Образование, Школа и вуз

Постояльцы в своём доме

Фото Марии Голубевой
Фото Марии Голубевой

Более половины школ Карелии подвозят учеников на автобусе 

При этом, предупреждают ученые, ребёнок оторван от привычного крестьянского уклада, от труда на подворье вместе с членами семьи, от общих семейных забот. Он постоялец в доме, гость.

Подвоз запрещен в темное время суток и в гололедицу. Соблюдаются ли эти требования?

Продолжаем публикацию результатов исследований студентов ПетрГУ моделей организации образования на селе.

3. Школа с ежедневным подвозом обучающихся

По данным исследования, проведённого лабораторией теории и практики развития сельской школы ПетрГУ, модель «сельская образовательная организация с подвозом обучающихся» находится на 1-м месте среди вариантов организации образования в сельской местности нашего региона – 54,4% сельских школ Республики Карелия.

Проводимая политика укрупнения школы вообще, сельской в частности, этот показатель только увеличивает. В Карелии есть школы, которые обеспечивают подвоз детей в трёх-четырёх направлениях из более десятка деревень и хуторов, как например, Эссойльская школа Пряжинского района, в автопарке которой несколько машин.

В профессиональной литературе и в образовательной практике данная модель встречается и под иными названиями: «школа сельского округа», «базовая школа», «опорная школа», «ресурсная школа» и др. Очевидно, что эти названия декларируют приоритеты доступности качественного образования.

В идеале общеобразовательная организация, куда приезжают школьники (есть примеры, и дошкольники) из окрестных деревень, должна иметь лучшие условия, чем школа, которую реорганизуют, определяя деревенских детей на подвоз. Среди аргументов преимуществ филиализации и/или ликвидации маленьких школ называются перспективы выбора дополнительного образования, насыщенной и разнообразной внеурочной деятельности, пользования более современным оборудованием и другие ресурсы, имеющиеся в большой школе.

Однако сущность и реальный круг проблем модели школы с подвозом, как показывает практика, определяют другие показатели.

Основной признак такой модели – организация и осуществление ежедневных перевозок обучающихся от места их проживания к школе и обратно.

Проблемное поле организации подвоза детей включает: обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, охрану детей в пути; эксплуатацию транспорта, наличие базы его хранения и техобслуживания; состояние дороги и мест посадки; необходимость в группах продленного (полного дня); организацию двухразового питания, расширение штатов воспитателей (сопровождающих лиц) и так далее.

Санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) для школ являются первоочередным документом, которым должны руководствоваться руководители образовательных учреждения в организации учебного процесса. Выдержка из СанПиН 2.4.2.2821-10 с изменениями на 2018-2019 год:

«2.5. В сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных организаций:

во II и III климатических зонах (Республика Карелия относится к III климатической зоне) для обучающихся начального общего образования составляет не более 2,0 км, для обучающихся основного общего и среднего общего образования – не более 4,0 км;

в I климатической зоне – 1,5 и 3 км соответственно.

При расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону.

Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей. Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км».

Бесплатная перевозка обучающихся гарантирована Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (статья 40), где также записано: «Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между городскими округами, между поселением и городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся (часть 2 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 329-ФЗ)».

Таким образом, ответственность за выполнение данной статьи закона несут местные, муниципальные и региональные власти. Прямое или косвенное отношение к организации и реализации данной модели имеют разные ведомства – Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство финансов, Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи, Министерство внутренних дел (ГИБДД), МЧС и другие.

Действующие требования к перевозке детей довольно жёсткие и часто трудновыполнимые для школ в дальних поселениях (ниже смотрите список литературы и источников).

Среди множества ограничений есть, например, такие запреты. Перевозка детей запрещается:

  • в темное время суток;
  • в условиях недостаточной видимости;
  • в гололедицу и других сложных дорожных условиях, влияющих на безопасность перевозки;
  • при температуре окружающего воздуха ниже 35°С по городу, ниже 32°С межгородские перевозки;
  • при официальном объявлении уполномоченными органами «штормового предупреждения».

Жители Карелии могут предположить, насколько реально при таких требованиях приезжающим школьникам заниматься в кружках, секциях, участвовать во внеурочной деятельности карельской поздней осенью-зимой-ранней весной.

Ещё на первом витке постсоветской реорганизации системы российского образования Г.Ф. Суворова, известный учёный, признанный специалист в вопросах образования в сельской местности, писала:

«Конечно, подвоз детей в хорошо оборудованную школу с современной образовательно-развивающей средой создаёт предпосылки для успешного обучения, развития и воспитания крестьянского ребёнка. Однако подобный опыт в 70—80-е годы в СССР показал существенные его недостатки. В первую очередь, это плохие дороги (одна из двух вечных бед России)… Непролазное бездорожье весной и осенью, нерегулярное расписание, ожидание автобуса, порождающие транспортную усталость поездки… «Подвоз» резко сокращает время на внеурочную деятельность. К тому же ребёнок оторван от привычного крестьянского уклада, от труда на подворье, вместе с членами семьи, от общих семейных забот, от семейной ответственности. Он — постоялец в доме, гость. Это смягчённый вариант интернатского синдрома, о котором особенно хорошо знают педагоги Севера и Камчатки.

Конечно же, автобусный вариант ведёт к ликвидации малых школ, к безработице и выезду из села учителей, а в итоге — запустению и умиранию малых деревень».

Год от года количество жёлтых школьных автомобилей на карельских дорогах растёт, а их размеры становятся всё меньше: где раньше требовались автобусы на 20-30 посадочных мест, сейчас можно обойтись малолитражными авто на 11-12, нередко для одного – последнего – пассажира.

 

Адреса опыта:

Республика Карелия:

МКОУ Эссойльская средняя общеобразовательная школа Пряжинского национального муниципального района. URL: http://essoila.ucoz.ru/index/0-14

 

Литература и источники:

  1. Организация транспортировки учащихся на школьном автобусе. URL: https://studwood.ru/1047812/menedzhment/organizatsiya_transportirovki_uchaschihsya_shkolnom_avtobuse
  2. Основные модели модернизации сельских учебных заведений // Языки программирования. Дата размещения 24.12.2013 URL: https://life-prog.ru/1_21346_osnovnie-modeli-modernizatsii-selskih-uchebnih-zavedeniy.html
  3. Правила организованной перевозки группы детей автобусами // PRAVO-AUTO COM. Юридическая помощь автомобилистам. URL: http://pravo-auto.com/pravila-perevozki-detej-v-avtobuse/
  4. Санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) 2.4.2.2821-10 с изменениями на 2018-2019 год для школ // URL: и URL: http://gimn3-prol.narod.ru/pdf/sanpin_2.4.2.2821-10.pdf
  5. Сафиулина Н.Р. В каких случаях должен осуществляться подвоз детей к школе? // Проект «Порталы и сайты образовательных организаций» на платформе компании «Синергия-Инфо». Дата размещения 01.11.2017 URL: https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/v_kakih_sluchayah_dolzhen_osuwestvlyat_sya_podvoz_detej_k_shkole
  6. Суворова Г.Ф. Как избежать негативных последствий реструктуризации сети сельских школ // Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех», 2002. URL: http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/85
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // КосультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

 

Информацию подготовила студентка 4-го курса кафедры теории и методики начального образования Института педагогики и психологии ПетрГУ Татьяна Подойникова 

Продолжение следует