подходы, системы, технологии, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник)

Стратегии развития читательской компетенции школьников

В библиотеке

C каждым годом интерес школьников к чтению ослабевает, само чтение становится поверхностным, для галочки. Перед учителями встаёт вопрос: как научить ребёнка общаться с книгой?

Своей копилкой приемов обучения работе с текстом делится участница VII Фрадковских чтений Оксана Галашова.

Проблема грамотности и чтения стала очень острой в современном обществе. Компьютерные игры, приложения на планшетах и телефонах, телевизионные программы отвлекают внимание школьников от книг. Но ведь воспитание человека, духовно-нравственное, патриотическое, эстетическое, невозможно без чтения произведений – от классической до современной литературы.

Социологи всё чаще задаются вопросом: сколько и как мы читаем? Ответ на этот вопрос неутешителен, не говоря уже о прогнозах. Россия принимала участие в исследованиях, где оценивалась грамотность в чтении, математике и естествознании. Тестировалось около 265 тысяч обучающихся в возрасте 15 лет из 32 индустриально развитых стран, Россия заняла 28 место[1]. Грустно, обидно, стыдно…

В 1967 году ЮНЕСКО объявил 8 сентября Международным Днем распространения чтения и грамотности (International Literacy Day), в России он отмечается с 2000 года. По мнению учителей и библиотекарей, праздник по привлечению внимания к чтению должен длиться первую неделю сентября и называться «От Дня знаний ко Дню распространения чтения и грамотности».

Любимые книги учеников лицея
Любимые книги учеников лицея

В Петрозаводске муниципальные общеобразовательные учреждения, в частности средняя школа № 10 им. А. С. Пушкина и средняя школа № 36 с углублённым изучением иностранных языков, поддерживают эту традицию и проводят следующие мероприятия:

1. Чтение вслух литературного произведения всей семьёй, группой, классом – Волшебный день чтения.

2. Организация фотовыставки: размещение фотографий читающих людей (учеников школы, их родителей, учителей, администрации школы).

3. Проведение читательских конференций в классах и акций «Советую прочитать!».

4. Проведение родительских собраний с обсуждением проблем чтения.

5. Формирование в классах Золотой полки читателей.

6. Выставка в библиотеке или в кабинетах школы «Любимые книги детства наших учителей».

7. Создание Клуба читателей.

8. Конкурсы иллюстраций к любимым книгам, «Угадай книгу», «Грамотей» (орфографические, орфоэпические, грамматические диктанты и тесты).

9. Проведение анкетирования обучающихся для выявления уровня читательской компетенции и положения чтения в школе («Хороший ли я читатель?», «Портрет современного читателя», цветной тест «Как я читаю?»).

Все эти мероприятия направлены на привлечение школьников, их родственников, учителей (ведь для ребёнка очень важен пример, который подаёт ему взрослый) к чтению, которое лежит в основе информационной, познавательной, образовательной, а также досуговой и развлекательной деятельности человека, в основе его грамотности и культуры.

К сожалению, результаты анкетирования показывают, что с каждым годом интерес к чтению ослабевает, само чтение становится поверхностным, для галочки. Перед учителями встаёт вопрос: как научить ребёнка общаться с книгой?

Работа с текстом состоит из трёх стратегических[2] этапов, каждый из которых подчинён своим целям и которому присущи свои приёмы и методы[3]:

— предтекстовая деятельность, целью которой является актуализация имеющихся знаний (антиципация, мозговой штурм, рассечение вопроса, соревнование с писателем, прогнозы и впечатления, «батарея» предваряющих вопросов, глоссарий и др.);

— текстовая деятельность (путешествие по главам книги, чтение с остановками, пометками, вопросами и обсуждением; «ромашка вопросов»/«ромашка Блума», дневник двойных записей, карта осмысления событий, работа со словом – создание различных кластеров, «Фишбон» и др.);

— послетекстовая деятельность (паутина обсуждений, пирамида фактов, трансформация текста в таблицу/схему/иллюстрацию, синквейн, дискуссия/дебаты на основе прочитанного, ведение журнала чтения и читательской реакции, рефлексивное письмо и др.).

 

Предтекстовая деятельность

*Виды антиципаций, применяемые в работе с книгой: по обложке, по автору, по заголовку, по иллюстрации. Например, сказы П. Бажова в иллюстрациях художников Палеха, соотнесение репродукции картины «Вот солдаты идут…» художника Ю. Непринцева и стихотворения А. Твардовского «Рассказ танкиста» (Учебник литературы 5 кл. В.Я. Коровиной и др., 2 часть) или предвосхищение содержания последующего изложения  по картине И. Билибина «Царевна-лягушка» — встреча со старичком (Учебник литературы 5 кл. В.Я. Коровиной и др., 1 часть).

*Мозговой штурм. Класс делится на небольшие группы, даётся 5-6 минут на мозговую атаку по определённой проблеме/вопросу – высказываются предложения, пути решения и т.п., таким образом, создаются условия для развития умения мыслить логически, работать в группе.

Например, в 6 классе можно использовать этот приём на уроках литературы, посвящённых мифам о сотворении мира.

1 этап – создание учащимися собственного мифа о сотворении мира (после прочтения мифов разных стран).

2 этап – анализ идей («раскладываются по корзинам/полочкам»: 1) ценные идеи, 2) ценные идеи, но без чёткой формулировки, их нужно доработать, 3) бредовые идеи или идеи, не относящиеся к теме).

3 этап – выбор лучшей идеи в группе, презентация классу.

4 этап – общее обсуждение идей.

* Алфавит за круглым столом – заполнение ячеек словами, относящимися к теме урока/блока/текста и т.д.

5, 6 класс – «Басни. Баснописец И. А. Крылов».

А — аллегория Б  — басни В — вывод Г — Гесиод Д — Дмитриев
Е — Ж – Жан Лафонтен З – зеркало («Зеркало и Обезьяна») И — издательство К — Крылов
Л – лебедь («Лебедь, Щука и Рак») М — мораль Н — нравоучение О- олицетворение П — переписчик
Р – рак («Лебедь, Щука и Рак») С — Сумароков Т — Тверь У — Ф – фортуна («Фортуна и нищий»)
Х — Хемницер Ц — Ч – чиж («Чиж и голубь») Ш — Щ – щука («Лебедь, Щука и Рак»)
Э — Эзоп Ю — Я – ягнёнок («Волк и ягнёнок»)

*Соревнуемся с писателем – предложение своего развития сюжета, концовки, развитие творческих способностей учеников.

*Рассечение вопроса – смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия (= антиципация). Этот прием используется, например, при работе с такими произведениями, как  «Живое пламя» Е. Носова, «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского.

Чтение с остановками для размышлений и прогнозов относительно установления разнородных связей и отношений внутри разворачивающегося сюжета текста[4].

*Глоссарий, актуализация словаря. Такой приём может использоваться при изучении древнерусской литературы, например летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» (Учебник литературы 5 кл. В.Я. Коровиной и др., 1 часть). Детям предложены следующие слова: отрок, печенеги, половцы, воевода, дружина, вотчина, ладьи, царь, княжичи, муж его, сокрушался, умчать, тужить. Ученики отмечают слова, которые могут встретиться в тексте, находят их в произведении; предполагают, что они могут обозначать, ищут значение в словарях и сравнивают свои догадки с эталоном.

 

Текстовая деятельность

* Приём «Инсерт» (пометки на полях) работает на стадии осмысления, требует от обучающегося внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотнести новую информацию с уже известной[5].

I – interactive: интерактивная

N – noting: знаковая

S – system: система для

E – effective: эффективного

R – reading: чтения и

T – thinking: размышления

При чтении текста обучающиеся на полях делают пометки:

V то, что я читаю, соответствует моим знаниям;

–  то, что я читаю, противоречит моим знаниям;

+ то, что я читаю, является для меня новым;

? то, что я читаю, непонятно, я хочу получить более подробные сведения по этому вопросу.

После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок, где значки станут заголовками граф таблицы. Сначала заполняется 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

Система вопросов «Ромашка Блума» на примере баллады В. А. Жуковского «Кубок» (Учебник литературы 6 кл. Т. Ф. Курдюмовой, 1 часть):

1. Простые вопросы (назвать факты, вспомнить и воспроизвести информацию) – Что бросил царь в бездонную пучину, кто вызвался на опасный подвиг? И т.д.

2. Интерпретационные (объясняющие) вопросы (направлены на установление причинно-следственных связей) – Почему молодой паж бросается в бездну за кубком?

3. Творческие вопросы (элемент условности, предположения, прогноза) – Что будет с пажом, когда он бросится в морскую пучину второй раз? Что было бы, если бы он отказал царю?

4. Оценочные вопросы (направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов) – Хорошо ли поступал царь, принуждая людей на опасный подвиг?

5. Практические вопросы (направлены на установление взаимосвязи теории с практикой) – Как бы вы поступили на меcте молодого пажа?

reading1Море вопросов / Древо вопросов.

— Вопросы кроны/поверхностные (простые) вопросы – кто,

— Вопросы ствола/подводные вопросы – почему; как; что, если…?

— Корневые вопросы/глубинные – если бы я, то…

 «Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна»  — формирование навыков сравнения и классификации, структурирования информации. Ученики читают текст, внимательно анализируя его, сравнивают два объекта.

Например, сравнение героев М. Твена – Тома Сойера и Гекльберри Финна, Жилина и Костылина из рассказа Л. Толстого «Кавказский пленник» и т.д. (Учебник литературы Т.Ф. Курдюмовой 6 кл., 1 часть / Учебник литературы В.Я. Коровиной 5 кл., 1 часть).

Диаграмма Эйлера-Венна
Диаграмма Эйлера-Венна

Стратегия «Фишбон» (позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов) на примере повести В. Железникова «Чучело»[6]: 

Анализ текста с помощью диаграммы "Фишбон"
Анализ текста с помощью диаграммы «Фишбон»

*Создание кластеров («гроздь») – один из методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, способ графической организации материала.

Кластер "Басня"
Кластер «Басня»

 *Дневник двойных записей несёт в себе цель формирования умения задавать вопросы во время чтения и критически оценивать информацию (тетрадь делится на две части, во время чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о  каких-то   фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот  момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул). На стадии рефлексии важно вернуться к записям, с их помощью можно последовательно разобрать текст, поделиться своими ощущениями и размышлениями.

 

Послетекстовая деятельность

Паутина обсуждений/Mind Map (ментальная карта).

Понадобятся флипчарт, цветные ручки/карандаши/фломастеры.

Определяется главная тема, которая записывается в центре листа, от неё идут толстые линии к ключевым словам. По возможности нужно использовать не только слова, но и картинки (возможны ассоциации). Все элементы должны быть связаны между собой.

Существуют специальные программы для создания ментальных карт. Их можно легко найти в Интернете, вот самые популярные из них:

1.»Mindomo». Доступна как бесплатная, так и более расширенная платная версия. Выполнена в стиле «Майкрософт-офис».

2. Mindmeister». Можно бесплатно создать три карты. Интерфейс простой и понятный.

3.»Freemind». Бесплатное приложение, полностью адаптированное к любой платформе.

4.»BubblUs». Бесплатная онлайн-программа. Создает красивые и понятные интеллект-карты.

Пирамида[7]опора для связного выражения собственных мыслей/видения и восприятия произведения.

Каждая строка больше на одно слово предыдущей  (результат работы: пирамида).

1 – Заглавие (сами ребята озаглавливают текст).

2 – Особенности рассказа.

3 – Место и время действия.

4 – Главные события рассказа.

5 – Главные герои и их особенности.

6 – Чувства, возникшие в ходе чтения – в начале, середине и конце.

7 – Дополнение к первой строке.

8 – Личное восприятие, посоветуют ли ребята прочитать это произведение своим друзьям / родителям и т.д.

* Трансформация текста в иллюстрацию на примере урока внеклассного чтения в 6 классе «Мифы Древней Греции. Миф о Гере и Ио»:

Перевод текста в иллюстрацию
Перевод текста в иллюстрацию

* Написание синквейна после прочтения произведения или теоретических сведений на примере изучения басни (Учебник литературы Т. Ф. Курдюмовой 7 кл., 1 часть/Учебник литературы В.Я. Коровиной 5 кл., 1 часть):

Басня

Краткая, стихотворная

Развлекает, смешит, учит.

Басне свойственны иносказание и лаконизм.

Любимый жанр.

*Ведение журнала чтения и читательской реакции (читательский дневник) с обязательной самостоятельностью выбора книг для досугового чтения, проведением читательских конференций, выбором самого активного читателя.

*Рефлексивное письмо (творческая мастерская письма).

Здесь используются следующие приемы:

1) «Великое слово».

Дети дают определение «слову», составляют схему «словом можно…», слушают тексты о словах, осознают значимость каждого слова, рефлексируют.

2) Написание эссе – произведение небольшого объёма, раскрывающее конкретную тему, несущее в себе отражение субъективного мнения; художественная форма размышления.

* Метод «Шесть шляп мышления»[8]

Ученики по-разному воспринимают информацию, мыслят, эту особенность нужно учитывать как при работе с текстом, так и на стадии рефлексии.

Группа школьников делится на шесть команд. Каждой вручается одна из шести шляп, предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

Белая шляпа

Белая шляпа

Мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» и т. д.

 

 

Жёлтая шляпа

Необходимо выделить в рассматриваемом явлении положительные стороны и аргументировать, почему они являются таковыми. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Например, «Второстепенный персонаж из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» пёс Соколко относится к героям, олицетворяющим добро, потому что …»

Черная шляпа

Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно и объяснить почему. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. Например, «Мы не изучаем немецкий язык, поэтому мы не можем сравнить балладу Ф. Шиллера «Водолаз» с её легендарной обработкой В. Жуковского «Кубок».

Красная шляпа

– эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. Не нужно объяснять, почему пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. «Финал “Муму” вызвал у меня чувство растерянности и жалости/тоски».

Зеленая шляпа

Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы Достоевский описал старуху-процентщицу более детально, описал ее чувства и мысли, восприятие поступка Раскольникова было бы иным».

Синяя шляпа

Это философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.

Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке.

* Карточка контроля.

Составление таблицы.

Пункты плана Критерии Оценка
Мои суждения до и после прочтения текста совпали Да – 3б. В основном – 2б. Частично – 1б. Нет – 0б
Я легко разделил текст на части Легко – 3б. Частично – 2б. С подсказками – 1б. Нет – 0б
Я составил определение понятия Легко – 3б.Частично – 2б. С подсказками – 1б. Нет – 0б
Я составил синквейн Да – 2б. Нет – 0б
Я могу сформулировать вопросы по произведению и могу сам ответить на вопросы одноклассников Да – 3б. Частично – 1б. Нет – 0б

13-14 баллов – «5»

10-12 баллов – «4»

6-8 баллов – «3»

5 и < баллов – «2»

 

Выводы

Стратегии чтения помогают раскрыть различные уровни восприятия текста: информационный (суждения, факты), смысловой (тема, микротемы, основная мысль), рефлексивный (понимание текста и обратная связь).

С помощью предложенных приёмов и методов можно предоставить возможность ученику взглянуть на процесс чтения с другой стороны, приобщить не только к приятному «общению» с книгой, но и вдумчивому чтению. Таким образом, будет происходить формирование компетентного читателя[9], который:

  • читает всю жизнь;
  • формулирует цели чтения;
  • прогнозирует содержание текста;
  • читает один текст по-разному, читает разные тексты по-разному;
  • владеет методами рефлексивного мышления;
  • соотносит содержание текста со своими знаниями и опытом.

 

Ч – читает

И – интересуется

Т – творит

А – активен

Т – талантлив

Е – ежедневно проводит время с книгой

Л – любит процесс чтения

 

 

Ссылки и литература

[1] Международный День распространения чтения и грамотности. – Москва, 2006. – стр. 9.

[2] Стратегия – систематизированный план, программа действий и операций.

[3] Ходырева Т.С. Стратегии текстовой деятельности при организации аудиторной и  самостоятельной работы студентов.  — http://www.igma.ru/attachments/article/541/Strategya.pptx

[4]Никулина Е. В. «Реализация идеи активизации обучения на современном уроке: от теории к практике» [Электронный ресурс] // centr-orsk.ucoz.com

[5] Коновалова М. В. Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы. Конструктор урока. – Русский язык и литература. Всё для учителя, 2015. – С. 11.

[6] Севидова Е. В. Приём «фишбоун» в работе над литературным произведением [Электронный ресурс] // http://elenarus.ru/Uchebno%20-%20material%20resources.htm

[7] Громова О. К. «Пирамидная история», или Как вызвать интерес к письму [Электронный ресурс] – электронная презентация // lib.1september.ru

[8] Бабаева И. В. Приёмы критического мышления на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] // http://www.openclass.ru/node/305566

[9] Читательская компетентность – качество сохранения прочитанного в динамике от поиска информации к её интерпретации и далее к творчеству.

10. Бударина Е. В. Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления [Электронный ресурс] // http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2011/02/27/sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii-tekhnologiya. — (Дата обращения: 21.09.2015)

11. Громова О. К. «Пирамидная история», или Как вызвать интерес к письму [Электронный ресурс] – электронная презентация // lib.1september.ru. — (Дата обращения: 02.10.2015)

 

12. Лекция Открытость как качественная характеристика современного образования Критерии открытости образовательного пространства [Электронный ресурс] // http://lib.convdocs.org/docs/index-70576.html. — (Дата обращения: 28.09.2015)

13. Резина Л. В. Методы технологии критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма [Электронный ресурс] // http://festival.1september.ru/articles/600417/- (Дата обращения: 22.09.2015)

14. Панькова Е. Г. Приёмы обучения, используемые на уроках, построенных по технологии развития критического мышления [Электронный ресурс] // http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/06/05/priemy-obucheniya-ispolzuemye-na. — (Дата обращения: 03.10.2015)

15. Стратегии предтекстовой деятельности [Электронный ресурс] // mosmetod.ru/files. — (Дата обращения: 19.09.2015)

 

Об авторе: Галашова Оксана Олеговна, учитель литературы МОУ «Университетский лицей», Петрозаводск.