Главное, Между делом играем, ОТСМ-ТРИЗ педагогика, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник)

Между делом играем-2

mdeИгры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.  (Мишель Монтень)

Мы продолжаем рассказывать об играх, в которые можно играть с детьми по дороге в школу и в магазин, занимаясь домашним хозяйством, одним словом  играть между делом.

 

Коллекция загадок

question-30028_640«Тонкая, а не березка, тает, а не снег, капает, а не дождь, греет, а не солнце» (свечка).

Опыт показывает, что научить детей делать такие загадки легко, к обоюдному удовольствию и с большой пользой для развития ребенка.

Вообще-то существует целая программа, построенная на загадках – «Страна Загадок», опубликованная в нашем журнале. Но между делом можно научить ребенка загадывать загадки с помощью двух вопросов: КАКОЕ? (ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?)

КАКОЕ? (ЧТО ДЕЛАЕТ?)…ЧТО ТАКОЕ ЖЕ?
ТОНКАЯА НЕБЕРЕЗКА
ТАЕТА НЕСНЕГ
КАПАЕТА НЕДОЖДЬ
ГРЕЕТА НЕСОЛНЦЕ

 

Логика составления такой загадки проста. Мы задаем два вопроса и ставим между ними «А НЕ».
Свечка какая? – тонкая. – Что тоже тонкое? – березка.

Получается «Тонкая, а не березка».

Свечка что делает? – тает. – Что тоже тает? – снег.

Получается «Тает, а не снег».

Важно научить ребенка строить точные сравнения, сравнивать по существенным признакам. Это тоже несложно сделать. Допустим, глядя на конкретную свечку, он предлагает: «Свечка желтая, а не цыпленок». В этом случае задаем вопрос: «А разве любая свечка желтая? Разве не бывает свечек другого цвета?» А ведь мы делаем загадку, которая подходила бы для любой свечки, поэтому цвет в данном случае не очень уместен.

Играть в загадки просто. Можно загадывать их друг другу по очереди. А можно записывать самые интересные загадки и потом оформить книжку. Конечно, это уже будет не «между делом», но результат, который можно таким образом получить, стоит ваших трудов. Попробуйте.

 

Верёвочки

chain-309566_640Веревочка связывает что-то с чем-то. Мы тоже будем связывать между собой объекты окружающего мира. Эту игру придумала ТРИЗ-педагог Ингрида Мурашковска для решения задач развития речи. Больше десяти лет назад она описала игру в книжке «Картинка без запинки». Наше здесь только условное название и рассказ о том, как можно играть между делом.

Называем случайным образом два объекта. Начать лучше с того, что видим перед глазами, Итак, вы называете пару, например, «труба – асфальт». Задача ребенка – связать эти два слова действием, то есть сказать, что один из объектов делает другому. В этом случае получится полное предложение, например, «Труба нависает над асфальтом», «Труба роняет капли на асфальт», «Раскаленный солнцем асфальт греет трубу» и т.п. Предложение принимается, если объекты соединены действием. Следующий ход делает ребенок: он предлагает два слова, а вы их связываете.

Чтобы предложения получались интересными, можно ввести правило: не повторять одни и те же действия (сказуемые). Так, если предыдущее предложение было «Труба находится над асфальтом», в следующий раз слово «находится» употреблять уже нельзя.
С помощью этой игры вы научите ребенка говорить полными предложениями, пробудите интерес к слову. А вместе с этим покажете ему, что в окружающем мире все связано друг с другом. Попробуйте!

 

Наоборотики

girl-48255_150Когда-то давно мы с учениками-шестилетками придумали забавные рисуночные загадки: нора в лисе (наоборот – лиса в норе), девочка на бантике (бантик на девочке) и т.д. Потом выяснилось, что можно придумывать «наоборотные» загадки. «Черный, горячий, летом поднимается в небо»  это наоборотная загадка про снег. Разгадывая такую загадку, нужно сделать  в уме, как минимум, два шага: сперва развернуть признаки «задом наперед» (заменить «черный» — на «белый», «горячий» на «холодный», «летом» на «зимой», а потом найти объект, подходящий под все эти «перевернутые» характеристики.

Играть можно по-разному.

1). Можно просто придумывать и «дарить» друг другу забавные наоборотики (бутылка в лимонаде, часы в стрелках (что-то в чем-то наоборот); заяц охотится на лису, ребенок учит учителей, суп готовит повара (действия, точнее, функции наоборот); зеленое небо, тяжелый пух, жидкий камень (свойства наоборот). Такие сочетания противоречивых понятий называют оксюморонами, использовать их для развития творческих способностей предложила ТРИЗ-педагог Л.И. Шрагина.

2). Можно придумывать «перевернутые» загадки.  «Черный и горячий – наоборот» (снег), «черный и горький – наоборот» (сахар); «твердая, пресная – наоборот» (вода в море); «без колес, без руля, останавливает людей и грузы – наоборот» (автомобиль).

3). Можно рассказывать «перевернутые» истории и просить ребенка их расшифровать. «Я стоял в доме» («Я шел по улице»). «Вдруг от  меня неожиданно побежал Чебурашка» («Мне навстречу вышел крокодил Гена»). И т.д.

4). Наконец, можно перейти от «наоборотиков» к «объяснялкам», то есть попробовать объяснить, в каком случае «наоборотик» может осуществиться: когда и где встречается черный снег, или тормозящий транспорт, или грустный клоун.