«Музыкальный театр Карелии своим ритмом больше напоминает европейские театры. Это интересный феномен, и это мне гораздо ближе».
Новый, 66-й, сезон Музыкальный театр Карелии начинает с новым главным режиссером. Представляем Анну Осипенко, возглавляющую ныне оперную труппу.
– Анна, вы приехали в Петрозаводск из Санкт-Петербурга, значительное место в вашей творческой жизни занимает Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии. Расскажите о работе в этом театре, тем более что многие наши зрители с ним знакомы…
– С этим театром меня связывает десятилетнее сотрудничество. Именно здесь я поставила свой дипломный спектакль по повести Френсис Бернет «Таинственный сад» на музыку Сергея Баневича, а спустя много лет исполняла обязанности главного режиссера.
Недавно я выпустила юбилейный концерт к 90-летию театра. В программе концерта мы вспомнили культовые постановки разных лет. Воссоздавая эпоху 60-х, время, когда главным режиссером театра был Юлий Хмельницкий, снявший фильм «Мистер Икс» с Георгом Отсом в главной роли, мы использовали специальную систему, позволившую актеру «летать» и выполнять сложные акробатические трюки прямо над зрительным залом . Были созданы театральные аллюзии на знаковые сцены театра Владимира Воробьева, не только снявшего популярные фильмы-мюзиклы «Свадьба Кречинского» и «Труффальдино из Бергамо», но и поставившего одноименные спектакли.
Также у нас есть совместный международный фестиваль «Оперетта-парк». На открытом пространстве Серебряного озера, перед фасадом Гатчинского дворца, мы три года ставили масштабные спектакли: «Холопка», «Свадьба в Малиновке», «Принцесса цирка» и другие, используя каскадеров конных трюков, ретро-автомобили, кареты, пиротехнические эффекты, современные компьютерные технологии, а также международные гала-концерты с участием артистов из Австрии, Венгрии, Польши. На электронных ресурсах театра можно увидеть записи фестивальных спектаклей.
За эти годы Театр музыкальной комедии стал для меня родным, там служат дорогие для меня люди. Изучая его историю и историю Музыкального театра Карелии, я заметила, что эти театры удивительным образом связаны между собой. Во время блокады, в 1942 году, оставил пост один из основателей и первый художественный руководитель Ленинградского театра музыкальной комедии Алексей Николаевич Феона. Далее в исторических материалах, посвященных театру музкомедии, его творческая биография не прослеживается, зато появляется в истории театра Карелии: в 1942 году Феона возглавил эвакуированный в годы войны в Беломорск Республиканский театр музыкальной комедии – предтечу современного Музыкального театра. Ставил спектакли в Петрозаводске и Юлий Хмельницкий. В 1980–1990-х Музыкальный театр Карелии возглавлял Владимир Шестаков – ученик Владимира Воробьева.
– Есть ли у вас какие-то предпочтения в музыкальном театре или вы всеядны?
– Среди жанров музыкального театра я всегда отдавала предпочтение опере. До поступления на режиссерский факультет окончила отделение истории и теории музыки Камчатского музыкального училища (ныне колледжа). Профессиональные навыки, которые дает эта специальность, – владение анализом музыкальных форм, умение «читать» музыкальную драматургию, разбираться в языковой системе композитора, – дали мне возможность более глубоко изучить оперные произведения и полюбить этот жанр.
Из опер я мечтаю об «Аиде» Верди и давно жду возможности поставить «Похождения повесы» Игоря Стравинского.
– Какой был ваш путь в музыкальный театр, причем в режиссуру? Что повлияло на выбор профессии?
– В детстве у меня были разносторонние интересы: я училась в физико-математическом классе, участвовала в олимпиадах и серьезно задумывалась о выборе будущей профессии в области ядерной физики. Параллельно занималась в музыкальной школе по классу скрипки, ходила в художественную школу, увлекалась верховой ездой. Дома была большая библиотека – я много читала без всякой системы. Как все подростки, задумывалась о смысле жизни, искала в книгах ответы на вопросы: кто мы и ради чего живем? В романах Достоевского, произведениях Стругацких я столкнулась с мыслью, что нельзя изменить мир в лучшую сторону, применяя насилие ради высоких идей. Остановить человека на пороге преступления может только он сам. Я задумалась, что культура и искусство – области духовного саморазвития человека – важные ненасильственные инструменты социальных преобразований, и я хочу получить профессию, которая несла бы в себе эту миссию. Так в тринадцать лет я поняла, что хочу быть режиссером.
Я поступила на факультет оперной режиссуры в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А Римского-Корсакова, но оканчивала уже Театральную академию на Моховой, так как перевелась на третьем курсе к Александру Васильевичу Петрову (художественный руководитель Санкт-Петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье», постановщик спектаклей «Скрипач на крыше» и «Карельский пленник» в Музыкальном театре Карелии. – Прим. авт.).
Благодарна Александру Васильевичу за практический опыт, который имела возможность получить в театре «Зазеркалье», поставив в Белом зале театра в семистейдж (полусценической) версии оперы «Евгений Онегин» Чайковского, «Дон Жуан» Моцарта, «Риголетто» Верди.
– У вас солидный список постановок, в том числе зарубежных. Чем отличается работа в других странах от наших театров?
– Менталитету европейских жителей свойственно заблаговременное качественное планирование. Это отражается в том числе и в театральных постановочных процессах. В российских театрах процесс выпуска спектакля чаще всего превращается в эмоциональный и физический штурм будущей премьеры, где театр работает на пределе своих возможностей. Музыкальный театр Республики Карелия, находясь в России, своим ритмом больше напоминает европейские театры. Это интересный феномен, и это мне гораздо ближе.
– Как в вашей жизни появился Петрозаводск, наш Музыкальный театр? Сложно ли вам было принять решение о работе здесь?
– С Музыкальным театром Республики Карелия я познакомилась десять лет назад. Меня пригласил на гала-концерт открытия театра после реставрации Юрий Исаакович Александров. На меня большое впечатление произвела природа Карелии, которая напомнила мне места, где я выросла. Полуостров Камчатка лежит среди сопок и вулканов на берегу Авачинской бухты Тихого океана. Я часто уезжала из дома на набережную, читала, смотрела на волны. Может быть, поэтому я люблю набережную в Петрозаводске. Успела побывать на горе Сампо и съездить на водопад Кивач, запланировала посетить еще много мест в Карелии. Неожиданно символичным оказалось и то, что мой день рождения совпадает с Днем «Калевалы».
При нашей встрече с директором Музыкального театра Еленой Геннадьевной Ларионовой я услышала близкую мне позицию по отношению к театру, к курсу его развития. Жизнь, как и театр, должна меняться, обновлять свои процессы, а сложно это дается или нет – зависит от личности.
– Юрий Александров десять лет руководил оперной труппой. В какой роли он остается в театре?
– Юрий Исаакович — главный приглашенный режиссер театра. Сотрудничество с ним продолжается: сейчас он выпускает оперетту Имре Кальмана «Мистер Икс».
– Какой вы видите вашу работу здесь? Трудно сейчас говорить о ближайших планах, но все же какие перспективы?
– Да, нынешняя ситуация внесла коррективы во многие жизненные планы. Коснулись они и театра, в первую очередь сроков выпуска спектаклей. Но у нас много интересных творческих планов.
2 октября мы приглашаем зрителей на премьеру оперетты «Мистер Икс», 11 октября ждем на гала-концерт открытия сезона в новом формате, который называется «#Операперезагрузка».
В последних числах ноября планируем провести второй фестиваль «ОпераVita», где зрители смогут услышать молодых оперных звезд. Откроет фестивальную программу опера Рахманинова «Алеко» в формате семистейдж, специально подготовленная для фестиваля. Надежду Павлову, солистку Пермского театра оперы и балета, приглашенную солистку Большого театра, можно будет услышать в партии Марфы в концертном исполнении оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» и в заключительном гала-концерте фестиваля.
Оперу «Царская невеста» уже в полной сценической версии в постановке Георгия Исаакяна мы надеемся представить нашим зрителям также до окончания сезона. В ноябре в Москве на фестивале «Видеть музыку» наш театр покажет оперы Пуччини «Джанни Скикки. Сестра Анжелика» и Масканьи «Сельская честь».
Я планирую начать с артистами работу над семейной музыкальной сказкой Сергея Петровича Баневича «Стойкий оловянный солдатик» по мотивам сказки Андерсена и над оперой «Аида», запланированной на следующий сезон.
Фото из личного архива Анны Осипенко