Мы продолжаем рассказывать об играх, в которые можно играть с детьми по дороге в школу и в магазин, занимаясь домашним хозяйством, одним словом – играть между делом.
Коллекция загадок
Опыт показывает, что научить детей делать такие загадки легко, к обоюдному удовольствию и с большой пользой для развития ребенка.
Вообще-то существует целая программа, построенная на загадках – «Страна Загадок», опубликованная в нашем журнале. Но между делом можно научить ребенка загадывать загадки с помощью двух вопросов: КАКОЕ? (ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?)
КАКОЕ? (ЧТО ДЕЛАЕТ?)… | ЧТО ТАКОЕ ЖЕ? | |
ТОНКАЯ | А НЕ | БЕРЕЗКА |
ТАЕТ | А НЕ | СНЕГ |
КАПАЕТ | А НЕ | ДОЖДЬ |
ГРЕЕТ | А НЕ | СОЛНЦЕ |
Логика составления такой загадки проста. Мы задаем два вопроса и ставим между ними «А НЕ».
Свечка какая? – тонкая. – Что тоже тонкое? – березка.
Получается «Тонкая, а не березка».
Свечка что делает? – тает. – Что тоже тает? – снег.
Получается «Тает, а не снег».
Важно научить ребенка строить точные сравнения, сравнивать по существенным признакам. Это тоже несложно сделать. Допустим, глядя на конкретную свечку, он предлагает: «Свечка желтая, а не цыпленок». В этом случае задаем вопрос: «А разве любая свечка желтая? Разве не бывает свечек другого цвета?» А ведь мы делаем загадку, которая подходила бы для любой свечки, поэтому цвет в данном случае не очень уместен.
Играть в загадки просто. Можно загадывать их друг другу по очереди. А можно записывать самые интересные загадки и потом оформить книжку. Конечно, это уже будет не «между делом», но результат, который можно таким образом получить, стоит ваших трудов. Попробуйте.
Верёвочки
Называем случайным образом два объекта. Начать лучше с того, что видим перед глазами, Итак, вы называете пару, например, «труба – асфальт». Задача ребенка – связать эти два слова действием, то есть сказать, что один из объектов делает другому. В этом случае получится полное предложение, например, «Труба нависает над асфальтом», «Труба роняет капли на асфальт», «Раскаленный солнцем асфальт греет трубу» и т.п. Предложение принимается, если объекты соединены действием. Следующий ход делает ребенок: он предлагает два слова, а вы их связываете.
Чтобы предложения получались интересными, можно ввести правило: не повторять одни и те же действия (сказуемые). Так, если предыдущее предложение было «Труба находится над асфальтом», в следующий раз слово «находится» употреблять уже нельзя.
С помощью этой игры вы научите ребенка говорить полными предложениями, пробудите интерес к слову. А вместе с этим покажете ему, что в окружающем мире все связано друг с другом. Попробуйте!
Наоборотики
Играть можно по-разному.
1). Можно просто придумывать и «дарить» друг другу забавные наоборотики (бутылка в лимонаде, часы в стрелках (что-то в чем-то наоборот); заяц охотится на лису, ребенок учит учителей, суп готовит повара (действия, точнее, функции наоборот); зеленое небо, тяжелый пух, жидкий камень (свойства наоборот). Такие сочетания противоречивых понятий называют оксюморонами, использовать их для развития творческих способностей предложила ТРИЗ-педагог Л.И. Шрагина.
2). Можно придумывать «перевернутые» загадки. «Черный и горячий – наоборот» (снег), «черный и горький – наоборот» (сахар); «твердая, пресная – наоборот» (вода в море); «без колес, без руля, останавливает людей и грузы – наоборот» (автомобиль).
3). Можно рассказывать «перевернутые» истории и просить ребенка их расшифровать. «Я стоял в доме» («Я шел по улице»). «Вдруг от меня неожиданно побежал Чебурашка» («Мне навстречу вышел крокодил Гена»). И т.д.
4). Наконец, можно перейти от «наоборотиков» к «объяснялкам», то есть попробовать объяснить, в каком случае «наоборотик» может осуществиться: когда и где встречается черный снег, или тормозящий транспорт, или грустный клоун.