Сегодня народным инструментам, как показал Х международный фестиваль народной музыки «Кантеле», который прошел в Петрозаводске в сентябре, подвластны не только «старинные напевы» и народные мелодии.
Ансамбль удмуртских инструментов «Сайкан» из Воткинска исполнял «Пассакалью» Г. Генделя и музыку своего земляка П.И. Чайковского. В репертуаре ансамбля гусляров «Звоны былинные» из Сочи греческие, латиноамериканские и итальянские мелодии. Всё чаще исполнители включают в свои программы оригинальные произведения современных композиторов, написанные специально для народных инструментов.
Один из таких композиторов стал гостем «Кантеле»: заслуженный деятель искусств России, московский педагог и композитор Владимир Беляев. На фестивале в Петрозаводске он возглавил жюри конкурса молодых исполнителей (во время конкурса прозвучала его Сказочная сюита для гуслей и фортепиано), провел мастер-класс и презентацию диска с записями произведений, исполненных на гуслях.
Современные гусляры успешно выступают с симфоническими и камерными оркестрами. По мнению В. Беляева, поскольку в последнее время властные органы наконец-то обратились к народной культуре, значение таких фестивалей как «Кантеле» будет возрастать. Сейчас вслед за Карелией фестивали уже проводят в Удмуртии, в Республике Марий Эл. Поддержка власти – одно из условий возрождения национальных культур, по мнению композитора. Ее, этой поддержки, так не хватало многие годы. Музыковед, фольклорист, заслуженный деятель искусств Карелии Ирина Семакова согласна с этим, правда, считает, что необходимо еще одно условие – желание, стремление представителей этносов сохранить и развивать народную культуру. Подтверждением того, что и здесь положение меняется в лучшую сторону, является тот факт, что народные инструменты сегодня становятся массовыми. Об этом говорили и участники научно-практической конференции, которая прошла в рамках фестиваля.
Педагог дополнительного образования Центра внешкольной работы и руководитель этнографического коллектива «Карельская горница» Валентина Кархунен рассказала, как кантеле завоевало Костомукшу, в которой живут представители 31 национальности! Хотя еще в 2003 году малострунное диатоническое кантеле было здесь лишь отдаленным историко-культурным артефактом. В 2004-2005 годах в Карелии был реализован проект «Возрождение коренных народов через развитие музыкальной культуры». На деньги гранта тогда было изготовлено 86 музыкальных инструментов народов Карелии.
Среди 9 коллективов, которые выразили желание работать в гранте, была и «Карельская горница». Полученные по гранту один-два инструмента каждого вида стали основой для работы детского коллектива. Это было начало. А сегодня практически каждый ученик в Костомукшском городском округе, желающий играть на народном инструменте, имеет либо свой, приобретенный родителями, либо закрепленный за ним инструмент, который был приобретен на средства Костомукшского ГОКа, КСЦ «Дружба» и спонсоров. Более того, ГОК и Дворец культуры «Дружба» оказали помощь ребятам из карельской деревни Вокнаволок, которые тоже захотели научиться играть на кантеле – после того, как услышали выступление сверстников из Kostomus- кantele. Им помогли создать свой ансамбль – «Парни из Вокнаволока» (в ансамбле было 7 мальчиков и одна девочка). Что весьма необычно, ведь, судя по составу участников фестиваля, будущее народного творчества находится в надежных – женских –руках.
Костомукша не исключение. Преподаватель Воткинского педагогического колледжа Сергей Трофимов, руководитель ансамбля удмуртских традиционных инструментов «Сайкан», рассказал как родину Петра Ильича Чайковского покорил… крезь – старинный удмуртский музыкальный инструмент. Но для этого была разработана специальная программа, создана база, проводилась и проводится огромная популяризаторская работа. Результат? В XXI веке на старинном крезе грают в детских садах и школах, он стал концертным инструментом и звучит на многочисленных концертных площадках Удмуртии и России, а ансамбль «Сайкан» стал лауреатом и дипломантом многочисленных конкурсов (в том числе и «Кантеле»-2014).
Это только две истории о том, как народные инструменты становятся массовыми.
А теперь о самом фестивале подробнее. Более 250 участников, солисты и ансамбли, из Карелии, Республики Марий Эл, Бурятии, Коми, Калмыкии, Пермского и Краснодарского краев, Якутии, а также Финляндии, Эстонии, Колумбии, Казахстана. Согласитесь, география впечатляет. Как, впрочем, и перечень инструментов: гусли (русские и марийские), традиционное кантеле и электрокантеле, бандура, саратовская гармонь, балалайка, йоухикко, пилли… А на выставке в Центре национальных культур и народного творчества были представлены еще более древние деревянные музыкальные инструменты: трещотки, колотушки, кугикли, рожки, жалейки, правда, изготовленные современным мастером…
Образцовый детский коллектив «Аялга» из Кяхты (Бурятия), чтобы попасть в Петрозаводск, пересек практически всю Россию. Воспитанники Кяхтинской детской школы искусств играли на инструментах, которые мало кто слышал за пределами их родного края: ятага и иочин. Во время конкурсов не принято аплодировать, но «Аялгу» провожали со сцены восторженно, как и встречали во время заключительного концерта в Музыкальном театре. И как играли ребята! В далекую Кяхту они увезли гран-при нашего фестиваля.
Как заметил кто-то, жюри конкурса молодых исполнителей попало в сложнейшую ситуацию: здесь выступали как профессионалы, настоящие и будущие, так и любители. И вторые мало в чем уступали первыми. На заключительном концерте дали возможность выступить всем коллективам – потому что каждый был самобытен и уникален.
Помимо юных бурятских музыкантов, которые исполнили произведения современных композиторов, гвоздем программы стал финский дуэт Антту Койстинен и Ольга Шишкина. Антту исполнил на электрокантеле джазовые импровизации знаменитых гитаристов мира. Молодому музыканту из Финляндии 21 год, он родился в семье мастеров-изготовителей кантеле и одним из первых в мире освоил электрокантеле. Антту еще раз подтвердил, что невозможного для народных инструментов нет. Кстати, В. Беляев представил на фестивале диск с записями гусляров с оркестром Юрия Башмета.
Программа фестиваля была очень насыщенной: помимо конкурса и семинара, мастер-классы и концерты, в том числе и выездные, творческие встречи и этновечеринки. И еще на один отрадный факт хотелось бы обратить внимание: много молодежи и среди исполнителей, и слушателей. На заключительном концерте в Музыкальном театре, самом большом театральном зале Петрозаводска, был аншлаг.
В.В. Беляев, вручая награды исполнителям и ансамблям на заключительном концерте, привел слова не очень популярного сегодня В. И. Ленина: народное искусство нельзя убить. Если останется хотя бы одно зерно, оно все равно даст всходы. А на фестивале многие говорили о том, что «Кантеле» – одно из самых ярких событий Года культуры в Карелии. Причем, фестиваль с каждым разом развивается, привносит что-то свежее, привлекает новых исполнителей и, конечно же, пропагандирует в России наше кантеле. Кстати, инструмент работы мастера Александра Фролова, который работает в ансамбле «Кантеле», был вручен каждому коллективу, приехавшему в этом году в Петрозаводск.
Учредители фестиваля – министерства культуры Российской Федерации и Республики Карелия, организатор – Центр национальных культур и народного творчества.
А по поводу вопроса, что же все-таки играл Вяйнямёйнен на своем волшебном кантеле, скажу, что помимо двух дисков – «Волшебное кантеле» и «Рождение кантеле», которые презентовали на фестивале, должна была выйти книга Ирины Семаковой об истории кантеле, над которой автор работала несколько лет. По техническим причинам книга не успела к сроку. Может быть, там найдется ответ и на этот вопрос? Как и на тот, почему так завораживала всех эта музыка?
Начал старый Вяйнямёйнен;
Он на кантеле играет.
Пальцы тонкие он выгнул,
Приподнял большие пальцы.
Зазвенела тут береза,
Тут зеленая запела,
Пела золото-кукушка,
Нежно пел девичий голос.
Заиграл сильнее старец.
Струны кантеле ликуют,
Скачут горы, рвутся камни,
Скалы все загрохотали,
Рифы треснули морские,
Хрящ на волнах закачался;
Сосны с радости плясали,
Пни скакали на полянах…
..И все Калевалы жены
Тут работу побросали;
Как река текут на звуки,
Как поток туда стремятся.
Молодицы шли со смехом.
Шли веселые хозяйки,
Чтоб игру его послушать…
И, ликуя, восторгаться.
Все мужчины, сколько было,
Все стояли снявши шапки.
Сколько бы ни было там женщин.
Все рукой подперли щеки;
Девушки все прослезились
Парни стали на колени.
Звукам кантеле внимали,
Звону чудному дивились.
Фото автора