Интернет-журнал «Лицей»

Школа – социокультурный комплекс

Котокозерская школа. Фото: kotkozero.karelia.ru
Котокозерская школа. Фото: kotkozero.karelia.ru

Опыт Коткозерской школы остаётся востребованным, возможно, он становится ещё более актуальным на этапе социокультурной модернизации отечественной системы образования.

Продолжаем публикацию результатов исследований студентов ПетрГУ моделей организации образования на селе.

6. Школа – социокультурный комплекс

Первенство в создании сельских социокультурных комплексов как вида/модели образовательной организации в сельской местности и как научно-обоснованного педагогического явления уже более двух десятилетий признаётся за Республикой Карелия.

Первый в стране социокультурный комплекс был создан в 90-х годах прошлого века в Коткозерской средней школе Олонецкого района, когда директорствовал в ней А.З. Андрейко. Алексей Захарович вместе с педагогическим коллективом, с социальными институтами, с сообществом села Коткозеро не просто апробировал модель, получившую широкое социальное и профессиональное признание, но и теоретически обосновал её, защитив диссертацию на соискание учёной степени кандидата наук под руководством М.П. Гурьяновой, ныне д.п.н., профессора ИИСДиВ РАО [1; 2].

Исследование лаборатории теории и практики развития сельской школы ПетрГУ, состоявшееся в 2014-2015 гг., показало, что 49,4% из 76 опрошенных сельских общеобразовательных организаций относят свою школу к модели «Школа — социокультурный центр села, поселения» [5].

В общем понимании комплекс – предполагает сочетаемость и согласованность различных объединённых элементов, интегрированных полностью или частично в каком-либо виде деятельности для решения определённых задач. Поэтому в литературе и в жизни наблюдаемы самые разные вариации этой модели (варианты), обусловленные, прежде всего, конкретной социокультурной ситуацией места жизнедеятельности школы, а также как показывает практика, организаторской и творческой мощностью её педагогического коллектива.

Встречаются разные названия, которым, в той или иной мере, свойственны признаки модели: Сельский социокультурный комплекс, Социокультурный образовательный комплекс, Социокультурный центр села (поселения), Социокультурный центр развития и др.

Социокультурный образовательный комплекс – образовательная организация, представляющая собой интеграцию образовательной школы и учреждений дополнительного образования, реализующая программы дошкольного и общего образования, программы дополнительного образования, и обладающая разветвлённой сетью внеклассных занятий в системе дополнительного образования (музыкальное, художественное, спортивное, иное), а также материальной базой, позволяющей использовать в процессе образования и воспитания современные технологии [7].

Придерживаемся наименования, которое, с нашей точки зрения, употребляется наиболее часто – «Школа – социокультурный комплекс (СКК).

Сельский социокультурный комплекс – социально-педагогическая система, нацеленная на обеспечение условий для разностороннего развития и образования детей, молодежи, взрослых. Это целостная многофункциональная образовательная система, «вырастающая» из сельской школы, имеющая широкие социальные связи с внешней средой – учреждениями, организациями, властными структурами, опирающаяся на тесное взаимодействие всех основных субъектов образовательного процесса [8].

Особенность данной модели состоит в комплексном подходе к образованию: в единстве рассматриваются обучение и воспитание, оздоровление и творческое развитие детей, создаются условия для обеспечения индивидуального подхода и полноценного всестороннего развития для каждого ребенка. Объединение усилий различных социальных и культурных сфер позволяет обеспечивать оптимальные условия полноценного воспитания, образования и социализации детей и взрослых, их разностороннего развития, социальной занятости [6].

Основные признаки модели СКК:

Педагогическая (образовательная) цель СКК: Создание целостной системы работы образовательного учреждения как социокультурного центра через вовлечение детей, молодёжи, взрослого населения, общественных организаций и административных структур в совместную образовательную деятельность, способствующую воспитанию культурного, высокообразованного, конкурентного на рынке труда, физически и психически здорового выпускника.

Социальная цель СКК:  Совместное решение проблем экономического, социального и духовного возрождения сельского социума.

Педагогический и социальный потенциал комплекса определяется разнообразием и ресурсоёмкостью входящих в него партнёров – учреждений, организаций, представителей социального окружения.

Что меняется в содержании деятельности школы-СКК, чем дополнительно занимается эта школа? Содержание деятельности становится направленным не только на обучающихся, но и на окружающий социум.

Кому и какие управленческие решения нужно принять, чтобы осуществить эту модель? Управление социокультурным комплексом может осуществляться тремя способами:

В настоящее время в нашей республике СКК представлены в организации по третьему способу, что с одной стороны, говорит об актуальности модели и очевидности взаимозависимости социальных институтов на селе, а с другой, – о её слабости, так факторы эти субъективные и могут меняться, например, по причине смены руководства организаций-участников ассоциации. Таким отношениям непросто достигнуть характеристик системности и взаимоответственности, соответственно, – устойчивости и надёжности.

Полноценная деятельность СКК требует скоординированного межведомственного взаимодействия, основанного на паритетных началах, на взаимоуважении, на ответственности.

История показывает, что опыт Коткозерской школы остаётся востребованным, возможно, что он становится ещё более актуальным в настоящее время – на этапе социокультурной модернизации отечественной системы образования (А.Г. Асмолов, А.М. Цырульников и др.).

В структуре Коткозерской школы модели СКК были: детский сад, средняя общеобразовательная школа, филиал детской музыкальной школы, детско-юношеский клуб физической подготовки, сельская библиотека, краеведческий музей, курсы дополнительного образования взрослых, Этнокультурный центр, пришкольный интернат, Учебно-производственное хозяйство, информационно-технический центр.

Благодаря СКК осуществлялись такие целевые образовательные программы (большинство из них, для разновозрастных объединений): «Развитие базового общего образования», «Здоровый ребенок», «Живая деревня», «Карельские корни», «Красивая школа», «Моя Родина», «Мы – сельские граждане», «Я и Мир», «Семья» и другие.

В СКК были разработаны, созданы, апробированы и переданы для массовой практики модели образовательной деятельности: «Реальная сельскохозяйственная школа», «Сельский детско-юношеский клуб физической подготовки», «Этнокультурно-образовательный центр», «Детская теле-радиостудия», «Кукольный театр на родном языке», «Библиотечный информационно-образовательный центр сельской школы» и другие. Подчеркнём, что это стало возможным благодаря интеграции сил и ресурсов всех структурных элементов.

Как пишет И.В. Галковская, к.п.н., учёный-практик из Пскова: «Комплексы, и сети возникают в связи с необходимостью решения сложных, многомерных задач, требующих значительного ресурсного обеспечения и скоординированной деятельности объединяющихся структур. …Необходимо, чтобы интеграционные процессы коснулись не только формальных, функциональных отношений, определяемых структурой объединяющихся образовательных систем, но и неформальных взаимодействий участников образовательного процесса. Только в этом случае будет обеспечиваться реальное создание единого образовательного пространства, расширятся возможности для освоения разнообразных образовательных культур, осуществления социальных практик и профессиональных проб» [3].

 

Адреса опыта:

Республика Карелия:

Российская Федерация:

Литература и источники:

  1. Андрейко А.З. Сельская школа – комплекс – новый тип учебного заведения / А.З. Андрейко. – Петрозаводск, 1996. – 76 с.
  2. Андрейко А.З. Сельский социокультурный комплекс как фактор развития образования /А.З. Андрейко. Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Москва: ЦСП РАО, 1996. – 24 с. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_1996/Andreiko_A_Z_1996.pdf (дата обращения 14.04.2019).
  3. Галковская И. В. Интеграционные процессы в системе непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 1, 2013, DOI: 10.15393/j5.art.2013.1945 URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=1945 (дата обращения 14.04.2019).
  4. Дозморова Е.В. Малокомплектная школа как социокультурный центр / Е.В. Дозморова. Дата размещения 20.04.2016. URL: http://psihdocs.ru/malokomplektnaya-shkola-kak-sociokuleturnij-centr.html (дата обращения 14.04.2019).
  5. Ефлова З.Б., Гурьянова М.П., Казько Е.С., Смирнова С.И., Столяров Г.Г. Педагогические кадры сельской школы Карелии на этапе социокультурной модернизации образования: Монография / Авторы: М.П. Гурьянова, З.Б. Ефлова, Е.С. Казько, С.И. Смирнова, Г.Г. Столяров / Под общ. ред. З.Б. Ефловой / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. Гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования Петрозавод. гос. ун-т. – Петрозаводск: Издательство ПИН, 2015. – 120 с.
  6. Сельская школа: инфраструктура, образовательный процесс, место в социуме: практико-ориентированный альманах / под ред. В.Б. Лебединцева, О.В. Запятой. – Красноярск: Красноярский  краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2008. – 150 с. – (Вопросы управления красноярским образованием. Выпуск 3). URL: http://pedlib.ru/Books/4/0322/4_0322-239.shtml (дата обращения 14.04.2019).
  7. Сельские школы: комплект методических рекомендаций по нормативно-правовому и организационно-экономическому обеспечению создания и функционирования перспективных моделей реструктуризации сети общеобразовательных учреждений. – Москва, 2005, – с 47.
  8. Школа – социокультурный центр. Дата размещения 17.10.2016. URL: http://dmee.ru/docs/100/index-192.html (дата обращения 14.04.2019).
  9. Шолтес Н.С. Школа как социокультурный центр (опыт) / Н.С. Шолтес. URL: http://veseloe.gvarono.ru/metod/stat/2009/sholtes.pdf (дата обращения 14.04.2019).

 

Информацию подготовили студентки 4-го курса кафедры теории и методики начального образования института педагогики и психологии ПетрГУ:

Мария Коломейченко, Алина Миронова, Алёна Мокеева 

Exit mobile version