ОТСМ-ТРИЗ педагогика

Тонет — не тонет

Об организации исследовательской деятельности в дошкольном возрасте

Дети экспериментируют
Дети экспериментируют

Как организовать исследовательскую деятельность дошкольников? Возможно ли это? И нужно ли это делать?

Психологи считают, что экспериментирование — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, а значит, она необходима для развития ребенка. В этой статье общий план организации детского экспериментирования иллюстрирован конкретным практическим примером.

Аннотация

Мы рассчитываем, что эта статья познакомит педагогов и родителей с общим планом организации исследовательской деятельности дошкольников, способом описания результатов и поможет сделать первый шаги в организации исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников.

 

Особенность мышления дошкольников в том, что оно базируется на чувственном восприятии. Это давно замечено дидактами, специалистами в области дошкольного образования. Поэтому познавательно-практическая деятельность является одним из самых оптимальных направлений в развитии у детей способности к самостоятельному мышлению.

Безусловно, в детский сад нельзя механически перенести методику проведения исследования из школьной практики. У дошкольников совершенно иные источники информации: нет возможности и умений самостоятельной работы с литературой, не до конца сформирована способность осуществлять связь процесса деятельности с её результатом, особенно отдалённым по времени. Конкретность мышления и неумение абстрагироваться затрудняет развитие способности выводить закономерности в наблюдаемых явлениях. Тем не менее попытаемся описать один из подходов к организации детской познавательно-практической деятельности.

Исследовательская деятельность должна давать навык работы с информацией, получаемой в результате взаимодействия с реальным миром. Ребёнок должен научиться, заметив явление, вычленять его составляющие, описывать их свойства (признаки и их значения), определять, что повлияло на изменение этих свойств и способов их проявления, выводить закономерности на основе замеченных проявлений.

Исходя из вышесказанного, определим основные правила организации исследовательской деятельности в дошкольном учреждении.

1. Проблема (фиксация явления) должна быть выявлена и поставлена детьми в самостоятельной (желательно практической) деятельности. Например, в наблюдении, во время чтения литературы, как художественной, так и энциклопедической (прочитали о каком-то явлении или необычном факте, захотели узнать причину его возникновения или природу явления); в процессе труда (хозяйственно-бытового, в природе, ручного); в процессе рассматривания иллюстративного материала и т.д. Иными словами, исследование организуется от мотива (потребности) детей. Задача педагога на этом этапе — помочь осознать эту потребность.

2. Гипотезу (предположение) о причинах происходящего, а также способы её проверки (элементарные опыты) дети должны сформулировать и выбрать сами. Гипотеза должна быть сформулирована в рамках реальной картины мира.
Воспитатель может предлагать новые (не имевшие место в прошлой практике) эксперименты, но не в готовом виде, а как свое предположение и только после детских предложений: «Если мы сделаем так…, что можем узнать?»

3. Экспериментирование организуется как активная деятельность детей. При этом каждый ребёнок должен уметь пояснить: что он хотел узнать, как проверял, что получилось?

4. Результаты экспериментирования фиксируются схемами и рисунками (в младшем и среднем возрасте с помощью воспитателя, в старшем — самостоятельно).

Для получения более объективных результатов, проверку (эксперименты) следует осуществлять не на одном объекте (явлении), а на группе объектов (явлений), относящихся к одному классу. Для этого нужно учить детей старшего дошкольного возраста собирать «копилки» и структурировать их содержание (собирать объекты в копилки по одному или нескольким заданным свойствам — значениям признака, классифицировать объекты внутри копилки). «Копилки» представляют собой коллекции объектов (предметы, картинки, игрушки и т.д.), собранные детьми вместе с родителями и воспитателями. Структурирование собранных «копилок» осуществляет педагог после совместного обсуждения.

Проведение исследования не должно быть жёстко привязано к рамкам одного отдельного занятия. Гораздо полезнее осуществлять его в свободное время и с небольшими подгруппами детей, в виде исследовательского проекта.

Описание результатов исследовательской деятельности полезно делать по схеме:

— Описание ситуации. Что удивило? Какие свойства (признаки и их значения) объекта показались необычными? В каких условиях проявилось это свойство (значение признака)? С какими иными объектами связан наш объект, о котором мы хотим больше узнать? Наблюдали ли мы подобное ранее?

— Гипотеза. Что мы предположили?

— Эксперимент 1. Что захотели проверить (цель)? Как это делали (план)? Что получили (осуществление эксперимента и итог)? Как изменилось свойство (значение признака)? В связи с чем?

Примерная схема описания:

Когда, где

(первоначальные условия: фактически указывается «окно» системного оператора, в котором фиксируется наблюдаемое значение признака)

Было

свойство (наблюдаемое значение признака)

Затем

(изменённые условия: «окно» системного оператора с изменившимися свойствами)

Стало

(новое значение признака)

Вывод

Для фиксации результатов используется схематизация. Младшие дети подсказывают педагогу, что следует схематизировать (нарисовать), старшие дошкольники в состоянии сделать это самостоятельно.

— «Копилка«. Как мы собирали копилку? Из чего? Зачем?

— Эксперимент 2. Как проверяли свои предположения на других объектах?

— Постановка следующей проблемы. Какой вопрос у нас возник или остался без ответа?

В качестве примера рассмотрим результаты проведенного с детьми средней группы исследовательского проекта на тему «Тонет — не тонет».

1. Описание ситуации

Во время мытья игрушек обратили внимание, что деревянные кубики тонут в тазу с водой, а пластмассовые плавают на поверхности. Удивило то, что деревянные кубики утонули. Ранее во время экспериментирования с карандашом и гвоздём наблюдали, что древесина (карандаш) не тонет.

2. Гипотеза 1

Мы предположили, что деревянный кубик тонет, потому что тяжелее карандаша. И все деревянные объекты большой массы тонут.

3. Эксперимент 1

Для проверки предположения нужно собрать копилку деревянных предметов разной массы и проверить опытным путём, какие из них тонут, а какие плавают. Собранные деревянные объекты рассортировали по группам в зависимости от их веса. Выяснили, что некоторые деревянные объекты, которые тяжелее карандаша, не тонут, а плавают на поверхности воды в тазу. Отобрали эти объекты, выделили общее свойство: все они плоские или имеют широкое основание. Однако у кубика, который пошёл ко дну во время мытья игрушек, тоже было широкое основание.

В эксперименте использовались деревянные предметы и таз с водой. Если от предмета не зависит его способность удерживаться на плаву, то это может зависеть от ёмкости с водой.

4. Гипотеза 2

Мы предположили, что способность деревянных объектов удерживаться на поверхности воды, зависит от объёма сосуда.

5. Эксперимент 2

Для проверки использовали различные ёмкости с водой, в которые опускали деревянные предметы с широким основанием. Выяснили, что чем глубже ёмкость, тем лучше на поверхности держится деревянный предмет. Проверили предположение на остальных деревянных предметах, у которых не было широкого основания. Предположение подтвердилось.

6. Вывод

Чем больше глубина, тем лучше плавает деревянный предмет.

7. Что осталось невыясненным?

Если деревянные предметы не тонут в глубоких водоёмах, отчего иногда тонут деревянные лодки? (далее планируется следующая серия опытов с цельными и полыми деревянными объектами).

При таком подходе у детей формируется не только интерес к исследованию окружающего мира, но и ряд полезных мыслительных навыков, необходимых для самостоятельной работы с возникающими проблемами.

Ссылки:

  1. Мурашковска И.Н. Буки недели проектов. http://trizminsk.org/e/23214.htm
  2. Мурашковска И.Н., Мурашковский Ю.С. От «почемучек» к «потомучкам». http://trizminsk.org/e/23202.htm
  3. Мурашковска И.Н. Работа с картотекой для творчества учеников. http://trizminsk.org/e/23215.htm
  4. Нестеренко А.А. Проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ
  5. Нестеренко А.А. Система моделей управления мыслительной деятельностью из ОТСМ-ТРИЗ. http://www.trizminsk.org/e/prs/232051.htm

Об авторе: Корзун Анна Валерьевна — ТРИЗ-специалист, город Минск, автор ряда книг и статей по дошкольному образованию, один из ведущих специалистов в ОТСМ-ТРИЗ педагогике.