Покажем это на примере урока по теме «Звуки скрипки так дивно звучали…»
На уроке дети слушают музыку, обсуждают ее, разгадывают музыкальные загадки и, конечно, поют. А еще вспоминают известную им информацию о скрипке и знакомятся с новой информацией, пользуясь приемами критического мышления.
Одна из задач урока – расширить знания детей об истории возникновения скрипки. Для ее решения используется чтение текста, иллюстрируемое презентацией. Как сделать эту работу активной и осмысленной?
Начинаем с составления кластера, где дети отмечают, что они уже знают о скрипке. На презентации появляется основа кластера (рис. 1).
Дети самостоятельно составляют кластер. Результат показан на рис. 2. После этого учитель проводит короткую беседу о том, нужна ли скрипка в наше время, не проще ли использовать электронную музыку. Дети приходят к выводу, что живую музыку ничем невозможно заменить.
Историю возникновения и развития скрипки в ряду других струнных инструментов дети изучают, работая с текстом с опорой на кадры подготовленной учителем презентации. Здесь тоже помогает прием критического мышления: читая текст, дети отмечают значками
Что нового: !
Знал ранее: v
Думал иначе: —
Не понял: ?
На основе текста составляется паспорт скрипки:
у доски составляет паспорт один ученик, остальные – самостоятельно в тетрадях.
ПАСПОРТ
Имя – скрипка
Родина – Индия, северная Африка, страны Европы
«Второе рождение» – XVI век
Семейство – струнно-смычковые
Близкие родственники – виола, альт, виолончель, контрабас
Родня в России – гудок
Мастера-изготовители – Антонио Страдивари
Место работы – соло, ансамбль, симфонический оркестр.
… Урок заканчивается. И на этапе рефлексии тоже помогает технология критического мышления.
Дети подводят итог урока, заканчивая самостоятельно предложения:
«Мне понравилось на уроке…
Я сегодня узнал…
Я хочу ещё послушать музыку…»
А учитель надеется, что история скрипки не оставила их равнодушными, что информация о первых скрипичных мастерах, великих исполнителях, русском предке скрипки – гудке надолго останется в их памяти.
Об авторе: Жорова Юлия Сергеевна – учитель музыки Боровской средней общеобразовательной школы Калевальского района, Республика Карелия