Интернет-журнал «Лицей»

Системе вопреки

Анна Корзун, 2005
Анна Корзун, 2005 год

Сегодня исполнилось бы 50 лет Анне Валерьевне Корзун, одной из самых ярких звезд тризовской педагогики. За свою короткую жизнь она успела сделать очень многое в области дошкольной педагогики, в системе профессионального педагогического образования. А некоторые работы Анны Корзун сегодня приобретают особую актуальность.

Анна жила в и работала в Минске. В то время система образования в Беларуси была гораздо более жестко ограничена формальными рамками. Мы сочувствовали Ане, а она завидовала нам, но упорно двигалась вперед, умудряясь вписывать очень смелые инновационные подходы в жесткую систему формального образования.  Как настоящая тризовка свои проблемы Анна решала при помощи алгоритма, который она адаптировала для педагогических ситуаций.

Контингент в педагогическом колледже был непростой. Как правило, туда поступали девушки из отдаленных районов республики. Понятно, что на старте их образовательный уровень был невысок. В конце обучения они писали методические разработки, которые по сей день используются в дошкольном образовании.

В ее практике  был такой случай. Однажды Анне пришлось отсутствовать во время выпускного экзамена по педагогике, который сдавали ее студенты. Принимавшие экзамен преподаватели многие вопросы сформулировали по-другому, не так как это делала Анна, а кое-что добавили от себя. Но выпускники отвечали уверенно и логично, изрядно удивив экзаменаторов. Анины студенты были научены думать.

Сегодня ситуация в российском образовании меняется. Несмотря на правильные идеи нового стандарта, педагоги порой задыхаются в жестких рамках ограничений, поставленных сверху, часто — вопреки закону об образовании.  Сегодня актуален не только  предложенный Анной  алгоритм решения педагогических проблем, но и найденные с его помощью пути использования ОТСМ-ТРИЗ в рамках формального образования. Эта работа представляет интерес для всех педагогов, кому интересно внедрение  инновационных технологий.

Алла Нестеренко

Применение Алгоритма анализа творческих задач для решения проблем преподавания курса на основе ОТСМ-ТРИЗ

«Развитие всех систем подчинено сходным закономерностям, поэтому многие идеи и механизмы ТРИЗ могут быть использованы при построении теорий решения нетехнических творческих задач». 
Г.С. Альтшуллер. Справка «ТРИЗ-8

Анна Корзун со студентами

Закладывая в основу преподавания любого учебного курса вообще, и педагогики в частности, методологию ТРИЗ, следует понимать, что этот шаг влечёт за собой системные изменения технологии преподавания. Минимальное требование для организации такой работы — педагог должен работать в режиме исследовательской деятельности. Следовательно, встает вопрос о применении подходов теории решения изобретательских задач для решения конкретных педагогических проблем. Одна из них основана на конфликте между желанием педагога работать в заявленном русле и ограничениями, которые накладывают внешние обстоятельства (условия конкретного образовательного учреждения, ситуация в региональной системе образования и т.д.).

Для решения педагогических задач изобретательского характера нами опробована модель работы с проблемой в рамках ОТСМ1-ТРИЗ, предложенная Т.А. Сидорчук и Н.Н. Хоменко2, как адаптированный алгоритм решения творческой задачи на основе АРИЗ-85В Г.С. Альтшуллера.

Алгоритм включает в себя следующие этапы работы над проблемой:

  1. Предварительное описание проблемной ситуации.
  2. Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации.
  3. Построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия.
  4. Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата).
  5. Выявление ресурсов и выход на конкретное решение.
  6. Если решение понятно только как концептуальное, формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения.
  7. Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага №3 и конкретизация решения.
  8. Рефлексия.

С помощью этого подхода было решёно несколько задач, возникших в процессе создания альтернативной системы профессиональной подготовки в нашем педагогическом колледже. Протокол анализа одной из них приводится ниже.

 

ОПИСАНИЕ ИСХОДНОЙ СИТУАЦИИ

Учебный план для конкретной специальности в любом учебном заведении утверждён министерством образования. В нём предусматривается так называемый «вариативный компонент» для ведения факультативов и спецкурсов. Использование этого резерва зависит от решения методического совета учебного заведения, на котором утверждается тот или иной спецкурс.

В нашей конкретной ситуации внешние обстоятельства наложили ограничение на возможность использования части этого времени на спецкурс по ТРИЗ-педагогике. Возникла проблема: как осуществить реализацию задуманного?

 

ВЫЧЛЕНЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ ЗАДАЧИ ИЗ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Для постановки задачи необходимо сделать анализ ситуации и ответить на три вопроса:

  1. Что нужно?
  2. Что есть?
  3. Почему нельзя получить то, что нужно?

Что нужно?

Нужно работать в рамках ТРИЗ-технологии с учащимися колледжа.

Что есть?

Почему невозможно получить то, что нужно?

Программа по дошкольной педагогике сама по себе достаточно объёмна по содержанию, и введение вариативного компонента по ТРИЗ-педагогике не может уложиться в допустимые 15% изменений. Введение же фрагментов технологий, которые использует ТРИЗ-педагогика в работе с дошкольниками, на содержательном уровне неэффективно (уже проверено на практике): учащиеся воспринимают это не более как часть содержания, которое изучают в отрезок конкретного учебного времени.

Нужно найти способ без дополнительного ресурса учебного времени познакомить учащихся с основами ТРИЗ как технологии решения проблем, сформировать навыки работы с различного рода проблемами, прежде всего педагогическими, научить пользоваться наработанными в ТРИЗ-педагогике технологиями обучения и развития детей дошкольного возраста.

 

ПОСТРОЕНИЕ АБСТРАКТНОЙ МОДЕЛИ КОНКРЕТНОЙ ЗАДАЧИ, ФОРМУЛИРОВКА ПРОТИВОРЕЧИЯ

Если вносить изменения в учебный процесс, то преподаватель достигает своих целей, но возникают проблемы административного уровня. Если оставить существующий учебный процесс как есть, то не будет административных проблем, но останутся нереализованными цели преподавателя.

Нужно при минимальном изменении педпроцесса (в идеале безо всяких изменений) получить реализацию своих целей, избежав проблем административного порядка.

Изменению не могут поддаваться время, отведённое на предмет (оно строго регламентировано), основное содержание программы (оно предусмотрено стандартом и выносится на контроль — административный и государственный), система контроля и последовательность педагогической практики (невозможность изменений объясняется позицией администрации).

Учитывая человеческий фактор, следует понимать, что изменить мотивы коллег-администраторов, а также коллег-преподавателей — дело затратное по моральным и временным параметрам.

Изменению могут поддаваться вариативный компонент содержания программы по предмету и технология преподавания.

Учитывая особенности педагогического процесса в учреждении, следует понимать, что контроль осуществляется, прежде всего, по содержательному компоненту программы. Осуществить поурочный контроль над используемой технологией невозможно, и нет необходимости.

Очевидно, что изменению на первом этапе должна подвергнуться не вся система, а только та её часть, которую в конкретной сегодняшней ситуации можно менять. Это технология преподавания.

 

ПОСТРОЕНИЕ АБСТРАКТНОЙ МОДЕЛИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИКР (ИДЕАЛЬНОГО КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА)

Технология преподавания курса строится так, что базовые механизмы ТРИЗ сами усваиваются на изучении традиционного материала.

 

ВЫЯВЛЕНИЕ РЕСУРСОВ И ВЫХОД НА КОНКРЕТНОЕ РЕШЕНИЕ

Ресурсом в данном случае становится содержательный компонент программы. Он становится информационным фондом для выявления проблем и их разрешения, для изучения законов развития систем, для ознакомления с основами ЖСТЛ (жизненной стратегии творческой личности). При этом необходимые понятия учащиеся осваивают в процессе работы с педагогическим материалом.

 

ФОРМУЛИРОВКА ПОДЗАДАЧ, которые необходимо решать для дальнейшей работы по построению альтернативной модели профессиональной педагогической подготовки

Подзадача 1. Создание альтернативной программы по дошкольной педагогике. Сегодня создан рабочий вариант такой программы, в котором сделаны необходимые акценты: на каком содержании какие положения ТРИЗ изучаются.

Несколько примеров:

Жизненная стратегия творческой личности — на примере жизни и деятельности педагогов прошлого, а также при анализе воспитательно-образовательных задач массовых дошкольных учреждений.

Противоречия:

Законы развития систем — на примере выявления закономерностей развития отдельных социальных и педагогических систем.

Механизмы построения прогнозов развития — на примере прогнозирования развития отдельных педагогических систем, последствий применения конкретного решения педагогической задачи и т.д.

Всё, что касается конкретных методик работы с детьми, и есть 15% допустимых изменений в содержательной части программы: развивающие игры по системному диалектическому мышлению, моделирование на основе ММЧ (метода маленьких человечков), тренинги по решению различных видов творческих задач с дошкольниками при изучении раздела «Дидактика детского сада» и др.

Подзадача 2. Коррекция содержания учебных курсов частных методик, наполнение этого содержания технологиями, разработанными ведущими специалистами по ТРИЗ-педагогике и способами использования различных инструментов РТВ.

Методика развития речи:

Методика формирования элементарных математических представлений:

Методика ознакомления дошкольников с природой:

В зависимости от моделей, в которых работает преподаватель, готовые технологии могут варьироваться.

Одно из последних выступлений Анны в клубе педагогов в Минске

Подзадача 3. Коррекция плана педагогической практики с целью обеспечения условия для апробации создаваемых инструментов и изучаемых методик в работе с детьми.

Подзадача 4. Систематическое обучение коллег-преподавателей, принимающих участие в проекте с целью оказания помощи в овладении технологией на уровне проектирования собственной системы преподавания.

 

В процессе решения каждой из этих подзадач возникают свои проблемы, которые также могут быть решены описанным походом.

Созданная нами модель апробируется в Минском государственном педагогическом колледже с 2001 года. Подготовительным этапом к её внедрению была экспериментальная работа с 1995 по 2001 год, которая помогла выявить проблемы и создала возможность подойти к их решению.

 

Об авторе: Корзун Анна Валерьевна, ТРИЗ-педагог (1967 — 2014)

Exit mobile version