Главное, Между делом играем, ОТСМ-ТРИЗ педагогика, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник)

Между делом играем-3

grandmother-149866_150«Детские игры – не суть игры, но прилежнейшее упражнение для детей», – писала Екатерина II в своем «Наставлении к воспитанию внуков».

Надеемся, что и вы, уважаемые читатели, найдете время, чтобы освоить новые игры и предложить их детям.

 

Фантастическое вычитание

sports-car-146873_640Есть такое упражнение в курсе развития творческого воображения для изобретателей. Оно заключается в том, чтобы «вычесть» мысленно какой-нибудь объект (или свойство) и представить, как в этом случае будет выглядеть мир. Например, что изменится, если все дома будут без окон. Такой вот вопрос.  А мы превратим его в игру. Один игрок мысленно вычитает какой-то объект и описывает ситуацию, другой угадывает, что именно он вычел.

Взрослый: – Играем в фантастическое вычитание. Я вычел что-то, и теперь по городу все ходят пешком или ездят на автобусах (троллейбусах). Что я вычел?

Ребенок: – Машины.

Взрослый: – Правильно. Теперь ты вычти что-нибудь и загадай (опиши, что будет).

Ребенок: – Я вычел что-то и теперь все ходят босиком.

Взрослый: – Ты вычел обувь. А я вычел что-то, и теперь на дорогах сплошная путаница, никто не знает, когда можно идти, когда ехать.

Ребенок: – Ты вычел светофор… и т.д.

Эта игра – первый шаг к тому, чтобы научить ребенка видеть назначение (функцию) предметов.
Это очень важно: если мы понимаем, для чего созданы те или иные объекты, значит, мы сможем их изучать.

 

Называлки

Это задание придумал тризовец Григорий Френклах для своего маленького сына. По взрослому оно звучит так: «Назови объект по функции»  (лампочка – освещалка, шкаф – вещехранилка,  зонтик – отдождязащищалка  и т.д.)

Детям мы объясняем, что объекты (предметы) надо назвать по их работе, что в названии должно быть зашифровано, что делает этот объект для других.
Играть можно так: один называет объект, другой придумаывает ему новое имя (по функции). Потом наоборот.

Допустим, вы с ребенком идете по улице и играете в эту игру.

Ребенокpointing-151744_640: – Машина.

Взрослый: – Перемещалка.

Взрослый: – Скамейка.

Ребенок: — Сиделка.

Взрослый: – Нет, сидят на скамейке люди. А скамейка что делает?

Ребенок: – Стоит. Значит, она стоялка?

Взрослый: – Но ведь это не главная ее работа. Что скамейка делает человеку? Что было бы, если бы мы «вычли» скамейку?

Ребенок: – Те, кто сидят, упали бы. Значит, она удержалка?

Взрослый: – Можно так сказать. Принимается. Говори мне слово.

Ребенок: – Окно.

Взрослый:  – Светопропускалка.

И т.д.

Если играть таким образом трудно, начать можно с игры «Назови по действию». В этой игре поставим другую цель: придумать как можно больше разных названий, указывающих на действия объекта (лампочка – светилка, нагревалка, перегоралка, виселка и т.п.).  Выбираем объект и даем ему прозвища по очереди. В этом случае взрослый может сам «вбрасывать» названия, указывающие на назначение объекта, а ребенок будет понемногу накапливать такие названия. Когда вы заметите, что ребенок готов называть объекты не просто по действиям, а по назначению, можно переходить к предыдущей игре.

 

Новая работа для старых вещей

pl_bottleПрототип этой игры – известный изобретательский вопрос «О чем вы думаете, глядя на кирпич?». Автору уже трудно представить, о чем думают, глядя на кирпич, нормальные люди. А вот изобретатели – те придумывают разнообразные способы применения кирпича. И не только кирпича. На фотографии вы видите яхту из пластиковых бутылок, которую смастерили французские исследователи (есть даже специальная страница в Интернете, посвященная использованию пластиковых бутылок: http://www.port2all.dp.ua/interesting/25847-ispolzovanie-pustykh-butylok-13-sposobov.-kuda.html ). Вот и мы вам предлагаем задаться вечным изобретательским вопросом вместе с ребенком.

Итак, выбираем любой объекти по очереди называем возможные варианты его применения. Кто пропустил свою очередь, тот и проиграл. Допустим, на глаза вам с ребенком попался фонарный столб.

Взрослый: – Если этот столб положить, получится спортивный снаряд. Можно по нему ходить как по бревну.

Ребенок: – Это может быть гиря для слона, он его, пожалуй, хоботом поднимет.

Взрослый: – А из двух таких столбов можно сделать ворота.

Ребенок: – А из нескольких столбов можно построить беседку.

И т.д.

Играть будет легче, если вы выберете менее габаритные предметы, например, пластмассовые бутылки или стаканчики, дамские сумочки, зонтики и т.п.

Если искать новые применения сложно, попробуйте выявить как можно больше свойств выбранного объекта и, уже опираясь на них, решить поставленную задачу. Например, если вы заметите, что пластиковый стаканчик трещит, когда его сжимают, вы, возможно, найдете ему музыкальное применение.

В сущности, в этом и есть смысл данной игры: научиться видеть объекты с разных сторон, в непривычных им ролях. Такое видение позволит легко находить ресурсы для решения проблемных ситуаций.

  • Анна

    Помогите пожалуста!!!!!!!!!! может кто делал задание по ТРИЗв 5 классе:
    составить системный лифт на примере любого предмета и придумать загадку к
    нему с