Интернет-журнал «Лицей»

«Что вы нам Цискаридзе цитируете?!»

Министр образования Карелии Александр Морозов
Министр образования Карелии Александр Морозов

Председатель профильного комитета парламента Карелии Андрей Рогалевич задал вчера  этот вопрос министру образования Александру Морозову. Выступление чиновника перед депутатами прошло в накаленной как никогда обстановке.

 

Вначале всё было мирно. Перед началом Александр Морозов принимал поздравления с переназначением министром. Указ еще не опубликован, но, видимо, вопрос решенный.

Вопрос в повестке  сформулирован был буднично: «Информация о деятельности Министерства образования Республики Карелия в 2015 году и задачах на 2016 год». Министр Александр Морозов построил свое выступление на количественных показателях, без анализа нынешнего состояния системы образования. Минут через 15, поскольку распечатка с количественными показателями находилась перед глазами депутатов, председатель Комитета по образованию, культуре и делам молодежи ЗС РК Андрей Рогалевич остановил  министра и предложил ответить на вопросы.

Отвечая на вопрос Галины Васильевой о том, как отразилось сокращение бюджета на системе образования республики и чего ожидать в ближайшее время, Александр Морозов заявил: с 2018 года, когда введут федеральные образовательные госстандарты для средней школы, обучение в 10-11 классах в малокомплектных школах станет невозможным.

Министр упомянул, что в министерстве есть инновационный проект об опережающем внедрении стандарта, однако на просьбу Галины Васильевой назвать этот проект конкретного ответа дать не смог.

Депутат Александр Меркушев спросил:

— Может, стандарты ошибочны? Может, их надо менять? Почему мы должны биться головой о стену?

— Даже при советской власти не приходило в голову учить детей в 9-10 классах малокомплектной школы с наполняемостью 1-2 человека, — парировал министр. — Стандарты средней школы нацелены на профилизацию и индивидуализацию обучения, в условиях малокомплектной школы это невозможно.

Галина Васильева

— Можно согласиться со сказанным в отношении средней школы, — вступила в дискуссию Галина Васильева. — Но то, что часами  трясутся в автобусах дети  начальной  и основной школы… Может быть, приложить усилия для сохранения таких школ?

После слов Александра Морозова, что в Карелии массовой реорганизации учреждений образования по финансовым причинам не проводится, Галина Васильева заметила:

— Кроме интернатов…

Министр не согласился, сказав, что перемены в Специализированной школе искусств и коррекционных интернатах №21 и 22 (см. нашу публикацию об интернате № 22 для детей с тяжелой патологией речи  «Это преступление, и вы это понимаете!») не связаны с финансовой обеспеченностью. Напротив, в связи с введением федеральных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья финансирование коррекционных интернатов не уменьшится. Он уверил, что уже идет набор в первый класс коррекционного интерната №22 для детей с тяжелой патологией речи и что через год для таких детей будет открыт пятый класс, затем последовательно шестой, седьмой и так далее.

— Каждый день всё меняется…- прокомментировала присутствующая на заседании Анна Евтухович, мама воспитанника интерната №22.

Лариса Степанова

Депутат Лариса Степанова поддержала ее.

— Вопрос об интернате № 22 больной. Слушаю вас и не верю! — обратилась она к министру. — Ваши аргументы все время меняются. Сейчас вы начали плыть в своих показаниях. Может, все дело в здании? Скажите родителям честно: вопрос решен!

Но министр уверил, что идет работа с родителями и педагогами и что никаких нормативных решений пока не принято.

Дальнейшие слова министра сомнений не оставили: решение на самом деле уже принято. Детей из интерната № 22 переводят в интернат №21.

Родители воспитанников коррекционных интернатов № 21 и № 22

Здание, которое забирают у интерната № 22 и передают центру «Ровесник», находится в центре города. Все просьбы депутатов и присутствующих на заседании родителей отменить решение, министр Морозов отверг. Вопросов возникло еще больше, когда выяснилось, что и центру «Ровесник» осталось недолго существовать. Александр Морозов туманно отвечал на вопросы о дальнейшей судьбе здания, но заверил, что оно останется в системе образования.

Развернувшаяся дискуссия не могла не коснуться  еще одной горячей темы последних месяцев — судьбы Специализированной школы искусств .  После того, как в январе министерство огорошило родителей новостью, что отменяется набор в школу, начались протесты, вплоть до митинга родителей, педагогов и выпускников школы  — см. нашу публикацию   «Министр посоветовал попить водички и успокоиться». Набор в один первый класс вернули, но министр заявил, что в школе впредь будут учиться дети с 5 класса.

Главный аргумент министра против школы — здесь мало детей из районов, потому что якобы педагоги их не ищут, и родители не хотят отправлять малышей в Петрозаводск. А детям Петрозаводска и так есть где учиться музыке и живописи, считает министр, значит начальная школа в СШИ не нужна. На этот раз в подкрепление своей позиции Александр Морозов призвал авторитет Николая Цискаридзе, руководителя Академии русского балета имени Вагановой. Процитировав его слова «мы пришли к тому, что  все талантливые дети живут в Москве и Санкт-Петербурге», министр заявил:

— В Карелии мы пришли к тому, что у нас все таланты сосредоточены в Петрозаводске. Здесь шесть музыкальных школ и школ искусств. Эту ситуацию надо менять, более активно поддерживать талантливых детей в районах.

Андрей Рогалевич

— Что вы нам цитируете Цикаридзе?! — не выдержал Андрей Рогалевич. — У вас в «Ровеснике» из 350 детей  всего 28 детей из районов, но карательные меры применяются лишь к Специализированной школе искусств. По какой причине?!

Дальше дискуссия только накалялась. Выступали родители воспитанников обоих интернатов — № 21 и 22, опровергали слова министра: в интернате № 21 собрания родителей не было, по причине объединения с интернатом № 22 сюда  перестали принимать детей со сложной структурой нарушений по 6 виду — теперь  им некуда идти.

Министр все претензии в адрес министерства в в резкой форме отвергал. Верный своей тактике «Разделяй и властвуй!», Александр Морозов вбивал клин между родителями, уверяя, что большинство родителей поддерживают министерство.

Андрей Рогалевич обратил внимание на то, что ни один родитель  не был включен в комиссию по оценке последствий реорганизации  — ни в Медвежьегорске, ни в Муезерском районе, ни в Петрозаводске в ситуации с лицеем №1. На эти слова Александр Морозов отреагировал  своеобразно. Как обычно, когда по существу ответить нечего, министр  перевел стрелки на другую тему. Он буквально закричал депутатам:

— А где были вы, депутаты, когда 45-ю школу сливали с лицеем № 1?! Почему вы не защитили Артемьеву?

История с ликвидацией уникальной  петрозаводской 45-й школы очень печальная, и в свое время «Лицей» подробно освещал ее. Замечательный педагог, директор этой школы Светлана Артемьева ведет в нашем журнале раздел «Педагогика Светланы Артемьевой», рассказывает об опыте своей школы, которую создавала в 80-е с нуля. Правда же состоит в том, что школу закрыли весной 2010 года, а члены комитета по образованию депутатами парламента стали в декабре 2011 года. Как ни пытались они объяснить это министру образования, Александр Морозов распалялся еще больше…

Позже Андрей Рогалевич прокомментировал встречу с министром: — На комитете по образованию и культуре министр образования Морозов с радостью и воодушевлением цитировал Цискаридзе, мол, сокращение набора в первые классы Специализированной школы искусств нашло своё объяснение в его комментариях. Оно оправданно. А мы, мол, чиновники, не можем не прислушиваться к мнению такого человека. И так удивительно-загадочно намекнул на балет. Как я понял, в балете он разбирается лучше. Я не любитель балета. Признаюсь честно, я в этом ничего не понимаю. При этом я понимаю то, о чем говорит президент: «…они (чиновники минобра и науки), уверяю вас, не будут мешать развитию специальных школ, а наоборот, будут помогать, это в стандартах учитывается, так что здесь опасений никаких быть не может». Сокращение набора в первые классы, видимо, это и есть помощь чиновников.

 

«Лицей» продолжит держать руку на пульсе образования Карелии. Следите за нашими публикациями.

Фото Марии Голубевой

Exit mobile version