Звучит немного пугающе. Ведь главное на этих уроках – сама музыка. Научить детей слушать ее, чувствовать, получать от этого удовольствие. Решая эту непростую задачу, педагог использует тексты об истории музыкальных инструментов, о жизни и творчестве композиторов, об особенностях произведений разных жанров. Просто читать или пересказывать тексты, даже иллюстрируя их презентацией, малоэффективно. И здесь помогают приемы технологии критического мышления.
Покажем это на примере урока по теме «Звуки скрипки так дивно звучали…»
На уроке дети слушают музыку, обсуждают ее, разгадывают музыкальные загадки и, конечно, поют. А еще вспоминают известную им информацию о скрипке и знакомятся с новой информацией, пользуясь приемами критического мышления.
Одна из задач урока – расширить знания детей об истории возникновения скрипки. Для ее решения используется чтение текста, иллюстрируемое презентацией. Как сделать эту работу активной и осмысленной?
Начинаем с составления кластера, где дети отмечают, что они уже знают о скрипке. На презентации появляется основа кластера (рис. 1).
Дети самостоятельно составляют кластер. Результат показан на рис. 2. После этого учитель проводит короткую беседу о том, нужна ли скрипка в наше время, не проще ли использовать электронную музыку. Дети приходят к выводу, что живую музыку ничем невозможно заменить.
Историю возникновения и развития скрипки в ряду других струнных инструментов дети изучают, работая с текстом с опорой на кадры подготовленной учителем презентации. Здесь тоже помогает прием критического мышления: читая текст, дети отмечают значками
Что нового: !
Знал ранее: v
Думал иначе: —
Не понял: ?
На основе текста составляется паспорт скрипки:
у доски составляет паспорт один ученик, остальные – самостоятельно в тетрадях.
ПАСПОРТ
Имя – скрипка
Родина – Индия, северная Африка, страны Европы
«Второе рождение» – XVI век
Семейство – струнно-смычковые
Близкие родственники – виола, альт, виолончель, контрабас
Родня в России – гудок
Мастера-изготовители – Антонио Страдивари
Место работы – соло, ансамбль, симфонический оркестр.
… Урок заканчивается. И на этапе рефлексии тоже помогает технология критического мышления.
Дети подводят итог урока, заканчивая самостоятельно предложения:
«Мне понравилось на уроке…
Я сегодня узнал…
Я хочу ещё послушать музыку…»
А учитель надеется, что история скрипки не оставила их равнодушными, что информация о первых скрипичных мастерах, великих исполнителях, русском предке скрипки – гудке надолго останется в их памяти.
Об авторе: Жорова Юлия Сергеевна – учитель музыки Боровской средней общеобразовательной школы Калевальского района, Республика Карелия