Более половины школ Карелии подвозят учеников на автобусе
При этом, предупреждают ученые, ребёнок оторван от привычного крестьянского уклада, от труда на подворье вместе с членами семьи, от общих семейных забот. Он постоялец в доме, гость.
Подвоз запрещен в темное время суток и в гололедицу. Соблюдаются ли эти требования?
Продолжаем публикацию результатов исследований студентов ПетрГУ моделей организации образования на селе.
3. Школа с ежедневным подвозом обучающихся
По данным исследования, проведённого лабораторией теории и практики развития сельской школы ПетрГУ, модель «сельская образовательная организация с подвозом обучающихся» находится на 1-м месте среди вариантов организации образования в сельской местности нашего региона – 54,4% сельских школ Республики Карелия.
Проводимая политика укрупнения школы вообще, сельской в частности, этот показатель только увеличивает. В Карелии есть школы, которые обеспечивают подвоз детей в трёх-четырёх направлениях из более десятка деревень и хуторов, как например, Эссойльская школа Пряжинского района, в автопарке которой несколько машин.
В профессиональной литературе и в образовательной практике данная модель встречается и под иными названиями: «школа сельского округа», «базовая школа», «опорная школа», «ресурсная школа» и др. Очевидно, что эти названия декларируют приоритеты доступности качественного образования.
В идеале общеобразовательная организация, куда приезжают школьники (есть примеры, и дошкольники) из окрестных деревень, должна иметь лучшие условия, чем школа, которую реорганизуют, определяя деревенских детей на подвоз. Среди аргументов преимуществ филиализации и/или ликвидации маленьких школ называются перспективы выбора дополнительного образования, насыщенной и разнообразной внеурочной деятельности, пользования более современным оборудованием и другие ресурсы, имеющиеся в большой школе.
Однако сущность и реальный круг проблем модели школы с подвозом, как показывает практика, определяют другие показатели.
Основной признак такой модели – организация и осуществление ежедневных перевозок обучающихся от места их проживания к школе и обратно.
Проблемное поле организации подвоза детей включает: обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, охрану детей в пути; эксплуатацию транспорта, наличие базы его хранения и техобслуживания; состояние дороги и мест посадки; необходимость в группах продленного (полного дня); организацию двухразового питания, расширение штатов воспитателей (сопровождающих лиц) и так далее.
Санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) для школ являются первоочередным документом, которым должны руководствоваться руководители образовательных учреждения в организации учебного процесса. Выдержка из СанПиН 2.4.2.2821-10 с изменениями на 2018-2019 год:
«2.5. В сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных организаций:
во II и III климатических зонах (Республика Карелия относится к III климатической зоне) для обучающихся начального общего образования составляет не более 2,0 км, для обучающихся основного общего и среднего общего образования – не более 4,0 км;
в I климатической зоне – 1,5 и 3 км соответственно.
При расстояниях свыше указанных для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону.
Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей. Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км».
Бесплатная перевозка обучающихся гарантирована Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (статья 40), где также записано: «Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между городскими округами, между поселением и городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся (часть 2 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 329-ФЗ)».
Таким образом, ответственность за выполнение данной статьи закона несут местные, муниципальные и региональные власти. Прямое или косвенное отношение к организации и реализации данной модели имеют разные ведомства – Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство финансов, Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи, Министерство внутренних дел (ГИБДД), МЧС и другие.
Действующие требования к перевозке детей довольно жёсткие и часто трудновыполнимые для школ в дальних поселениях (ниже смотрите список литературы и источников).
Среди множества ограничений есть, например, такие запреты. Перевозка детей запрещается:
- в темное время суток;
- в условиях недостаточной видимости;
- в гололедицу и других сложных дорожных условиях, влияющих на безопасность перевозки;
- при температуре окружающего воздуха ниже 35°С по городу, ниже 32°С межгородские перевозки;
- при официальном объявлении уполномоченными органами «штормового предупреждения».
Жители Карелии могут предположить, насколько реально при таких требованиях приезжающим школьникам заниматься в кружках, секциях, участвовать во внеурочной деятельности карельской поздней осенью-зимой-ранней весной.
Ещё на первом витке постсоветской реорганизации системы российского образования Г.Ф. Суворова, известный учёный, признанный специалист в вопросах образования в сельской местности, писала:
«Конечно, подвоз детей в хорошо оборудованную школу с современной образовательно-развивающей средой создаёт предпосылки для успешного обучения, развития и воспитания крестьянского ребёнка. Однако подобный опыт в 70—80-е годы в СССР показал существенные его недостатки. В первую очередь, это плохие дороги (одна из двух вечных бед России)… Непролазное бездорожье весной и осенью, нерегулярное расписание, ожидание автобуса, порождающие транспортную усталость поездки… «Подвоз» резко сокращает время на внеурочную деятельность. К тому же ребёнок оторван от привычного крестьянского уклада, от труда на подворье, вместе с членами семьи, от общих семейных забот, от семейной ответственности. Он — постоялец в доме, гость. Это смягчённый вариант интернатского синдрома, о котором особенно хорошо знают педагоги Севера и Камчатки.
Конечно же, автобусный вариант ведёт к ликвидации малых школ, к безработице и выезду из села учителей, а в итоге — запустению и умиранию малых деревень».
Год от года количество жёлтых школьных автомобилей на карельских дорогах растёт, а их размеры становятся всё меньше: где раньше требовались автобусы на 20-30 посадочных мест, сейчас можно обойтись малолитражными авто на 11-12, нередко для одного – последнего – пассажира.
Адреса опыта:
Республика Карелия:
МКОУ Эссойльская средняя общеобразовательная школа Пряжинского национального муниципального района. URL: http://essoila.ucoz.ru/index/0-14
Литература и источники:
- Организация транспортировки учащихся на школьном автобусе. URL: https://studwood.ru/1047812/menedzhment/organizatsiya_transportirovki_uchaschihsya_shkolnom_avtobuse
- Основные модели модернизации сельских учебных заведений // Языки программирования. Дата размещения 24.12.2013 URL: https://life-prog.ru/1_21346_osnovnie-modeli-modernizatsii-selskih-uchebnih-zavedeniy.html
- Правила организованной перевозки группы детей автобусами // PRAVO-AUTO COM. Юридическая помощь автомобилистам. URL: http://pravo-auto.com/pravila-perevozki-detej-v-avtobuse/
- Санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) 2.4.2.2821-10 с изменениями на 2018-2019 год для школ // URL: и URL: http://gimn3-prol.narod.ru/pdf/sanpin_2.4.2.2821-10.pdf
- Сафиулина Н.Р. В каких случаях должен осуществляться подвоз детей к школе? // Проект «Порталы и сайты образовательных организаций» на платформе компании «Синергия-Инфо». Дата размещения 01.11.2017 URL: https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/v_kakih_sluchayah_dolzhen_osuwestvlyat_sya_podvoz_detej_k_shkole
- Суворова Г.Ф. Как избежать негативных последствий реструктуризации сети сельских школ // Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех», 2002. URL: http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/85
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // КосультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Информацию подготовила студентка 4-го курса кафедры теории и методики начального образования Института педагогики и психологии ПетрГУ Татьяна Подойникова
Продолжение следует