сожалению, невозможно…

– Если говорить о книгах, то я бы рискнула экранизировать «Дом, в котором…» Мариам Петросян. Можно в виде обычного фильма, хотя и сериал бы отличный получился. Или «Благие знамения» Терри Пратчетта и Нила Геймана. Этот довольно-таки интересный роман мог бы превратиться в мини-сериал. Всё это можно перенести на экран и заинтересовать зрителя. Если же снимать по какому-нибудь оригинальному сценарию, то это был бы супергеройский фильм или что-то постапокалиптическое с поправкой на наши российские реалии.

У нас пытались что-то такое сделать, но это было подражание западным образцам. Если бы я снимала супергеройский фильм, то не обошла бы стороной самые болезненные социальные проблемы, характерные для нашей страны, чтобы наш зритель мог понять, что все это про него, а не про кого-то другого. И, конечно же, не забыла бы про особенности нашей культуры, потому что это то, чем можно гордиться и про что не стоит забывать.

Еще, пожалуй, здорово было бы снять остросоциальную драму, сконцентрировавшись на тех темах, которые у нас предпочитают обходить стороной, вроде культуры одобрения насилия по отношению к некоторым категориям граждан. Но, кажется, к такому фильму зритель пока еще не готов.

 

Exit mobile version