Размышления взрослого зрителя о музыкальной сказке Павла Вальдгардта по либретто Самуила Маршака в Музыкальном театре Карелии
«Бублички», «Кирпичики», «Маруся отравилась», танго, фокстрот… Можно только удивляться, что композиторы не хотят дышать этим нэповским музыкальным воздухом. Кошка-то – типичная нэпманша, а ее гости – оголтелые мещане из агиток 1920-х годов.
Режиссер-постановщик – Юлия Чудненко
Музыкальный руководитель – Владимир Кулагин
Художник-постановщик – Анна Курочкина
Балетмейстер-постановщик – Олег Щукарев
Впервые я прочел про эту кошку в 6 лет. Сказка завораживала, и сама собой запоминалась без всякого заучивания. Хотелось прежде всего даже не видеть ее на сцене, а самому играть в самодельном кукольном театре. То же самое хотелось делать и с «Теремком», «Сказкой про Козла» и «Петрушкой-иностранцем». Что я и делал со своими немногочисленными игрушками без всякого намека на зрителей. В первом классе я был просто счастлив и страшно волновался, играя одного из Волков в «Сказке про Козла» на классном утреннике. Шел 1948 год.
24 февраля 2019 года мне захотелось впасть в детство, и я пошел на премьеру детской оперы. К сожалению, я не смог перевоплотиться в себя, семилетнего, и поневоле воспринимал спектакль, ощущая весь свой груз 70-ти зрительских лет. Но на пятилеток и семилеток я то и дело поглядывал: как они всё это действо воспринимают? Хорошо воспринимали, никто не спал, но никто особо и не смеялся над уморительными, на мой взгляд, текстами. К примеру:
— Слушай, дурень, перестань
Есть хозяйскую герань.
— Ты попробуй. Очень вкусно.
Будто лист жуешь капустный.
Или:
Ты свинья, и я свинья.
Все мы, братцы, свиньи.
Наварили нам с утра
Целый чан ботвиньи.
Маршаковский текст хорошо проговаривался и пропевался актерами. Музыка оперы достойно и нескучно для детей ложилась на классический текст.
Режиссер и художник достаточно скромными средствами создали вполне убедительные образы героев. Животные узнаваемы. Сначала мне хотелось от персонажей более, что ли, звериной пластики, но потом я принял несуетливые и точные по отдельным деталям характеристики.
Кошка (Наталья Ландовская) в меру кокетлива и капризна. Кот Василий (Вадим Мокин) верен хозяйке и важен, как швейцар. Свинья (Нина Болдырева) ожидаемо бесцеремонна и хамовита. Движения Петуха и Курицы (Петр Хухрин и Анна Луканова) намекают на поведение именно этих домашних птиц. Козел (Вячеслав Хавренок) скачет и прыгает — правда, в меру, как ему и положено. Коза же (Елена Полиенко) в движениях чуть скромнее, ей и не надо особо прыгать: у нее рога больше. Котята и Поросята (Светлана Кирпанева и Анастасия Карлова), они же и Петушки, рисуют образы разнохарактерных героев, и это интересно. Грачи (Ринат Чуганаев и Каюм Шодияров) резонёрствуют. Но у них роль такая.
Все герои без исключения прекрасно танцуют. Видно, что им самим нравится. Детям больше всего пришлись по душе именно танцы героев – сразу принялись хлопать в ладоши.
А теперь о том, что бы мне хотелось увидеть и услышать в этом спектакле.
Прежде всего фамилию соавтора Маршака по этой и нескольким другим пьесам – Елизаветы Ивановны Дмитриевой (1887 – 1928). Она же загадочная и экзотическая поэтесса Серебряного века Черубина де Габриак, из-за которой стрелялись на дуэли Николай Гумилев и Максимилиан Волошин.
В 1922 году Маршак работал в театре «Детский городок» Екатеринодара. Там же в это время жила и работала Елизавета Дмитриева. В соавторстве с Маршаком ею были написаны и поставлены несколько пьес, в том числе «Кошкин дом». В этом же году в Екатеринодаре пьесы были изданы под двумя фамилиями. В 1930-е годы Маршак переделал пьесы, и фамилия соавтора исчезла. Понятно, что с 1920-х годов поэтесса была не в чести из-за своего антропософства. Но сейчас-то!
О музыкальном сопровождении всех последних «Кошкиных домов». 1922 год. НЭП… «Бублички», «Кирпичики», «Маруся отравилась», танго, фокстрот, чарльстон – он чуть попозже. Можно только удивляться, что композиторы не хотят дышать этим нэповским музыкальным воздухом. Кошка-то – типичная нэпманша, а ее гости – оголтелые мещане из агиток 1920-х годов.
О первом посещении ребенком театра, а тем более оперы. Опера – искусство элитарное, дорогое и внешне привлекательное. Кошкин дом должен блистать так, что глаз не оторвать, быть таким, чтобы хоть чуточку побыть в этом чудном доме. А уж если в этом доме пожар, то свет и спецэффекты должны та потрясти ребенка, что он запомнит это на всю жизнь.
И весь этот синтез музыки, пения, танца, света, удивительных ярких декораций снова потянет ребенка в театр, и он без него жить не сможет.