Интернет-журнал «Лицей»

Анна Осипенко: Я мечтаю об «Аиде»

Анна Осипенко. Фото Олега Вайднера
Анна Осипенко. Фото Олега Вайднера

«Музыкальный театр Карелии своим ритмом больше напоминает европейские театры. Это интересный феномен, и это мне гораздо ближе».

Новый, 66-й, сезон Музыкальный театр Карелии начинает с новым главным режиссером. Представляем Анну Осипенко, возглавляющую ныне оперную труппу.

– Анна, вы приехали в Петрозаводск из Санкт-Петербурга, значительное место в вашей творческой жизни занимает Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии. Расскажите о работе в этом театре, тем более что многие наши зрители с ним знакомы…

С этим театром меня связывает десятилетнее сотрудничество. Именно здесь я поставила свой дипломный спектакль по повести Френсис Бернет «Таинственный сад» на музыку Сергея Баневича, а спустя много лет исполняла обязанности главного режиссера.

Сцена из оперетты «Принцесса цирка» (90-летие Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии). Фото Марии Ковалевой

Недавно я выпустила юбилейный концерт к 90-летию театра. В программе концерта мы вспомнили культовые постановки разных лет. Воссоздавая эпоху 60-х, время, когда главным режиссером театра был Юлий Хмельницкий, снявший фильм «Мистер Икс» с Георгом Отсом в главной роли, мы использовали специальную систему, позволившую актеру «летать» и выполнять сложные акробатические трюки прямо над зрительным залом . Были созданы театральные аллюзии на знаковые сцены театра Владимира Воробьева, не только снявшего популярные фильмы-мюзиклы «Свадьба Кречинского» и «Труффальдино из Бергамо», но и поставившего одноименные спектакли.

Также у нас есть совместный международный фестиваль «Оперетта-парк». На открытом пространстве Серебряного озера, перед фасадом Гатчинского дворца, мы три года ставили масштабные спектакли: «Холопка», «Свадьба в Малиновке», «Принцесса цирка» и другие, используя каскадеров конных трюков, ретро-автомобили, кареты, пиротехнические эффекты, современные компьютерные технологии, а также международные гала-концерты с участием артистов из Австрии, Венгрии, Польши. На электронных ресурсах театра можно увидеть записи фестивальных спектаклей.

Фестиваль «Оперетта-парк». Сцена из спектакля «Холопка»

За эти годы Театр музыкальной комедии стал для меня родным, там служат дорогие для меня люди. Изучая его историю и историю Музыкального театра Карелии, я заметила, что эти театры удивительным образом связаны между собой. Во время блокады, в 1942 году, оставил пост один из основателей и первый художественный руководитель Ленинградского театра музыкальной комедии Алексей Николаевич Феона. Далее в исторических материалах, посвященных театру музкомедии, его творческая биография не прослеживается, зато появляется в истории театра Карелии: в 1942 году Феона возглавил эвакуированный в годы войны в Беломорск Республиканский театр музыкальной комедии – предтечу современного Музыкального театра. Ставил спектакли в Петрозаводске и Юлий Хмельницкий. В 1980–1990-х Музыкальный театр Карелии возглавлял Владимир Шестаков – ученик Владимира Воробьева. 

– Есть ли у вас какие-то предпочтения в музыкальном театре или вы всеядны?

Среди жанров музыкального театра я всегда отдавала предпочтение опере. До поступления на режиссерский факультет окончила отделение истории и теории музыки Камчатского музыкального училища (ныне колледжа). Профессиональные навыки, которые дает эта специальность, – владение анализом музыкальных форм, умение «читать» музыкальную драматургию, разбираться в языковой системе композитора, – дали мне возможность более глубоко изучить оперные произведения и полюбить этот жанр.

Из опер я мечтаю об «Аиде» Верди и давно жду возможности поставить «Похождения повесы» Игоря Стравинского.

– Какой был ваш путь в музыкальный театр, причем в режиссуру? Что повлияло на выбор профессии?

В детстве у меня были разносторонние интересы: я училась в физико-математическом классе, участвовала в олимпиадах и серьезно задумывалась о выборе будущей профессии в области ядерной физики. Параллельно занималась в музыкальной школе по классу скрипки, ходила в художественную школу, увлекалась верховой ездой. Дома была большая библиотека – я много читала без всякой системы. Как все подростки, задумывалась о смысле жизни, искала в книгах ответы на вопросы: кто мы и ради чего живем? В романах Достоевского, произведениях Стругацких я столкнулась с мыслью, что нельзя изменить мир в лучшую сторону, применяя насилие ради высоких идей. Остановить человека на пороге преступления может только он сам. Я задумалась, что культура и искусство – области духовного саморазвития человека – важные ненасильственные инструменты социальных преобразований, и я хочу получить профессию, которая несла бы в себе эту миссию. Так в тринадцать лет я поняла, что хочу быть режиссером.

Я поступила на факультет оперной режиссуры в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А Римского-Корсакова, но оканчивала уже Театральную академию на Моховой, так как перевелась на третьем курсе к Александру Васильевичу Петрову (художественный руководитель Санкт-Петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье», постановщик спектаклей «Скрипач на крыше» и «Карельский пленник» в Музыкальном театре Карелии. – Прим. авт.).

Благодарна Александру Васильевичу за практический опыт, который имела возможность получить в театре «Зазеркалье», поставив в Белом зале театра в семистейдж (полусценической) версии оперы «Евгений Онегин» Чайковского, «Дон Жуан» Моцарта, «Риголетто» Верди.

– У вас солидный список постановок, в том числе зарубежных. Чем отличается работа в других странах от наших театров?

Менталитету европейских жителей свойственно заблаговременное качественное планирование. Это отражается в том числе и в театральных постановочных процессах. В российских театрах процесс выпуска спектакля чаще всего превращается в эмоциональный и физический штурм будущей премьеры, где театр работает на пределе своих возможностей. Музыкальный театр Республики Карелия, находясь в России, своим ритмом больше напоминает европейские театры. Это интересный феномен, и это мне гораздо ближе.

Сцена из оперы «Евгений Онегин». Театр Statna Opera (Банска-Быстрица, Словакия)

– Как в вашей жизни появился Петрозаводск, наш Музыкальный театр? Сложно ли вам было принять решение о работе здесь?

С Музыкальным театром Республики Карелия я познакомилась десять лет назад. Меня пригласил на гала-концерт открытия театра после реставрации Юрий Исаакович Александров. На меня большое впечатление произвела природа Карелии, которая напомнила мне места, где я выросла. Полуостров Камчатка лежит среди сопок и вулканов на берегу Авачинской бухты Тихого океана. Я часто уезжала из дома на набережную, читала, смотрела на волны. Может быть, поэтому я люблю набережную в Петрозаводске. Успела побывать на горе Сампо и съездить на водопад Кивач, запланировала посетить еще много мест в Карелии. Неожиданно символичным оказалось и то, что мой день рождения совпадает с Днем «Калевалы».

При нашей встрече с директором Музыкального театра Еленой Геннадьевной Ларионовой я услышала близкую мне позицию по отношению к театру, к курсу его развития. Жизнь, как и театр, должна меняться, обновлять свои процессы, а сложно это дается или нет – зависит от личности.

– Юрий Александров десять лет руководил оперной труппой. В какой роли он остается в театре?

Юрий Исаакович — главный приглашенный режиссер театра. Сотрудничество с ним продолжается: сейчас он выпускает оперетту Имре Кальмана «Мистер Икс».

– Какой вы видите вашу работу здесь? Трудно сейчас говорить о ближайших планах, но все же какие перспективы?

Да, нынешняя ситуация внесла коррективы во многие жизненные планы. Коснулись они и театра, в первую очередь сроков выпуска спектаклей. Но у нас много интересных творческих планов.

2 октября мы приглашаем зрителей на премьеру оперетты «Мистер Икс», 11 октября ждем на гала-концерт открытия сезона в новом формате, который называется «#Операперезагрузка».

В последних числах ноября планируем провести второй фестиваль «ОпераVita», где зрители смогут услышать молодых оперных звезд. Откроет фестивальную программу опера Рахманинова «Алеко» в формате семистейдж, специально подготовленная для фестиваля. Надежду Павлову, солистку Пермского театра оперы и балета, приглашенную солистку Большого театра, можно будет услышать в партии Марфы в концертном исполнении оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» и в заключительном гала-концерте фестиваля.

Оперу «Царская невеста» уже в полной сценической версии в постановке Георгия Исаакяна мы надеемся представить нашим зрителям также до окончания сезона. В ноябре в Москве на фестивале «Видеть музыку» наш театр покажет оперы Пуччини «Джанни Скикки. Сестра Анжелика» и Масканьи «Сельская честь».

Я планирую начать с артистами работу над семейной музыкальной сказкой Сергея Петровича Баневича «Стойкий оловянный солдатик» по мотивам сказки Андерсена и над оперой «Аида», запланированной на следующий сезон.

Фото из личного архива Анны Осипенко

 

Exit mobile version