Интернет-журнал «Лицей»

Белая зависть

Гастроли Московского областного театра кукол

Повезло петрозаводским школьникам! Вчера пятиклассники Университетского лицея ещё до официального открытия гастролей Московского областного театра кукол увидели легендарную постановку «Мойры Петроградского района», а сегодня днём учащиеся 1-4 классов Финно-угорской школы самыми первыми посмотрели второй гастрольный спектакль — «Сказка о капризной принцессе и Короле лягушек».

«Мойры Петроградского района». Фото: puppetmo.ru

Спектакль «Мойры Петроградского района» — признанный фаворит. Был номинирован на «Золотую маску» во всех номинациях, стал лауреатом II Международного Большого детского фестиваля 2019 года в категории «Лучший спектакль театра кукол для детей (старшая возрастная категория)». Художник и режиссёр Александра Ловянникова превратила пьесу Константина Фёдорова в набор картинок-бусинок, которые нанизываются на нить зрительского восприятия и постепенно проявляют смыслы и образы произведения.

Одной из связующих нитей служит заново прочитанная легенда о трёх мойрах, детях ночи. Другой — заснеженная Петроградская сторона. Третьей — театральная музыка Андрея Заноги, не перетягивающая зрительское внимание, а вплетающая свою нить в общее полотно спектакля. А дальше нити множатся и множатся, и вот уже история пережившего блокаду и оставшегося в войну без родителей Сергея Аркадьевича дублируется в истории детдомовца Вовы, Вадим смотрится в Вову как в отражение, а Лера пытается заполнить жизненную пустоту то одним, то другим, то третьим. И зря типично питерский идейный персонаж Парикмахер пытается сделать человечество счастливым простой арифметической операцией вычитания. Люди столь же трагически одиноки, как и безымянный «обглодыш» Пёс…

Бусинки-картинки нанизываются то на одну нить, то на другую, и ткань спектакля превращается в многорядные бисерные бусы, сверкающие на фоне зимнего Каменного острова, где не так далеко от Подрезова-Подковырова-Полозова притулилась и улица Петрозаводская.

Но главным открытием стали актёры. Все четверо. На сцене — настоящий актёрский ансамбль, и как только экспертам «Золотой маски» удалось выделить двоих? Марина Романова-Лахесис, Анастасия Игнатенко-Клото, Наталья Третьяк-Атропос и Николай Воронов работают командой. Хотя мойры немного над ситуацией, но в итоге именно тесная связь мойр связывает и их подопечных. Актёры следят за расплетающимся сюжетом с неослабевающим вниманием, всегда готовы что-то подсказать персонажам, прийти на помощь. Наблюдать за тем, как чётко и точно работают актёры, как легко переходят от одной речевой характеристики к другой, как передают друг другу кукол — чистое удовольствие.

В финале инфицированы «вирусом человечности» оказываются не только Мойры, но и зрители.

 

 

«Сказка о капризной принцессе и короле лягушек». Фото: puppetmo.ru

Спектакль «Сказка о капризной принцессе и короле лягушек» режиссёра Петра Васильева требует от актёров невероятной энергии. Режиссёр исповедует вахтанговскую концепцию «театра-праздника», его творческой стихией является эксцентрика, и нужны актёры недюжинных сил и темперамента, чтобы выполнить все режиссёрские задумки.

Как всегда, изобретательно придуманы куклы и декорации художником Алевтиной Торик. Точен и деликатен композитор Андрей Занога. Но самым сильным впечатлением спектакля опять стали актёры — Александр Третьяк, Станислав Фролов и Полина Малахова. Они прекрасно поют, двигаются и играют на немудрящих инструментах. Но это не всё. Режиссёрская эстетика понята и подхвачена актёрами, у которых есть долгое дыхание и чувство ритма, которые видят, слышат, чувствуют друг друга, как акробаты или эквилибристы. И рождается настоящий цирк высокой пробы. Как и в «Мойрах Петроградского района», зрителям явлено партнёрство восьмидесятого уровня.

С 1922 года, со времён «Принцессы Турандот», приём «театра в театре» стал почти общим местом. Но мало где этот приём выглядит так уместно, как в этом спектакле. Театр ни на секунду не забывает, что он театр. Вот принцессе все боятся подать зеркало, и бродячий актёр, которого играет Александр Третьяк, честно признаётся, что он тоже не может нести зеркало, поскольку занят с куклами. Актёры открыто транслируют собственное отношение к персонажам и к сюжету, и оттого сценическое действие становится насыщенным и получает должный объём.

Для школьников спектакль шёл без антракта. В течение полутора часов Александр Третьяк, Станислав Фролов и Полина Малахова ни на секунду не снижали градус актёрского существования, а первоклашки на первых рядах в трансе вставали с мест и смотрели на сцену буквально с открытыми ртами. Обычно школьники всегда торопятся после окончания спектакля — их ждёт наполненная событиями детская жизнь… Очень редко школьные залы кричат «Браво!» и несколько раз вызывают артистов на поклоны. Но сегодня кричали и вызывали! И это «Браво!» подхватили коллеги-артисты.

За два дня петрозаводские зрители увидели в гастрольных спектаклях семерых великолепно оснащённых актёров. Сколько же ещё театральных сюрпризов готовят нам предстоящие дни?

Программа гастролей на 30 и 31 октября здесь

Exit mobile version