Количество пришкольных интернатов в Карелии по планам Минобразования республики должно увеличиться. Сейчас их 11. В пришкольном интернате ученики проживают в течение рабочих дней недели, субботу и воскресенье они проводят в семьях.
.
Продолжаем публикацию результатов исследований студентов ПетрГУ моделей организации образования на селе.
4. Пришкольный интернат
Пришкольный интернат в сельских образовательных учреждениях Республики Карелия (не путайте с понятием «школа-интернат»!) – явление, которое сегодня, согласно данным Министерства образования РК, имеется в 11 школах республики, а согласно планам реорганизации образования в сельской местности, может вырасти в количестве.
Образовательное учреждение с пришкольным интернатом – особая модель современной общеобразовательной организации (школы), где внутри обычной педагогической системы сосуществует и необычная, компенсирующая семью, где частью общего образовательного процесса школы становится «частный» образовательный процесс, начинающийся с утреннего подъёма и продолжающийся до отхода обучающихся ко сну.
Пришкольный интернат или интернат при общеобразовательном учреждении (начальной, основной, средней общеобразовательной школе) – структурное подразделение общеобразовательной организации, создается в целях оказания помощи семье в обучении, воспитании, охране жизни и здоровья детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, создания благоприятных условий для разностороннего развития личности обучающихся школы, проживающих на расстоянии свыше 3-х км от нее и не обеспеченных систематическим подвозом к месту обучения, а также для обучающихся, проживающих в местах транспортной недоступности, в период неблагоприятных погодных условий.
Цель данной модели образовательной организации: обеспечить доступность качественного образования. В сельской местности для детей и подростков из дальних маленьких посёлков, деревень, хуторов этот вариант получения образования зачастую единственный.
В течение рабочих дней недели школьники проживают в пришкольном интернате, субботу и воскресенье они проводят в семьях. Школа организует бесплатный подвоз детей к местам обучения и постоянного места жительства, обеспечивает условия их проживания и питания, несёт ответственность за охрану жизни и здоровья, за воспитание и досуг учеников.
Создание и функционирование интерната при школе отражается в Уставе и регламентируется Положением о пришкольном интернате (локальным актом) общеобразовательной организации, основанных на Законе РФ «Об образовании» (ред. от 10.07.2012 N 3266-1), Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 03.12.2011 N 124-ФЗ).
С примерами Положений и опытом организации жизнедеятельности школ-интернатов сельских школ Вологодской области, Ненецкого автономного округа, Республики Башкортостан, Республики Коми, Республики Саха (Якутия) можно познакомиться по адресам, предлагаемым далее.
Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 последней редакции:
«4.33. В состав общеобразовательной организации как структурное подразделение может входить интернат при общеобразовательной организации, если общеобразовательная организация размещена свыше предельно допустимого транспортного обслуживания.
Здание интерната при общеобразовательной организации может быть отдельно стоящим, а также входить в состав основного здания общеобразовательной организации с выделением его в самостоятельный блок с отдельным входом.
В составе помещений интерната при общеобразовательной организации должны быть предусмотрены:
— спальные помещения отдельно для мальчиков и девочек площадью не менее 4,0 на одного человека;
— помещения для самоподготовки, площадью не менее 2,5 на одного человека;
— комнаты отдыха и психологической разгрузки;
— умывальные помещения (1 раковина на 10 человек), туалеты (1 унитаз на 10 девочек, 1 унитаз и 1 писсуар на 20 мальчиков, в каждом туалете 1 раковина для мытья рук), душевые (1 душевая сетка на 20 человек), комната гигиены. В туалетах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца и мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно;
— комнаты для сушки одежды и обуви;
— помещения для стирки и глажки личных вещей;
— помещение для хранения личных вещей;
— помещение для медицинского обслуживания: кабинет врача и изолятор;
— административно-хозяйственные помещения.
Оборудование, отделка помещений и их содержание должны соответствовать гигиеническим требованиям к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для вновь строящегося интерната при общеобразовательной организации основное здание общеобразовательной организации и здание интерната соединяются теплым переходом» [3].
Для обучающихся, проживающих в пришкольном интернате, организуется:
- пятиразовое питание;
- смена и стирка постельного белья (производится один раз в 7 дней);
- медицинское обслуживание, осуществляющееся медицинскими работниками;
- подвоз в начале и в конце учебной недели автотранспортом школы.
В обнаруженных материалах представлены разные стороны жизнедеятельности пришкольных интернатов, например, указывается, что «на время проживания в пришкольном интернате»:
- в обязательном порядке ведётся Книга проживающих в нём обучающихся и табель их ежедневного пребывания;
- обучающиеся обеспечиваются мягкой мебелью, кроватью, матрацем, подушкой, одеялом, столами, предметами общего пользования, принадлежностями для уборки помещений;
- составляется режим дня и правила поведения обучающихся, с учётом возрастных особенностей детей, санитарно-гигиенических требований и всех работ, связанных с самообслуживанием;
- составляется график дежурства детей в жилых помещениях и в столовой.
Организуя современный пришкольный интернат, полезно обратиться к опыту советского времени [1].
Современные СанПины предъявляют достаточно жёсткие и непросто выполнимые, в условиях дефицита средств на образование, требования, касающиеся самых разных аспектов жизнедеятельности образовательных организаций в целом, и интернатов при школах в частности.
Однако не только в них заключаются особенности и проблемы реализации модели «общеобразовательная организация с пришкольным интернатом». Важнейший аспект – педагогический.
В воспитательной работе, внеурочной деятельности, дополнительном образовании в досуге детей, проживающих в пришкольном интернате, максимально используются учебные помещения общеобразовательной организации (физкультурный зал, школьная библиотека, технические мастерские, спортивные площадки и т.д.).
В сельском (да и городском) образовательном учреждении с пришкольным интернатом внеурочная работа, в самом широком её понимании, – это особое направление образовательной деятельности: психологически напряжённое, содержательно трудоёмкое, временно затратное, дорогостоящее во всех отношениях.
Из опыта Карелии:
«Коткозерский пришкольный интернат ведёт свою историю с послевоенного времени. Раньше в нём проживало до 150 детей ежегодно. В связи с сокращением числа обучающихся, количество воспитанников интерната сократилось до полутора десятка. Сейчас интернат занимает часть благоустроенного здания детского сада, расположенного недалеко от школы. Мальчишки и девчонки приезжают к нам в воскресенье вечером и уезжают домой в пятницу днём. Кроме выходных и каникул всё своё время ребята проводят в интернате. Поэтому для многих из них он стал вторым домом, где можно отдохнуть, сделать уроки, пообщаться с друзьями, повеселиться на празднике. Да и просто поесть, поспать, помыться, постирать бельё» [2].
Заметим, что Коткозерская школа единственная (!) из проанализированных нами сельских школ Карелии представила информацию о том, как живут эти дети, чем они занимаются после школьных уроков.
К сожалению, на сайтах других сельских учреждений данной модели нашей республики, пришкольные интернаты не представлены, в лучшем случае упомянуты.
В этом видится недостаточность внимания (надеемся, не игнорирование) не только к организационным, но к педагогическим – образовательным, воспитательным, социализирующим, компенсаторным, адаптационным вопросам непростой жизни «интернатских» детей.
Адреса опыта:
РФ:
Пришкольный интернат при ГБОУ «Средняя школа с. Несь», Ненецкий автономный округ // Официальный сайт учреждения. URL: http://schoolnes.ru/p16aa1.html
Пришкольный интернат МБОУ «Нижнекулойская средняя школа» Верховажского района Вологодской области // Официальный сайт образовательного учреждения. URL: http://s06004.edu35.ru/prih
Положение о пришкольном интернате МБОУ Средняя общеобразовательная школа с. Уфимский, Хайбуллинский район Республики Башкортостан URL: http://ufimka-school.ucoz.ru/internat/polozhenie.pdf.
Положение о пришкольном интернате МБОУ Оросунская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) // Официальный сайт образовательного учреждения. URL: https://orosusosh.jimdo.com/пришкольный-интернат
Пришкольный интернат МОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Койгородок, Койгородский район, Республика Коми // Официальный сайт образовательного учреждения. URL: http://shkola-k.ucoz.ru/index/shkolnyj_internat/0-90
Республика Карелия:
МКОУ «Ведлозерская средняя общеобразовательная школа». Пряжинский район, с. Ведлозеро. // Официальный сайт образовательного учреждения URL: http://school.vedlozero.ru/
МОУ «Гирвасская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.Н. Афанасьева», Кондопожский район, пос. Гирвас. // Официальный сайт образовательного учреждения URL: https://girvassosh.nubex.ru
МКОУ «Коткозерская средняя общеобразовательная школа». Олонецкий район, деревня Коткозеро. // Официальный сайт образовательного учреждения. URL: http://kotkozero.edusite.ru/
МКОУ «Эссойльская средняя общеобразовательная школа». Пряжинский район, пос. Эссойла. // Официальный сайт образовательного учреждения. URL: http://essoila.ucoz.ru и http://essoila-school.edusite.ru/
Литература и источники:
- Гигиенические требования к школам-интернатам, детским домам и другим интернатным учреждениям из книги Никитина Д.П., Новикова Ю.В., Рощина А.В. и др. «Справочник помощника санитарного врача и помощника эпидемиолога», 1978 г. // Медпортал.com. URL: https://med-books.info/gigiena-sanepidkontrol_733/gigienicheskie-trebovaniya-shkolam-internatam-58437.html
- Коткозерский пришкольный интернат // Дети России URL: http://deti-russia.ucoz.com/index/kotkozerskij_prishkolnyj_internat_v_karelii/0-18
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» С изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г. // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/12183577/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#ixzz5j4PIvy3a
- Цена образования: правительство решило развивать сеть карельских школ // Республика. URL: http://rk.karelia.ru/social/tsena-obrazovaniya-pravitelstvo-reshilo-razvivat-set-karelskih-shkol/
Информацию подготовили студенты 4-го курса кафедры теории и методики начального образования Института педагогики и психологии ПетрГУ
Анна Бутманова, Аделина Шаврова
Примечание от Зинаиды Ефловой:
Формат статьи не позволяет отразить все сложности данной модели. Здесь не затронуты психологические и социальные эффекты и последствия пришкольных интернатов. Надеемся, читатель понимает, что они неоднозначны.
Продолжение следует