C каждым годом интерес школьников к чтению ослабевает, само чтение становится поверхностным, для галочки. Перед учителями встаёт вопрос: как научить ребёнка общаться с книгой?
Своей копилкой приемов обучения работе с текстом делится участница VII Фрадковских чтений Оксана Галашова.
Проблема грамотности и чтения стала очень острой в современном обществе. Компьютерные игры, приложения на планшетах и телефонах, телевизионные программы отвлекают внимание школьников от книг. Но ведь воспитание человека, духовно-нравственное, патриотическое, эстетическое, невозможно без чтения произведений – от классической до современной литературы.
Социологи всё чаще задаются вопросом: сколько и как мы читаем? Ответ на этот вопрос неутешителен, не говоря уже о прогнозах. Россия принимала участие в исследованиях, где оценивалась грамотность в чтении, математике и естествознании. Тестировалось около 265 тысяч обучающихся в возрасте 15 лет из 32 индустриально развитых стран, Россия заняла 28 место[1]. Грустно, обидно, стыдно…
В 1967 году ЮНЕСКО объявил 8 сентября Международным Днем распространения чтения и грамотности (International Literacy Day), в России он отмечается с 2000 года. По мнению учителей и библиотекарей, праздник по привлечению внимания к чтению должен длиться первую неделю сентября и называться «От Дня знаний ко Дню распространения чтения и грамотности».
В Петрозаводске муниципальные общеобразовательные учреждения, в частности средняя школа № 10 им. А. С. Пушкина и средняя школа № 36 с углублённым изучением иностранных языков, поддерживают эту традицию и проводят следующие мероприятия:
1. Чтение вслух литературного произведения всей семьёй, группой, классом – Волшебный день чтения.
2. Организация фотовыставки: размещение фотографий читающих людей (учеников школы, их родителей, учителей, администрации школы).
3. Проведение читательских конференций в классах и акций «Советую прочитать!».
4. Проведение родительских собраний с обсуждением проблем чтения.
5. Формирование в классах Золотой полки читателей.
6. Выставка в библиотеке или в кабинетах школы «Любимые книги детства наших учителей».
7. Создание Клуба читателей.
8. Конкурсы иллюстраций к любимым книгам, «Угадай книгу», «Грамотей» (орфографические, орфоэпические, грамматические диктанты и тесты).
9. Проведение анкетирования обучающихся для выявления уровня читательской компетенции и положения чтения в школе («Хороший ли я читатель?», «Портрет современного читателя», цветной тест «Как я читаю?»).
Все эти мероприятия направлены на привлечение школьников, их родственников, учителей (ведь для ребёнка очень важен пример, который подаёт ему взрослый) к чтению, которое лежит в основе информационной, познавательной, образовательной, а также досуговой и развлекательной деятельности человека, в основе его грамотности и культуры.
К сожалению, результаты анкетирования показывают, что с каждым годом интерес к чтению ослабевает, само чтение становится поверхностным, для галочки. Перед учителями встаёт вопрос: как научить ребёнка общаться с книгой?
Работа с текстом состоит из трёх стратегических[2] этапов, каждый из которых подчинён своим целям и которому присущи свои приёмы и методы[3]:
— предтекстовая деятельность, целью которой является актуализация имеющихся знаний (антиципация, мозговой штурм, рассечение вопроса, соревнование с писателем, прогнозы и впечатления, «батарея» предваряющих вопросов, глоссарий и др.);
— текстовая деятельность (путешествие по главам книги, чтение с остановками, пометками, вопросами и обсуждением; «ромашка вопросов»/«ромашка Блума», дневник двойных записей, карта осмысления событий, работа со словом – создание различных кластеров, «Фишбон» и др.);
— послетекстовая деятельность (паутина обсуждений, пирамида фактов, трансформация текста в таблицу/схему/иллюстрацию, синквейн, дискуссия/дебаты на основе прочитанного, ведение журнала чтения и читательской реакции, рефлексивное письмо и др.).
Предтекстовая деятельность
*Виды антиципаций, применяемые в работе с книгой: по обложке, по автору, по заголовку, по иллюстрации. Например, сказы П. Бажова в иллюстрациях художников Палеха, соотнесение репродукции картины «Вот солдаты идут…» художника Ю. Непринцева и стихотворения А. Твардовского «Рассказ танкиста» (Учебник литературы 5 кл. В.Я. Коровиной и др., 2 часть) или предвосхищение содержания последующего изложения по картине И. Билибина «Царевна-лягушка» — встреча со старичком (Учебник литературы 5 кл. В.Я. Коровиной и др., 1 часть).
*Мозговой штурм. Класс делится на небольшие группы, даётся 5-6 минут на мозговую атаку по определённой проблеме/вопросу – высказываются предложения, пути решения и т.п., таким образом, создаются условия для развития умения мыслить логически, работать в группе.
Например, в 6 классе можно использовать этот приём на уроках литературы, посвящённых мифам о сотворении мира.
1 этап – создание учащимися собственного мифа о сотворении мира (после прочтения мифов разных стран).
2 этап – анализ идей («раскладываются по корзинам/полочкам»: 1) ценные идеи, 2) ценные идеи, но без чёткой формулировки, их нужно доработать, 3) бредовые идеи или идеи, не относящиеся к теме).
3 этап – выбор лучшей идеи в группе, презентация классу.
4 этап – общее обсуждение идей.
* Алфавит за круглым столом – заполнение ячеек словами, относящимися к теме урока/блока/текста и т.д.
5, 6 класс – «Басни. Баснописец И. А. Крылов».
А — аллегория | Б — басни | В — вывод | Г — Гесиод | Д — Дмитриев |
Е — | Ж – Жан Лафонтен | З – зеркало («Зеркало и Обезьяна») | И — издательство | К — Крылов |
Л – лебедь («Лебедь, Щука и Рак») | М — мораль | Н — нравоучение | О- олицетворение | П — переписчик |
Р – рак («Лебедь, Щука и Рак») | С — Сумароков | Т — Тверь | У — | Ф – фортуна («Фортуна и нищий») |
Х — Хемницер | Ц — | Ч – чиж («Чиж и голубь») | Ш — | Щ – щука («Лебедь, Щука и Рак») |
Э — Эзоп | Ю — | Я – ягнёнок («Волк и ягнёнок») |
*Соревнуемся с писателем – предложение своего развития сюжета, концовки, развитие творческих способностей учеников.
*Рассечение вопроса – смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия (= антиципация). Этот прием используется, например, при работе с такими произведениями, как «Живое пламя» Е. Носова, «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского.
Чтение с остановками для размышлений и прогнозов относительно установления разнородных связей и отношений внутри разворачивающегося сюжета текста[4].
*Глоссарий, актуализация словаря. Такой приём может использоваться при изучении древнерусской литературы, например летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» (Учебник литературы 5 кл. В.Я. Коровиной и др., 1 часть). Детям предложены следующие слова: отрок, печенеги, половцы, воевода, дружина, вотчина, ладьи, царь, княжичи, муж его, сокрушался, умчать, тужить. Ученики отмечают слова, которые могут встретиться в тексте, находят их в произведении; предполагают, что они могут обозначать, ищут значение в словарях и сравнивают свои догадки с эталоном.
Текстовая деятельность
* Приём «Инсерт» (пометки на полях) работает на стадии осмысления, требует от обучающегося внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотнести новую информацию с уже известной[5].
I – interactive: интерактивная
N – noting: знаковая
S – system: система для
E – effective: эффективного
R – reading: чтения и
T – thinking: размышления
При чтении текста обучающиеся на полях делают пометки:
V то, что я читаю, соответствует моим знаниям;
– то, что я читаю, противоречит моим знаниям;
+ то, что я читаю, является для меня новым;
? то, что я читаю, непонятно, я хочу получить более подробные сведения по этому вопросу.
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок, где значки станут заголовками граф таблицы. Сначала заполняется 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.
Система вопросов «Ромашка Блума» на примере баллады В. А. Жуковского «Кубок» (Учебник литературы 6 кл. Т. Ф. Курдюмовой, 1 часть):
1. Простые вопросы (назвать факты, вспомнить и воспроизвести информацию) – Что бросил царь в бездонную пучину, кто вызвался на опасный подвиг? И т.д.
2. Интерпретационные (объясняющие) вопросы (направлены на установление причинно-следственных связей) – Почему молодой паж бросается в бездну за кубком?
3. Творческие вопросы (элемент условности, предположения, прогноза) – Что будет с пажом, когда он бросится в морскую пучину второй раз? Что было бы, если бы он отказал царю?
4. Оценочные вопросы (направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов) – Хорошо ли поступал царь, принуждая людей на опасный подвиг?
5. Практические вопросы (направлены на установление взаимосвязи теории с практикой) – Как бы вы поступили на меcте молодого пажа?
Море вопросов / Древо вопросов.
— Вопросы кроны/поверхностные (простые) вопросы – кто,
— Вопросы ствола/подводные вопросы – почему; как; что, если…?
— Корневые вопросы/глубинные – если бы я, то…
«Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна» — формирование навыков сравнения и классификации, структурирования информации. Ученики читают текст, внимательно анализируя его, сравнивают два объекта.
Например, сравнение героев М. Твена – Тома Сойера и Гекльберри Финна, Жилина и Костылина из рассказа Л. Толстого «Кавказский пленник» и т.д. (Учебник литературы Т.Ф. Курдюмовой 6 кл., 1 часть / Учебник литературы В.Я. Коровиной 5 кл., 1 часть).
Стратегия «Фишбон» (позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов) на примере повести В. Железникова «Чучело»[6]:
*Создание кластеров («гроздь») – один из методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, способ графической организации материала.
*Дневник двойных записей несёт в себе цель формирования умения задавать вопросы во время чтения и критически оценивать информацию (тетрадь делится на две части, во время чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул). На стадии рефлексии важно вернуться к записям, с их помощью можно последовательно разобрать текст, поделиться своими ощущениями и размышлениями.
Послетекстовая деятельность
Паутина обсуждений/Mind Map (ментальная карта).
Понадобятся флипчарт, цветные ручки/карандаши/фломастеры.
Определяется главная тема, которая записывается в центре листа, от неё идут толстые линии к ключевым словам. По возможности нужно использовать не только слова, но и картинки (возможны ассоциации). Все элементы должны быть связаны между собой.
Существуют специальные программы для создания ментальных карт. Их можно легко найти в Интернете, вот самые популярные из них:
1.»Mindomo». Доступна как бесплатная, так и более расширенная платная версия. Выполнена в стиле «Майкрософт-офис».
2. Mindmeister». Можно бесплатно создать три карты. Интерфейс простой и понятный.
3.»Freemind». Бесплатное приложение, полностью адаптированное к любой платформе.
4.»BubblUs». Бесплатная онлайн-программа. Создает красивые и понятные интеллект-карты.
Пирамида[7] – опора для связного выражения собственных мыслей/видения и восприятия произведения.
Каждая строка больше на одно слово предыдущей (результат работы: пирамида).
1 – Заглавие (сами ребята озаглавливают текст).
2 – Особенности рассказа.
3 – Место и время действия.
4 – Главные события рассказа.
5 – Главные герои и их особенности.
6 – Чувства, возникшие в ходе чтения – в начале, середине и конце.
7 – Дополнение к первой строке.
8 – Личное восприятие, посоветуют ли ребята прочитать это произведение своим друзьям / родителям и т.д.
* Трансформация текста в иллюстрацию на примере урока внеклассного чтения в 6 классе «Мифы Древней Греции. Миф о Гере и Ио»:
* Написание синквейна после прочтения произведения или теоретических сведений на примере изучения басни (Учебник литературы Т. Ф. Курдюмовой 7 кл., 1 часть/Учебник литературы В.Я. Коровиной 5 кл., 1 часть):
Басня
Краткая, стихотворная
Развлекает, смешит, учит.
Басне свойственны иносказание и лаконизм.
Любимый жанр.
*Ведение журнала чтения и читательской реакции (читательский дневник) с обязательной самостоятельностью выбора книг для досугового чтения, проведением читательских конференций, выбором самого активного читателя.
*Рефлексивное письмо (творческая мастерская письма).
Здесь используются следующие приемы:
1) «Великое слово».
Дети дают определение «слову», составляют схему «словом можно…», слушают тексты о словах, осознают значимость каждого слова, рефлексируют.
2) Написание эссе – произведение небольшого объёма, раскрывающее конкретную тему, несущее в себе отражение субъективного мнения; художественная форма размышления.
* Метод «Шесть шляп мышления»[8]
Ученики по-разному воспринимают информацию, мыслят, эту особенность нужно учитывать как при работе с текстом, так и на стадии рефлексии.
Группа школьников делится на шесть команд. Каждой вручается одна из шести шляп, предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.
Белая шляпа
Мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» и т. д.
Необходимо выделить в рассматриваемом явлении положительные стороны и аргументировать, почему они являются таковыми. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Например, «Второстепенный персонаж из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» пёс Соколко относится к героям, олицетворяющим добро, потому что …»
Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно и объяснить почему. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. Например, «Мы не изучаем немецкий язык, поэтому мы не можем сравнить балладу Ф. Шиллера «Водолаз» с её легендарной обработкой В. Жуковского «Кубок».
– эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. Не нужно объяснять, почему пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. «Финал “Муму” вызвал у меня чувство растерянности и жалости/тоски».
Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы Достоевский описал старуху-процентщицу более детально, описал ее чувства и мысли, восприятие поступка Раскольникова было бы иным».
Это философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.
Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке.
* Карточка контроля.
Составление таблицы.
Пункты плана | Критерии | Оценка |
Мои суждения до и после прочтения текста совпали | Да – 3б. В основном – 2б. Частично – 1б. Нет – 0б | |
Я легко разделил текст на части | Легко – 3б. Частично – 2б. С подсказками – 1б. Нет – 0б | |
Я составил определение понятия | Легко – 3б.Частично – 2б. С подсказками – 1б. Нет – 0б | |
Я составил синквейн | Да – 2б. Нет – 0б | |
Я могу сформулировать вопросы по произведению и могу сам ответить на вопросы одноклассников | Да – 3б. Частично – 1б. Нет – 0б |
13-14 баллов – «5»
10-12 баллов – «4»
6-8 баллов – «3»
5 и < баллов – «2»
Выводы
Стратегии чтения помогают раскрыть различные уровни восприятия текста: информационный (суждения, факты), смысловой (тема, микротемы, основная мысль), рефлексивный (понимание текста и обратная связь).
С помощью предложенных приёмов и методов можно предоставить возможность ученику взглянуть на процесс чтения с другой стороны, приобщить не только к приятному «общению» с книгой, но и вдумчивому чтению. Таким образом, будет происходить формирование компетентного читателя[9], который:
- читает всю жизнь;
- формулирует цели чтения;
- прогнозирует содержание текста;
- читает один текст по-разному, читает разные тексты по-разному;
- владеет методами рефлексивного мышления;
- соотносит содержание текста со своими знаниями и опытом.
Ч – читает
И – интересуется
Т – творит
А – активен
Т – талантлив
Е – ежедневно проводит время с книгой
Л – любит процесс чтения
Ссылки и литература
[1] Международный День распространения чтения и грамотности. – Москва, 2006. – стр. 9.
[2] Стратегия – систематизированный план, программа действий и операций.
[3] Ходырева Т.С. Стратегии текстовой деятельности при организации аудиторной и самостоятельной работы студентов. — http://www.igma.ru/attachments/article/541/Strategya.pptx
[4]Никулина Е. В. «Реализация идеи активизации обучения на современном уроке: от теории к практике» [Электронный ресурс] // centr-orsk.ucoz.com
[5] Коновалова М. В. Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы. Конструктор урока. – Русский язык и литература. Всё для учителя, 2015. – С. 11.
[6] Севидова Е. В. Приём «фишбоун» в работе над литературным произведением [Электронный ресурс] // http://elenarus.ru/Uchebno%20-%20material%20resources.htm
[7] Громова О. К. «Пирамидная история», или Как вызвать интерес к письму [Электронный ресурс] – электронная презентация // lib.1september.ru
[8] Бабаева И. В. Приёмы критического мышления на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] // http://www.openclass.ru/node/305566
[9] Читательская компетентность – качество сохранения прочитанного в динамике от поиска информации к её интерпретации и далее к творчеству.
10. Бударина Е. В. Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления [Электронный ресурс] // http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2011/02/27/sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii-tekhnologiya. — (Дата обращения: 21.09.2015)
11. Громова О. К. «Пирамидная история», или Как вызвать интерес к письму [Электронный ресурс] – электронная презентация // lib.1september.ru. — (Дата обращения: 02.10.2015)
12. Лекция Открытость как качественная характеристика современного образования Критерии открытости образовательного пространства [Электронный ресурс] // http://lib.convdocs.org/docs/index-70576.html. — (Дата обращения: 28.09.2015)
13. Резина Л. В. Методы технологии критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма [Электронный ресурс] // http://festival.1september.ru/articles/600417/- (Дата обращения: 22.09.2015)
14. Панькова Е. Г. Приёмы обучения, используемые на уроках, построенных по технологии развития критического мышления [Электронный ресурс] // http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/06/05/priemy-obucheniya-ispolzuemye-na. — (Дата обращения: 03.10.2015)
15. Стратегии предтекстовой деятельности [Электронный ресурс] // mosmetod.ru/files. — (Дата обращения: 19.09.2015)
Об авторе: Галашова Оксана Олеговна, учитель литературы МОУ «Университетский лицей», Петрозаводск.