Главное, Между делом играем, ОТСМ-ТРИЗ педагогика, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник)

Между делом играем-1

mde«Чем бы с детьми ни заниматься — главное, заниматься», — говорит мой приятель Сережа Никитин, счастливый отец множества дочек и отличный педагог. По большому счету он прав. Главные наши семейные (да и школьные) беды не от того, что мы не знаем педагогики и не умеем правильно развивать детей, а от того, что мы с ними вообще мало общаемся.

Сегодня «брошенный ребенок» — совсем необязательно ребенок из неблагополучной семьи. У родителей, которые много и успешно работают, есть возможность один-два раза в году съездить с детьми за границу или провести отпуск в хорошем санатории, но в остальное время они зачастую почти не видят своих детей. А у других вполне благополучных родителей и на совместный отпуск с детьми времени не хватает.

Конечно, вечером мы общаемся: спрашиваем, как дела в школе, какие оценки в дневнике, чертыхаясь, пытаемся делать всей семьей домашнее задание… Ни на что другое сил не остается.

А говорят, что детей надо развивать. Чем раньше, тем лучше. И некоторые мамы отлично умудряются делать это между делом. Они играют с детьми по дороге домой из школы, в магазин и даже в поликлинику. Украшают семейные праздники коллективными творческими проектами. Оторвавшись от плиты, подсовывают ребенку задание, помогающее ему научиться считать или читать. В тризовской среде мне не раз доводилось наблюдать такие примеры, а потом появлялась возможность оценить результат.

В этом цикле публикаций мы предложим вам несложные игры и задания, которыми можно заняться с детьми между делом.

Независимо от того, ходите ли вы с детьми пешком, пользуетесь общественным транспортом или предпочитаете возить семью на машине, дорога зачастую занимает у нас немало времени. Логично использовать его для полезного общения. Например, поиграть в игры. Подойдут хорошо известные старые игры, немножко измененные под наши цели.

 

1. Называем по очереди

По такому принцmdi--1ипу устроена игра «города»: вы называете город (например, Москва), второй игрок — город, название которого начинается с буквы, которой заканчивается название «вашего» города (например, Алма-Ата), затем — снова вы и т.д. Представьте, что вы играете в эту игру с семилетним ребенком. Вероятно, ее стоит упростить: просто называть по очереди все города, не обращая внимания на буквы.

А ТЕПЕРЬ — ВНИМАНИЕ!

Называть по очереди можно всё, что угодно. Например,  хвойные растения  или всё, что сделано из камня, или все, что имеет натуральный красный цвет, или все глаголы на букву «Г», или все числа, которые делятся на 3. Главное – называть по очереди, тогда получится игра.

И еще очень важно каждый раз менять признак, по которому вы называете объекты (сегодня – красный цвет, завтра – все стеклянное, послезавтра – все глаголы на букву «В»…).

Что это дает? Как минимум, это поможет ребенку сделать шаг к умению классифицировать, без которого сегодня не может быть учебы.  А по пути просто дадите ему полезную информацию, ведь значения произнесенных вами слов придется объяснять.

 

2. Король и его свита

mdi-0Следующая игра позволит потренировать ребенка в очень важной мыслительной операции – сравнении. Игр на сравнение существует много, с разными сюжетами. Мы предлагаем сюжет, который позволяет задействовать в игре объекты, встреченные по дороге.

 

Суть игры заключается в том, чтобы собрать для объекта, выбранного королем, свиту из других объектов. Объект попадает в свиту, если он хоть чем-нибудь похож на «короля».

 

Договариваемся с ребенком о том, какой объект будет на прогулке «королем» (это может быть предмет, живое существо или даже музыкальное произведение, например, песенка).

Во время прогулки строим такой диалог: один называет объект, который видит, другой говорит, чем этот объект похож на «короля».  Потом «игроки» меняются местами.

 

Можно вводить ограничения:

1)  не повторять одни и те же признаки;

2) сравнивать только по свойствам, только по действиям или только по частям (искать общие части).

Вот вариант такой игры. «Королем» выбрали ежика.

Ребенок: – Вижу балкон.

mdi-1Взрослый: – Ежик серый, и этот балкон серый. Они похожи по цвету… А я вижу машину.

Ребенок: – У машины колеса серые, а у ежика спинка серая.

Взрослый: – Это снова цвет, а мы договорились признаки не повторять.

Ребенок: – Ладно. Машина фыркает и ежик фыркает. Они похожи по звуку.

Взрослый: – По звучанию. Называй свой предмет.

Ребенок: – Ларек.

Взрослый: – У ларька торчат сосульки, а у ежика торчат иголки. Есть части, похожие по форме.

И т. д.