Интернет-журнал «Лицей»

Технология критического мышления на уроках музыки

Звучит немного пугающе. Ведь главное на этих уроках – сама музыка. Научить детей слушать ее,  чувствовать, получать от этого удовольствие. Решая эту непростую задачу, педагог использует тексты об истории музыкальных инструментов, о жизни и творчестве композиторов, об особенностях произведений разных жанров. Просто читать или пересказывать тексты, даже иллюстрируя их презентацией, малоэффективно. И здесь помогают приемы технологии критического мышления.

Покажем это на примере урока по теме «Звуки скрипки так дивно звучали…»

Мастерская музыкальных инструментов (кадр из презентации к уроку)

На уроке дети слушают музыку, обсуждают ее, разгадывают музыкальные загадки и, конечно, поют. А еще вспоминают известную им информацию о скрипке и знакомятся с новой информацией, пользуясь приемами критического мышления.

Одна из задач урока – расширить знания детей об истории возникновения скрипки. Для ее решения используется чтение текста, иллюстрируемое презентацией. Как сделать эту работу активной и осмысленной?

Рис. 1. Основа для составления кластера

Начинаем с составления кластера, где дети отмечают, что они уже знают о скрипке. На презентации появляется основа кластера (рис. 1).

Дети самостоятельно составляют кластер. Результат показан на рис. 2. После этого учитель проводит короткую беседу о том, нужна ли скрипка в наше время, не проще ли использовать электронную музыку. Дети приходят к выводу, что живую музыку ничем невозможно заменить.

Рис. 2. Кластер, заполненный детьми

Историю возникновения и развития скрипки в ряду других струнных инструментов дети изучают, работая с текстом с опорой на кадры подготовленной учителем презентации. Здесь тоже помогает прием критического мышления:  читая текст, дети отмечают значками

Что нового: !

Знал ранее: v

Думал иначе: —

Не понял: ?

На основе текста составляется паспорт скрипки:

у доски составляет паспорт один ученик, остальные – самостоятельно в тетрадях.

 

ПАСПОРТ

Гудок — русский предок скрипки (кадр из презентации к уроку)

Имя – скрипка

Родина – Индия, северная Африка, страны Европы

«Второе рождение» – XVI век

Семейство – струнно-смычковые

Близкие родственники – виола, альт, виолончель, контрабас

Родня в России – гудок

Мастера-изготовители – Антонио Страдивари

Место работы – соло, ансамбль, симфонический оркестр.

… Урок заканчивается. И на этапе рефлексии тоже помогает технология критического мышления.

Дети подводят итог урока, заканчивая самостоятельно предложения:

«Мне понравилось на уроке…

Я сегодня узнал…

Я хочу ещё послушать музыку…»

А учитель надеется, что история скрипки не оставила их равнодушными, что информация о первых скрипичных мастерах, великих исполнителях, русском предке скрипки – гудке надолго останется в их памяти.

 

Об авторе: Жорова Юлия Сергеевна – учитель музыки Боровской средней общеобразовательной школы Калевальского района, Республика Карелия

Exit mobile version