Экспресс-консультация по программе развития сельской школы
Представьте свою школу, детский сад, дом творчества через 2 года, 5, 10 лет, в 2039-м году. Что должно появиться? Что может исчезнуть? Какими будут дети и выпускники? А педагоги?
Проект реорганизации сети муниципальных систем образования, сельских образовательных организаций в сельской (негородской) местности Республики Карелия, как показывает жизнь, несмотря на пережитый и переживаемый шок, имеет и положительный результат. Сельские школы, даже самые самодостаточные, зашевелились.
Руководители и педагоги звонят по телефону, пишут по электронной почте, задают вопросы о том, как создать дельную Программу развития. Вот и появилась мысль провести через «Лицей» в некотором роде установочную экспресс-консультацию.
Сразу оговорюсь, что к нынешним программам развития отношусь несколько скептически, что ли. Увы, расцветающая махровым цветом бюрократизация образования исказила смыслы программ развития. В настоящее время есть много программ «ни о чём и ни для кого». Это огромные по объёму (в одной элитарной школе видела за 200 страниц), надуманные одним-двумя авторами бумаги, которые в лучшем случае, прочитают проверяющие. Я против таких программ! Программа развития муниципальной системы, школы, детского сада, дома творчества должна быть живорождённой.
О создании Программы
Чтобы Программа была живой, надо:
1) Привлечь к её разработке как можно больше заинтересованных людей, всех, кого она касается, – школьников, педагогов, родителей, жителей посёлка, выпускников…
2) Создать условия – место и время для коллективного анализа и проектирования/моделирования. Для этого в структуре и в плане работы образовательной организации могут быть организованы самые разные творческие команды:
— Проектное бюро — детское или детско-взрослое;
— Рабочие группы – педагогические (по интересам, по методическим объединениям), сборные/смешанные разновозрастные (детско-взрослые, педагоги + родители, общественность);
— Специальные аналитические и проектировочные мероприятия:
- социально-педагогические форумы, собрания, конференции, брейнсторм (мозговой штурм), брейн-ринг;
- фестивали и конкурсы идей, защиты моделей и перспективных проектов;
- проектировочные семинары, слёты/сборы.
Полёт фантазии здесь не ограничен!
Важно вместе найти идею, принять её и вдохновить ею всех.
Мероприятия не должны быть формальными, ведь только в неформальных совместных делах можно найти единомышленников-союзников, партнёров, спонсоров наконец.
3) Собрать, зафиксировать идеи и предложения, и только после этого оформлять Программу как документ.
Неплохо по ходу и по завершении разработки Программы проводить экспертизу специалистов.
Также важно знакомить с Программой всех тех, кто имеет отношение к образовательному учреждению (ОУ). Надо «пиарить», в хорошем смысле слова, работу над Программой и итог этой работы.
Структура Программы развития
Обычно Программа развития ОУ имеет такую структуру:
Паспорт Программы – 1-2 страницы (название, данные об ОУ, основные замыслы, сроки, партнёры…)
Разделы Программы:
— Аналитический – краткая характеристика состояния и проблем ОУ.
— Целевой – Миссия ОУ (не стесняться этого слова!), цель и задачи Программы.
— Направления Программы – ключевые/основные ориентиры развития ОУ, которые здесь могут быть только названы и аргументированы, а далее – оформлены как специальные Подпрограммы и Проекты.
— Условия и механизмы реализации Программы: кадровые, материально-технические, организационно-управленческие, финансовые.
— «Дорожная карта» или План реализации Программы.
Подпрограммы и/или Проекты.
Приложения (то, что сочтётся нужным).
И ещё важно
Объединяющий центр Программы – красивая ИДЕЯ, привлекательная и понятная всем. Для последнего нужно придумать и продумать схемы, слоганы, логотип Программы, оригинальные названия Программы и её подпрограмм (однако не увлечься «мыльными пузырями»).
Оформить Программу на разных уровнях – на детском, популярном (для обычных людей), на профессиональном педагогическом (подчеркнув педагогические смыслы развития).
Возможен такой простой приём: представьте свою школу, детский сад, дом творчества через 2 года, 5, 10 лет, в 2039-м году? Что должно появиться? Что может исчезнуть? Какими будут дети и выпускники? А педагоги?… С кем ОУ будет дружить? Кто будет его партнёрами? Конкурентами?…
Создавая Программу развития, следует исходить от образа идеального будущего вашего ОУ. А дальше думать, как сказку сделать былью. Программа развития про это!
Со стороны мне трудно подсказать оригинальную социально значимую педагогическую идею каждому ОУ. Однако важно/нужно помнить, что они центры духовной и культурной жизни села, хранители народной культуры, потрясающей нашей природы. А вот что будет фишкой – ноу-хау ОУ с учётом всего, что здесь названо? Об этом важно хорошо подумать вместе.
Успехов!
ЗБ Ефлова
Об авторе. Зинаида Ефлова — кандидат педагогических наук, создатель лаборатории теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ, исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия.