Новости, Образование, Школа и вуз

Земскому учителю нужен проводник

В сельской школе. Фото Марии Голубевой
В сельской школе. Фото Марии Голубевой

День сельской школы Карелии  посетили реально и виртуально более 100 педагогов, были и коллективные участники. Особенно интересным получилось обсуждение программы «Земский учитель».

В Карельском институте развития образования  собрались учителя и директора сельских школ Карелии. Инициировала встречу Ассоциация сельских школ Карелии, которая в девятый раз широко обсуждала проблемы образования на селе. К обсуждению присоединились представители вузовского сообщества Петрозаводска, Великого Новгорода и Ярославля, Министерство образования и спорта Карелии, Заксобрание РК и специалисты КИРО.

Первый замминистра Наталья Кармазина опровергла заявление депутата ЗС Галины Гореликовой, что школам надо готовиться к дистанционному образованию: «Мы обязаны сохранить традиционное образование».

Меньшая часть участников из Петрозаводска и республики присутствовала лично в Карельском институте развития образования, остальных выручили интернет и платформа Zoom, которая обеспечила бесперебойный и содержательный эфир. В это время максимальное количество подключений превысило 80. Это значит, что День сельской школы посетили более 100 участников.

Ректор КИРО Ольга Дъячкова (слева) и исполнтельный директор Ассоциации сельских школ Зинаида Ефлова. Фото Марины Вдовиной
Ректор КИРО Ольга Дъячкова (слева) и исполнтельный директор Ассоциации сельских школ Зинаида Ефлова. Фото Марины Вдовиной

– Традиционно активны Кемский, Олонецкий, Прионежский районы, – прокомментировала исполнительный директор Ассоциации сельских школ Зинаида Ефлова. –  Некоторые школы заявились и виртуально пришли на конференцию коллективами: Рабочеостровская школа (Кемский район), Пушнинская (Беломорский район), Ильинский (Олонецкий), Муезерский дом творчества. Предполагаем, что были и другие образовательные учреждения, где руководители понимают, что важно работать в командном режиме.

Виртуально зашли на встречу коллеги из общественно-педагогических организаций “Учитель Карелии”, Совет молодых педагогов Карелии и клуб “Наставник”.

Как отметили участники, полезными стали выступления приглашенных специалистов, в том числе психотерапевта Екатерины Сараевой. Эксперт рассказала, какие психологические признаки и психологические последствиях пандемии у взрослых и детей. По ее словам, при дистанционном обучении в условиях пандемии «глобальная ошибка системы — повышение нагрузки». Она развеяла миф, что при повышенном уровне тревожности  помогает позитивный контент: да, помогает, но ненадолго — «как таблетка от головной боли. Как же помочь себе? См. рекомендации на слайде:

 

На IX Дне СШ РК поделились опытом Кепская школа Калевальского района, Ладвинская и Нововилговская школы Прионежского района, Рабочеостровская школа Кемского района, Толвуйская школа Медвежьегорского района.

Выступали на конференции земские учителя, рассказывали о своих трудностях. По словам учительницы английского языка из Пряжинского района, у нее две основные проблемы — нет жилья, его приходится снимать, и нет работы для мужа. Плюсом она назвала наличие детсада в поселке. Уезжать не собирается, работать на селе ей нравится, миллион был не основной причине, покоторой она приехала с семьей в Карелию.

В своем выступлении перед участниками Дня сельской школы известный ученый, доктор педагогических наук, академик РАО Анатолий Цирульников удивил информацией, что в Норвегии, Дании и других странах идет процесс разукрупнения школ, а в Китае работают десятки тысяч школ с двумя-тремя учениками. Более того — в Китае есть закон: если в школе остается хотя бы один ученик, школу закрывать нельзя. В Китае работают 8 тысяч школ, где всего один ученик. Анатолий Цирульников знает, о чем говорит: он почетный приглашенный профессор одного из китайских университетов.

– Особенно интересным было обсуждение программы «Земский учитель», — комментирует прошедший День сельской школы Зинаида Ефлова. – В развернувшейся дискуссии подтвердилось, что земскому учителю нужен проводник — термин, предложенный Анатолием Цирульниковым. Проводник может быть из местных профессионалов, и не только профессиональный: проводник как носитель места, образования и культуры. Пришли также к заключению, что для всех сельских педагогов целесообразно создавать центры “Земский учитель+” по сопровождению профессионального становления и роста.

Мнением о конференции поделилась Ирина Лебедева, председатель Совета молодых педагогов Карелии, куратор земского учителя из Суоярвского района, поселка Лахколампи:

– Важной частью стал анализ промежуточных результатов и перспектив программы “Земский учитель” в России и Карелии, в частности, инициативы ассоциации  “ПРОФИ-товарищество”. В этом году я получила возможность попробовать себя в роли профи-товарища. По своему опыту могу сказать, что этот проект востребован, нужен нашей республике. День сельской школы – это день в кругу друзей, возможность рассказать о наболевшем и быть услышанным, площадка для обмена ценным опытом.

По по итогам встречи Совет Ассоциации сельских школ Карелии уже начал готовить предложения для Министерства образования и спорта Карелии и Министерства просвещения России.

Источники: «Учительская газета» (Мария Голубева), соб. инф.