Занятость детей и подростков в сельской местности становится заботой и ответственностью школы.
Продолжаем публикацию результатов исследований студентов ПетрГУ моделей организации образования на селе.
5. Школа полного дня. Особо актуально на селе!
По данным исследования лаборатории теории и практики развития сельской школы, состоявшегося в 2014-2015 гг. [3], 16,9% респондентов – сельских педагогов Республики Карелия своё образовательное учреждение называют «школой полного дня».
Однако при более близком знакомстве с деятельностью этих сельских учреждений оказалось, что далеко не все из них действительно отвечают характеристикам-признакам этой модели. Видимо, наши респонденты чаще имели в виду время работы своей школы, то есть когда она открывает и во сколько закрывает двери.
Во многих сельских школах конец учебных занятий не означает завершение рабочего дня: задерживаются в школе педагоги и ученики по делам учебным и не учебным, к вечеру подтягивается сельская молодёжь, например, чтобы побросать в спортивном зале мячик в баскетбольное кольцо… Однако модель «Школа полного дня» – это не только долгий свет школьных окон.
Школа полного дня (ШПД) – это образовательное учреждение, реализующее образовательный стандарт общего и дополнительного образования. Такая школа осуществляет образовательные функции и комплекс обучающих, социализирующих и оздоровительных функций; деятельность, интегрирующую познание, творчество, досуг в интересах развития личности, помогающую семье и обществу адаптировать школьника к социальной действительности.
Школа полного дня – это сложное организационно-педагогическое и социальное образовательное учреждение (вид/модель/вариант учреждения образования). Она может решать практически весь комплекс социальных и психолого-педагогических задач, при этом, не ослабляя, а усиливая взаимосвязь школы с семьей, учреждениями дошкольного образования, с социумом. Эта школа имеет возможность обеспечить свободный выбор учащихся по интересам, построение гибкого режима, учитывающего семейную ситуацию и индивидуальные особенности каждого ребенка, избежать многих сложностей в реализации образовательного процесса и занятости обучающихся во внеучебное время.
Основные признаки модели ШПД:
- Образовательное учреждение, работающее в режиме полного дня, обеспечивает полноценное (до 18.00-20.00) пребывание ребёнка в школе.
- Интегрирует в себе функции общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования.
- Создаёт оптимальные условия для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося.
- Организует особые/специальные материальные и бытовые условия пребывания ребёнка, подростка и юношества в школе.
В отличие от школ с группами продленного дня, где школьники, в основном начальной и основной школы, в течение нескольких часов ежедневно после уроков находятся под контролем педагогов школы, модель ШПД относится к образовательному процессу в целом, к общему режиму учреждения, ко всему организационно-педагогическому учебно-воспитательному процессу.
Еще одной отличительной чертой Школы полного дня является то, что часть обязательных уроков переносится на вторую половину дня.
Главная педагогическая идея Школы полного дня – это создание единой учебно-воспитательной системы, способствующей развитию обучающихся.
Система воспитательной работы, включающая учебную и внеурочную деятельности, дополнительное образование, формируется и расширяется по основным направлениям:
нравственное воспитание: воспитание моральных устоев личности, взаимоотношений в коллективе;
художественно-эстетическое и трудовое воспитание: формируется художественный вкус, знание и понимание культуры народов, отношение к труду;
формирование культуры здорового образа жизни: занятия спортом, правильное питание, проведение Дней здоровья, профилактических осмотров и диспансеризации;
гражданско-патриотическое воспитание; ученическое самоуправление; система работы классного руководителя, общешкольных дел (традиций) и др.
Модель «Школа полного дня» была задумана и впервые появилась в образовательных учреждениях, расположенных в спальных районах больших городов (Москва, Санкт-Петербург). Родители школьников городских окраин обычно уезжают на работу ранним утром – возвращаются поздним вечером, а и дети на весь день предоставлены сами себе. ШПД стала решением проблемы безнадзорности, незанятости детей и подростков, а также снятия социального напряжения в городских микрорайонах. Московский опыт описан в книге А.О. Зверева «Академия полного дня» [2].
Во многих сельских поселениях с родительским надзором складывается подобная ситуация: родители покидают семью даже не на сутки, а на недели-месяцы. Сложно развивать детей средствами дополнительного образования, когда в большинстве посёлков и деревень нет этих учреждений, во многих – отсутствуют или слабы учреждения культуры. Занятость детей и подростков в сельской местности становится заботой и ответственностью школы.
Модель «Школа полного дня» – вариант особо актуальный и перспективный в сельской местности! Сложности организации и обеспечения содержания ШПД в сельской местности преодолимы, если:
— будут привлечены ресурсы всех институтов социального окружения школы: дальнего – учреждений культуры и дополнительного образования в районных центрах и даже дальше (вузы, СПО…); ближнего – родители и активные жители поселения, пенсионеры, ветераны… (какие интересные, творческие люди живут в нашей карельской глубинке!..);
— школа расширит не только время, но и круг участников образования, а именно: в школе будет создана разновозрастная среда взаимодействия детей и взрослых в дополнительном образовании, в социально-педагогической деятельности, в социально полезной работе… (при разворачивании и усилении данного условия возникает перспектива модели «Школа – социокультурной комплекс», о которой речь ещё впереди).
Конечно, главное условие создания модели «Школа полного дня» – это активность и инициативность самой сельской образовательной организации. ШПД реальна, если педагоги понимают, что организация жизнедеятельности школы «за расписанием занятий» работает на более высокие результаты обучения, на развитие ребёнка. Если сельские учителя открыты к диалогу с сельским сообществом, к сотрудничеству с ним, не замыкаются в самодостаточности своей среды. Конечно, если они готовы к профессиональному саморазвитию, к освоению новых профессиональных компетенций, которые гораздо шире и глубже привычного преподавания того или иного школьного предмета.
Адреса опыта:
Республика Карелия:
- ГБОУ РК «Специализированная школа искусств», г. Петрозаводск. Официальный сайт школы. URL: https://school-art.nubex.ru
- МБОУ Софпорогская основная общеобразовательная школа, пос. Софпорог, Лоухский район. Официальный сайт школы. URL: http://sofschool.edusite.ru
- МОУ Заозерская средняя общеобразовательная школа №10, с. Заозерье Прионежского района. Официальный сайт школы. URL: http://zao.edusite.ru
- МОУ Шокшинская средняя общеобразовательная школа, с. Шокша, Прионежского района. Официальный сайт школы. URL: http://shoksha-school.edusite.ru/cs_struct.html
- ЧОУСОШ «Независимая школа», г. Петрозаводск. Официальный сайт школы. URL: http://nezschool.ru/
Российская Федерация:
- Гимназия «Альма Матер», г. Санкт-Петербург. Официальный сайт гимназии. URL: http://alma-mater-spb.ru/
- МБОУ «Североморская школа полного дня», г. Североморск, Мурманская область. URL: http://oshi.org.ru/index.php/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/osnovnye-svedeniya
- МОБУ Средняя общеобразовательная школа №7, с. Пожарское, Пожарский район, Приморский край. Проект программы «Школа полного дня». Официальный сайт школы. URL:http://mobusosh7.ucoz.com
- Частное учреждение общеобразовательная организация «Петровская школа», г. Москва Официальный сайт школы. URL: https://petrovskaja-school.ru/
Литература и источники:
- Дубовер, Д.А. Школа полного дня в России на рубеже XX и XXI вв.: История, современность, перспективы / Д.А. Дубовер // Северо-Кавказский психологический вестник – 2012. – №10.
- Зверев А.О. Академия полного дня / А.О. Зверев. – Москва, 2006, – 128 с.
- Ефлова З.Б., Гурьянова М.П., Казько Е.С., Смирнова С.И., Столяров Г.Г. Педагогические кадры сельской школы Карелии на этапе социокультурной модернизации образования: Монография / Авторы: М.П. Гурьянова, З.Б. Ефлова, Е.С. Казько, С.И. Смирнова, Г.Г. Столяров / Под общ. ред. З.Б. Ефловой / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. Гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования Петрозавод. гос. ун-т. – Петрозаводск: Издательство ПИН, 2015. – 120 с.
- Куликова Л.И. Школа полного дня как институт мировоззренческого и социокультурного самоопределения молодого поколения [Электронный ресурс] / Л.И. Куликова // Открытый урок. Первое сентября. 08.07.2010. URL: https://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/580754/
- Методические рекомендации по школе полного дня [Электронный ресурс] // Сайт МБОУ СОШ с. Сикачи-Алян. URL: http://sikachi.ippk.ru/index.php/2011-01-31-15-58-51/44—1-/87-2011-01-28-10-43-48
- Мячина Е.В. Внедрение школы полного дня как способ расширения воспитательного пространства образовательного учреждения [Электронный ресурс] / Е.В. Мячина // Открытый урок. Первое сентября. 12.12.2006 http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/411015/
- Положение о «Школе полного дня» в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия No1», г. Нижневартовск [Электронный ресурс] URL: http://gymnasium-nv.ru/lokakt/25-polozhenie_o_shkole_polnogo_dnja.pdf
- Прокудин Ю.П., Макарова Л.Н. Акулилина В.С. Интеграция общего и дополнительного образования детей в школе полного дня: опыт реализации // Вестник ТГУ. – №4 (84). – 2010. С. 133-138. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/integratsiya-obschego-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-v-shkole-polnogo-dnya-opyt-realizatsii
- Сумнительный К.Е. Школа полного дня / К.Е. Сумнительный // Управление школой, вып. 4. – Москва: Чистые пруды, 2005. – 32 с.
- Что такое школа полного дня? [Электронный ресурс] // Сайт URL: http://tolerant.tsc2.ru/schoolfullday/Fullday.htm
- Школа полного дня: плюсы и минусы [Электронный ресурс] // Информационный портал для родителей Prodetei.ru. URL: http://www.prodetey.ru/3979-shkola-polnogo-dnya-plyusy-i-minusy
Информацию подготовили студентки 4-го курса кафедры теории и методики начального образования Института педагогики и психологии ПетрГУ:
Севиндж Гусейнова, Елизавета Тагакова, Полина Трутнева
Примечание от Зинаиды Ефловой:
При проверке информации, полученной от студентов, с огорчением обнаружила, что сайт Софпорожской школы не открывается… Увы, такое бывает у маленьких сельских школ. Увидела страничку школы в Контакте, а там фотообъявление местным жителям от школы о новом проекте. Работает модель Школы полного дня в Софпороге! Пора бы школе показать этот опыт сельским коллегам нашей республики.