Главное, Образование, Реформы

Ребёнка из школы уже выплеснули, а скоро выплеснут и учителя

Нина Залысина

В Петрозаводске провели общественно-педагогический форум «Почему в XXI веке школа не стала новой?»

Тему обсуждали учителя и управленцы, представители институтов педагогики и психологии, иностранных языков Петрозаводского государственного университета. Инициатором выступила региональная общественная организация (ассоциация) «Учитель Республики Карелия».

С  первых минут форума его участники пытались выяснить, почему же современную школу сегодня нельзя назвать новой. Татьяна Васильева, заместитель министра образования Карелии, в прошлом учитель истории и обществознания Университетского лицея, уверена: в нынешнем положении современной школы не все столь однозначно. В феврале 2016 года Минобрнауки РФ, а следом и региональные ведомства подведут итоги программы «Наша новая школа». В рамках этого долгосрочного проекта во все учебные заведения страны пришло немалое финансирование.

 Моей болью было то, что средства использовались не на оснащение школ техникой, а на программу «Школьное окно», то есть на установку новых пластиковых окошек в сельских и городских учебных заведениях. В рамках программы это было законно, но остается только сожалеть, что эти средства потратили не совсем на то. Теперь директорам школ стоит подумать, как идти в ногу со временем,  сказала Татьяна Васильева.

Замминистра обращалась к особой аудитории  собрались учителя, которые как раз идут в ногу со временем, которые готовы и уроки открытые давать, и на семинары выезжать не только в республиканскую столицу, но и в небольшие сельские школы. Таких поездок в прошлом учебном году у членов организации  «Учитель Республики Карелия»  было несколько: в поселки Ильинский Олонецкого района и Ляскеля Питкярантского района Причем, поездки учителя оплачивали из собственного кармана. Кстати, Татьяна Васильева предупредила, что на ближайший год на повышение зарплат надеяться не приходится.

 У нас стоит задача удержать на прежнем уровне доходы педагогов. О росте зарплаты в нынешней ситуации речи нет,  проинформировала замминистра, добавив, что в целом по республике средняя зарплата стала меньше на две тысячи рублей.

После официальной части учителя отправились к детям. В этот день педагоги школы №3 вместе с коллегами из Кондопоги, Сегежи, Рауталахти, Олонца, Надвоиц, Рабочеостровска и Беломорска учили детей математике, русскому, химии, географии и литературе.

 Такой форум проходит в школе уже второй раз. Это наше ноу-хау. Мы его никому не отдадим, — сказала на открытии Елена Михеева, директор школы №3 Петрозаводска.

Уроки с использованием самых передовых технологий порадовали не только ребят, но и учителей-зрителей, в том числе студентов, на занятих их иногда было больше, чем самих школьников.

 В нынешней школе, конечно, заметен прогресс. Особенно, если сравнивать с 70-80 годами прошлого века. Считаю, что из нашего прошлого мы должны взять самое лучшее и идти в ногу со временем. Нынешний состав директоров школ имеет научные степени и связи с академическим сообществом. Содружество академической науки и практики просто необходимо. Сегодня в работе форума участвуют и студенты Института педагогики и психологии ПетрГУ  они хотят учиться у учителей ассоциации, — отметил Сергей Гриппа, проректор по педагогическому образованию ПетрГУ.

… Уже вечером участники форума отправились в Национальную библиотеку Карелии, где их ждала экскурсия по основным экспозициям и общение с сотрудниками.

 В этот раз мы не ограничились открытыми уроками, а постарались разнообразить нашу встречу знакомством с теми ресурсными центрами, которые помогут учителям из районов получать больше полезной и важной информации. Так что за два дня работы форума педагоги побывают еще в новом ресурсном центре «Илмаринен» в ПетрГУ, педагогическом колледже и Детско-юношеском центре  это те площадки, куда учителя из республики могут приехать с детьми на экскурсию, получить необходимые консультации и поддержку,  пояснила Ольга Германова, организатор форума, директор КРОПО «Учитель Республики Карелия», завуч школы №3.

 

Прямая речь

Зинаида Ефлова
Зинаида Ефлова

Зинаида Ефлова, исполнительный директор Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия, заведующая Лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ, кандидат педагогических наук, отвечая на вопрос «Лицея», стала ли школа новой, заметила, что от новизны времени современной школе никуда не деться, и компьютеризация существенно повлияла и на  школу, и на учителя, и на ребенка:

 Учитель теперь вынужден работать иначе, независимо от того, хочет он этого или нет. Хочется, чтобы педагоги перестраивались не из-за необходимости, а потому, что им самим это интересно делать. Конечно, такой подход еще не стал повсеместным в нашей республике. То, что я наблюдаю, — это и отторжение, и попытка завуалировать под новизну. Кстати, таков же по своей сути и новояз, который присутствует во всех этих издаваемых циркулярах… Так что сказать, что нынешняя школа стала новой, нельзя. Новая школа задумана для ребенка, но такой она еще не стала. Ребенку должно быть в школе весело, хорошо, он должен учиться с удовольствием, не должен воспринимать школу как наказание, а это все у нас пока есть. Формализация в образовании тоже велика. Читая и рецензируя некоторые документы, я прихожу к выводу, что ребенка из школы уже выплеснули, а скоро выплеснут и учителя. Правда, российское образование еще стоит, еще держится, неплохо выглядит и может многое показать. Сегодняшние уроки и встречи этому пример. Но если мы не мобилизуемся, не встанем в сопротивление в хорошем смысле этого слова — не на баррикады, я за сопротивление содержательного плана, — мы можем потерять то, что у нас есть. Мне ассоциация «Учитель Республики Карелия» нравится. Я прихожу к ним, чтобы подзарядиться, сделать перезагрузку.

 

Нина Залысина
Нина Залысина

Нина Михайловна Залысина, народный учитель Карелии, победитель республиканского конкурса «Учитель года-2001», преподаватель математики из поселка Надвоицы Сегежского района

На вопрос «Так новая наша школа или нет?» Нина Михайловна отвечает резко : «Никакая».

 Два года назад я выпускала одиннадцатиклассников. Тогда я им сказала, что собственных детей они будут учить сами. В начальной школе у нас все дети очень хорошие. Учителя пытаются давать развивающие технологии, пользуются интерактивной доской, но в результате на выходе ничего нет. Знаю примеры, когда первоклассник к концу первого полугодия так и не начал читать. Моя коллега из начальной школы рассказала, что и к третьему классу проблема с чтением актуальна для многих. Мой кабинет находится рядом с классами начальной школы. Ребятишки там постоянно носятся, а иногда я наблюдаю, как учителя работают с детьми, которые не могут учиться в классе, отдельно — в коридорчике, за столом. Очень много стало ребят-индивидуальщиков. Сейчас я учу восьмой класс, который не умеет считать. Пишу им пример на два действия на обыкновенные и десятичные дроби, прошу решить тремя способами. Они удивляются: «Как тремя?». Я говорю, что и четырьмя можно. Когда я показала, как можно осилить задание, услышала: «Круто, Нина Михайловна! А вы давно так примеры решаете?». «Уже 50 лет»,  ответила я им.

Я бы сняла ЕГЭ. Мы учим сдавать экзамен, натаскиваем на него, но не учим хорошей математике. Дети замыливаются на выполнении однотипных заданий и уже не могут выполнить что-то другое. Еще одна проблема нынешних дней — это монолог учителя, который говорит, а детей не слышно, нет от них ответа. Про себя же я поняла, что мне нужна аудитория, нужны ответы, пусть и не всегда верные, чтобы я могла учить, объяснять, видеть реакцию.

форум
Открытый урок на форуме «Почему в XXI веке школа не стала новой?»

форум1

форум2

форум4

форум5

форум6

форум7

форум8

форум9

форум10

форум11

форум13

Фото Марии Голубевой

  • Рамон

    «…Сейчас я учу восьмой класс, который не умеет считать…», это сильно. Шило — острое, мешок — матерчатый, истину не утаишь!

  • Марина Галаничева

    очень рада за встречу такую учителей! очень!
    Нину Михайловну прям представила, как говорит..
    что можно сказать…
    всегда актуальные темы об образовании. спасибо вам за это,Лицей.
    прочла.
    учителям желаю БЫТЬ!
    ученикам- учиться у них, по крупицам, по их следам…
    про ЕГЭ полностью солидарна- напоминает мне ЕГЭ это тоже- натаскивание одно…(((