«За 40 минут урока я влюбилась в этот предмет и в педагога Зинаиду Борисовну Ефлову. Всё встало на свои места!»
Являюсь постоянным читателем всеми любимого интернет-журнала «Лицей», хотя и проживаю в Кисловодске. Родной он, журнал этот! Родилась я и выросла в Карелии. Прочитав статью Зинаиды Ефловой «Нет школы — нет проблемы», вспомнила, как в 1994 году к нам в школу в одном из поселков Карелии приехали какие-то тети и дяди…
Я училась тогда в 9 классе. В те годы наш класс попал под эксперимент: окончив 3-й класс, мы сразу перешли в 5-й. Поэтому в 9-м классе мне было всего 13 лет.
Эти тети и дяди приехали в школу из Петрозаводска. Мне и еще нескольким ученикам нашей школы предложили пройти тестирование, написать контрольную работу и поступить в педагогический лицей Петрозаводска при педучилище №1. Не помню, чтобы мне дали время подумать. Мол, решай контрольную работу, а потом будешь думать. А тем более я всегда хотела стать учительницей и даже писала об этом в одном из школьных сочинений. Видимо, это и учли наши педагоги, предложив мне пройти тестирование.
Прошли в класс, получили задание и ручки. Я была очень удивлена, что нам предложили задания по математике и геометрии. Я училась в школе хорошо по всем предметам, но математику не любила. Наверное, именно наша учительница по математике посоветовала меня приезжей комиссии. Было немножко страшно. Ведь я никогда не хотела стать учителем математики, а тут на меня возлагают надежды, ждут хорошо написанной работы. Я представила на миг, что я сейчас напишу на отлично и меня увезут куда-то далеко от мамы учиться. Да еще на математика! Ужас! «Нет уж!» — думала я. И задачку решать не стала, отделалась примерами.
Но не тут-то было: наша учительница математики прошлась по рядам, заглянула в наши работы и через некоторое время принесла мне кусочек бумажки в виде записки и тихонечко сунула мне в руку. На листочке был ответ задачи. Я покраснела. Все мысли были о скорейшем звонке с урока. Я еще что-то дописала, что-то зачеркнула, задачу пропустила. И вот он звонок! Ура! Но нас не отпустили. Сказали,что мы должны еще устно ответить на вопросы комиссии.
И началось! Девчонки так старались, отвечали. Ромб…Формулы… У меня голова закружилась. Представила стук колес…. Сейчас увезут! Противная математика! Куда бы эти знания запрятать? И вот моя очередь… Я тык-мык… От страха и негодования старалась врать, прятать знания. Наша учительница зеленеет, старается объяснить всем, что я лучшая ученица в классе. А я вру, что у треугольника углов больше, чем на самом деле. Учительница закрывает глаза.
Итог: никого из нас не взяли! И меня не взяли! Ура! Помню длинный коридор школы, пытаюсь скрыться, топаю к выходу. Стыдно перед нашей учительницей математики. Уйти не дали, позвали в класс. Захожу. Помню глаза математички, грустные… Все смотрят на меня, давят авторитетом. Я призналась, что никогда не хотела стать учителем математики, а хотела быть учителем начальных классов либо русского языка. Смотрю, все улыбаются, оживают. Объяснили, что педлицей набирает две группы — математическую и филологическую. Предложили съездить в Петрозаводск и пройти тестирование на филологический факультет. Так и сделали! И 1 сентября я приступила к занятиям в педагогическом лицее.
Мне дали место в общежитии на ул. Повенецкой. 13-14 лет. Дитя. Одна в большом городе. Большие глаза, наполненные страхом и ожиданием. В моей комнате сокурсницы улыбались, красили ногти. Одна из Олонца, вторая из Кондопоги. Эти города рядом, а мне до дома ехать поездом несколько часов. Девчонки болтали о своих мальчиках, а я тихонько в туалете плачу, скучаю по маме и горько сожалею, что вообще сюда приехала. Домашняя девочка, у которой дома 15 кукол, у каждой из них свое имя, одежда, которую шили мы им с мамой.
Ни в общежитии, ни в лицее не было того, что могло бы отвлечь меня от моего горя. Еще бы неделька, и у меня был бы невроз. Какие-то строгие тети читают нам лекции. Всё чужое. Ничего близкого и родного. Слезы от безысходности. Хотелось домой, к маме. В голове учеба не укладывалась. Все предметы казались скучными и ненужными. Земля уходила из-под ног. Никто из педагогов особо с нами не разговаривал. Трудно было понять, что это за лицей и чем он отличается от школы, зачем читать нам школьную программу 10 класса. Ведь это и в школе можно было изучать! Никто нам не помогал, не внушал веру в себя.
От общежития до педагогического лицея мы ходили пешком через парк, ведущий к железной дороге. Утром это темный страшный парк. И даже днем я боялась через него идти. А это 15-20 минут ходьбы. Один раз с девчонками мы увидели в этом парке мужчину с обнаженными половыми органами, который целенаправленно подходил к студенткам. Я была в шоке, сердце застучало, не знала, куда бежать…Две девчонки смеялись и даже оборачивались. Мол, этого мужика мы тут уже видали. Я же была очень напугана. И теперь каждый поход через этот парк для меня становился еще большим стрессом.
Это малая часть описанных проблем. И вещи пропадали в общежитии, и с чем только студенты- первокурсники не сталкивались… Хотелось убежать, умереть. Мама по телефону говорила потерпеть, что скоро привыкну. Сейчас, в наше время, может дурой бы меня назвали. Но в то время все мои страдания были реальны. И я не с луны была…Росла в хорошей дружной семье, где мама-финансист, ревизор, а папа- трудяга на ферме и спортсмен-лыжник,победитель республиканских соревнований по лыжам, где есть еще старшая сестренка, у которой тоже кубки по лыжам и даже какой-то важный пояс по карате. Обычная семья. Просто я всегда была с семьей и вдруг резко вырвана из привычного круга.
Я мечтала уехать из этого города, училища, от неизвестности… Но в один из дней у нас в расписании поставили новый предмет: Как потом выяснилось, ППО — профессиональная педагогическая ориентация. Пришли в класс. Парт нет, только стулья по кругу. Нас встретила педагог-психолог Зинаида Борисовна Ефлова. Это был первый педагог в лицее, которая нам всем улыбнулась. Она начала рассказывать про наш лицей, про училище. Ее глаза блестели. Было видно, что это педагог, влюбленный в свою профессию, в свое дело, в педагогический лицей.
Впервые за долгое время, а мне показалось, что уже полгода отучились, я услышала свое имя и поняла, что оно у меня вообще есть. Зинаида Борисовна за одно занятие к каждому студенту по имени несколько раз успевала обратиться. За 40 минут урока я не только поняла, что это за педлицей и зачем мы все здесь, я влюбилась в этот предмет ППО и в педагога Зинаиду Борисовну Ефлову. Всё встало на свои места. Я поняла, что мы, студенты, здесь хоть кому-то нужны. Нет, это не означает, что все педагоги там плохие. Ни в коем случае! Я снова, как в детстве, захотела стать учительницей. Я поняла, что пройдет страх и все наладится. Мне впервые захотелось сделать уроки.
Первое задание, которое дала нам по своему предмету Зинаида Борисовна, — написать сочинение на тему- «Портрет сельского учителя глазами учеников». Как стало интересно учиться! Мы с удовольствием писали сочинения. Наши сочинения были опубликованы в газете. Было очень приятно, что эти сочинения прочитают учителя из глубинки, узнают себя в этих портретах, порадуются за себя и будущих педагогов. Я бежала бегом на это ППО. Зинаида Борисовна проводила с нами тренинги, мы играли в игры. Именно она подарила мне веру в себя. Если раньше для меня обучение в этом лицее и проживание в общежитии было больше похоже на телешоу «Остаться в живых», то теперь я понимала, что можно найти решение моих проблем, страхов малыша-первокурсника.
Я даже начала осознавать и видеть, что Петрозаводск — красивый город и что тот ужасный парк можно объехать на троллейбусе.
Каждое занятие по проф.ориентации было наполнено чем-то новым. Мы встречались с детьми в школах, проводили с ними занятия, набирались педагогического опыта. Помню мое первое знакомство с книгой Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Это любимая книга Зинаиды Борисовны. Перечитываю эту книгу каждый год с новым взглядом. С одним студентом не один раз я была в гостях у Зинаиды Борисовны дома. Мы познакомились с ее мужем Владимиром Борисовичем, ее детками. Как трепетно она показывала коллекцию крокодильчиков-игрушек, которые ей дарят родные, друзья, студенты. Мы пили чай и делились своими секретиками.
Прошло много-много лет после окончания мною лицея, я стала учителем, родила четверых замечательных ребятишек. Я очень люблю свою профессию и безмерно благодарна педагогу с большой буквы — Зинаиде Борисовне Ефловой. Меня переполняют эмоции, воспоминания, огромное желание сказать много добрых слов, чтобы выразить как можно полнее свою любовь к Зинаиде Борисовне — учителю от Бога. Все заслуженные награды, грамоты этого педагога лично для меня служат лучшим подтверждением и собственных впечатлений от ее уроков, от ее общения со студентами. Как позже я узнала, и педагогический лицей — это детище Зинаиды Борисовны, и она всей душой болела за то, чтобы лицей продолжал существовать. Но вскоре его закрыли. Как говорится, нет лицея — нет проблемы!
Педлицей дал возможность детям из глубинки получить педагогическое образование и потом вернуться в свое село педагогом.
Написать этот материал меня побудила статья в интернет-журнале «Лицей» Зинаиды Ефловой «Нет школы- нет проблемы» о сохранении малокомплектных и малочисленных школ Карелии. Я постоянно слежу за работой, творчеством Зинаиды Борисовны. Стоит только удивляться ее оптимизму, работоспособности, ее многогранности. Она успевает всё!
В выходные на катере МЧС в составе избирательной комиссии несется на выборы в Кижи, когда волна почти три балла. Она живет в бешеном ритме. У нее куча встреч по ее проектам, ученые советы, книги. И к сыну в Канаду надо успеть, с внучкой пообщаться. Волонтерская работа и ее любимое детище — Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия.
Ее материал в «Лицее» говорит о том, с какой глубинной ответственностью подходит Зинаида Борисовна к своей работе, любовью, как она отстаивает малочисленные школы, чтобы бедные маленькие дети не ездили в другую школу за 20-30 км. Это ведь большой стресс для них. Закроется школа, значит, развалится деревня, поселок. Люди уезжают. Спасибо вам, Зинаида Борисовна, за то, что вы есть, и за то, что вы борец! Борец за детей, педагогов, за школы! За то, что вы мир делаете лучше и добрее!
Лариса Сафарян,
Кисловодск
Фото Марии Голубевой и из личного архива Зинаиды Ефловой