Интернет-журнал «Лицей»

Этнокультурные модели образования

В Эссойльской средней школе Пряжинского района. Фото: petrsu.ru
В Эссойльской средней школе Пряжинского района. Фото: petrsu.ru

Модели «Школа с этнокультурным компонентом» и «Школа – этнокультурный центр» кажутся вполне доступными и посильными для карельской глубинки. В их основе уникальность национальных культур, природосообразность местному образу жизни.

Продолжаем публикацию результатов исследований студентов ПетрГУ моделей организации образования на селе.

9. Модель «Школа с этнокультурным компонентом»

10. Модель «Школа – этнокультурный центр»

Актуальность общеобразовательных организаций данных видов/моделей в Карелии объясняется и обуславливается, с одной стороны, многонациональным составом региона, а с другой, – уникальностью и самобытностью нашего края, где проживают такие этносы, как карелы, вепсы, финны-ингерманландцы. Три муниципальных района имеют статус «национальный»: Калевальский, Олонецкий и Пряжинский – как территории компактного расселения карелов. Три сельских поселения Прионежского муниципального района – Рыбрека, Шелтозеро и Шокша – являются ареалами немногочисленных вепсов.

Численность коренных народов в национальной структуре населения республики (по данным переписи населения 2010 г.) составляет: карелы – 7,4 %, финны – 1,4 %, вепсы – 0,5 %. При этом большая часть населения – 82% – представлена русскими [1]. Статистические данные последних десятилетий демонстрируют резкое сокращение численности титульных национальностей республики.

Одним из путей сохранения, поддержки и развития этносов, находящихся на грани исчезновения, является этнокультурное образование. В настоящее время его стратегию и содержание определяет «Концепция развития этнокультурного образования в Республике Карелия (языки и культура карелов, вепсов и финнов) на 2017 – 2025 годы», утверждённая Правительством РК в 2017 году. Согласно концепции, этнокультурное образование – это «целенаправленный педагогический процесс приобщения обучающихся к этнической культуре карелов, вепсов и финнов через изучение карельского, вепсского и финского языков, а также предметов этнокультурной направленности в организациях общего, дополнительного и профессионального образования» [2].

На наш взгляд, потенциальным в решении проблем является создание образовательных организаций модели «Школа с этнокультурным компонентом и/или модели «Школа – этнокультурный центр», и не только в национальных районах РК.

 

  1. Школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования – вид/модель государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные общеобразовательные программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования и дополнительные образовательные программы по изучению национальных языков, истории, культуры и народных традиций.

Отличие от других общеобразовательных организаций:

Школы с этнокультурным компонентом имеют ряд отличительных особенностей:

 

Обучение в этнокультурных школах ведется на русском языке, по российским программам (в отличие от национальных школ, где обучение идёт на родном языке).

 

Педагогические задачи школы с этнокультурным компонентом дополняют:

 

  1. Школа – этнокультурный центр – вид/модель государственного общеобразовательного учреждения, имеет все вышеназванные признаки школы с этнокультурным компонентом, но кроме этого она берёт на себя миссию приобщения населения территории к сокровищам духовной и материальной культуры народа. Образовательная организация этой модели становится фактором и средством поддержки и развития этнокультуры, работает в тесном взаимодействии со всеми социальными институтами, со всем возрастными категориями местных жителей.

Выявлены два варианта реализации данной модели:

  1. В структуре школы создаётся специальное подразделение – этнокультурный центр (пример Этнокультурного центра «Чакмари» Красноярской средней школы Республики Марий Эл).
  2. Образовательная организация получает официальный статус этнокультурного центра (пример Средней общеобразовательной школы – этнокультурного центра №10, Республики Саха).

До недавнего времени в нашей республике существовал формальный перечень Министерства образования РК, куда входили 17 школ с этнокультурным компонентом. Содержание их образовательной деятельности включало обучение детей карельскому, и/или вепсскому и/или финскому языкам, предметам национально-регионального компонента образования. Модернизация системы образования – переход на новые образовательные стандарты, переоценка качества образования, введение ГИА и ЕГЭ проч. – отразилась на этих школах так, что часть из них отказалась от преподавания национальных языков и/или перевела их категорию необязательных к изучению (факультативные занятия), а этно-практики зачастую оставила в формате внеурочной работы.

Карелия имеет значительный и успешный опыт этнокультурного образования, но только в варианте образования с этнокультурным компонентом (см. Адреса опыта РК) [4]. Есть в республике и уникальная культурно-образовательная практика – «Языковое гнездо» при Доме карельского языка в Ведлозере (эта модель достойна отдельного рассказа). Есть, к сожалению, примеры и другого порядка, когда образование уходит из мест проживания малых народов, а вслед за ним – исчезает этнос (недавние примеры Крошнозера, Куйтежи, Савиново…).

Представленные здесь модели кажутся вполне доступными и посильными для сельских школ карельской глубинки, потому что в их основе уникальность национальных культур, потому что они природосообразны местному образу жизни. Дело осталось за малым – взяться и сделать СОВРЕМЕННУЮ этнокультурную школу.

 

Адреса опыта:

Российская Федерация:

Республика Карелия

 

Литература и источники:

  1. Дьяконова М.В. Современный статус и перспективы ревитализации финно-угорских языков в Республике Карелия / М. В Дьяконова // Ежегодник финно-угорских исследований. – 2016. – С. 156-167.
  2. Концепция развития этнокультурного образования в Республике Карелия (языки и культура карелов, вепсов и финнов) на 2017 – 2025 годы. Утверждена распоряжением Правительства Республики Карелия от 4 апреля 2017 года N 182р-П // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/465412354  (дата обращения 05.05.2019).
  3. Программа развития «Сельская школа с этнокультурным компонентом» Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Больше-Кочинская средняя общеобразовательная школа» Кочевского муниципального района Пермского края на 2017-2021 гг. Дата размещения 16.01.2018. URL: https://videouroki.net/razrabotki/proghramma-razvitiia-siel-skaia-shkola-c-etnokul-turnym-komponientom.html (дата обращения 05.05.2019).
  4. Этнокультурное образование. Методы социальной ориентации российской школы / ред. Степанов В.В.). Вып.1 – Москва: ИЭАРАН, 2010. – 223 с. (статья Е. Клементьева «Школа как этнокультурный центр» С. 27-45). URL: http://ресурсныйцентр-анр.рф/files/doc-files/2016/08/kniga_etnokultobrazovanieeawarn23052010_-_kopiya.pdf.

 

Информацию подготовили студентки 4-го курса кафедры теории и методики начального образования Института педагогики и психологии ПетрГУ

Ирина Александрова, Анастасия Ванчурина

Exit mobile version