Интернет-журнал «Лицей»

Наше увлечение — хокку

Составление дошкольниками рифмованных текстов развивает способность чувствовать художественную выразительность слова. Восприятие стихотворных текстов закладывает основу для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности.

Аннотация

В результате работы с этой статьей читатель научится организации проекта по синтезу хокку в малой группе.

 

 

В этой статье мы описываем проект, выполненный детьми подготовительной группы МДОУ детский сад «Бусинка» №143 г.о. Тольятти.

Авторы проекта: Камзулина Настя, Гаврилова Полина, Савченко Эмма, Зорина Ксения

Руководитель проекта: Голосова Ольга Владимировна.

Составление дошкольниками рифмованных текстов, несомненно, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов детьми закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности.

Без словесной игры, которая содержится в рифмованных текстах, ребенок не сможет овладеть богатством родного языка. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.

Исследователями детской речи, установлено, что дети 3-5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение — это словесная «игрушка» ребенка. И в то же время детская поэзия — это свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. В практике дошкольного образования пробуют учить детей составлять стихотворные тексты. Но, к сожалению, в настоящее время нет сложившейся методики этой работы.

1. Цель проекта: создание собственных «хокку», обучение умению выделять смысл в высказываниях, абстрагировать его и кратко выражать по схеме 5-7-5.

2. Проблема: дети способны определять смысл высказываний в коммуникациях, любят рифмовать сами и слушать поэзию разных культур, но имеют низкий уровень абстрагирования и не обладают умением кратко и образно выражать свои мысли.

Вид:

По количеству участников — коллективный (4 человека)

По приоритету метода — исследовательский

По контингенту участников — одновозрастной (дети 6 — 7 лет)

По продолжительности — краткосрочный (в течение трех недель)

Ход проведения проекта (рассказ педагога — руководителя проекта):

1 этап:

В прошлом году мы с детьми научились писать рифмованные тексты, а затем лимерики. Эта работа очень понравилась воспитанникам, особенно девочкам. И когда я познакомила детей с японскими хокку и предложила попробовать написать свои, эти же девочки проявили к такой работе не меньший интерес.

На первом этапе мы занялись сбором информации. Дети приносили разные хокку и хайку, мы выясняли, как их отличить от других видов литературного творчества. Так мы выяснили, что хокку считается особым видом поэзии, и отличается образностью и краткостью изложения мыслей автора и необычным построением по формуле 5-7-5. То есть в трехстишии, как правило, первая строчка состоит из 5 слогов, вторая из — 7, а третья опять из 5. Впоследствии, мы нашли информацию о том, что не все переводчики это условие соблюдают, часто при переводе с японского языка не учитывается длина слова, а передается только его смысл. Однако мы постарались в своих хокку выдерживать формулу 5-7-5.

Таким образом, на этом же этапе шло обучение детей делению слов на слоги разнообразными способами и составление фраз по схеме 5-7-5.

2 этап:

На этом этапе дети разделили все найденные хокку на части по признаку темы, и попробовали понять, про что вообще пишут хокку. Из всех тем они отметили красоту хокку о природе, и для своей работы определили именно эту тему.

Так родилась модель хокку:

1 строчка О — объект 5 слогов

2 строчка Д — действия или признаки 7 слогов

3 строчка В — необычный вывод 5 слогов

Они попробовали по этой модели построить свои хокку, но получалось примитивно и очень длинно, никак не укладывалось в формулу 5-7-5, и выводы были неинтересными. Тогда мы начали обучение умению расшифровать наибольшее количество смыслов в составленных фразах по разным сюжетным картинкам. После того, как составлялись две фразы по содержанию картины, проводилась игра в виде аукциона — кто последний придумает самый необычный вывод по данному сообщению. После такой игры работа пошла быстрее, и стала доставлять особенное наслаждение, когда удавалось придумать интересные фразы.

3 этап:

На данном этапе девочки индивидуально придумывали свои хокку, проверяли количество слогов, подбирали родственные слова, когда не получалось говорить кратко и получали удовлетворение, когда все совпадало. О, это особенное удовольствие, когда необходимо перебрать множество слов, чтобы подобрать нужное, не только по смыслу, но и по количеству слогов! При совпадении девочки аплодировали друг другу и записывали лучшие варианты. В результате они решили сделать свою книжку. Вот некоторые из хокку, сочиненных детьми:

 

Лето тоскует,

Корова еле идет.

Скоро осень.

 

Снежинки летят,

Блестят, радуют нас,

Будто подарки.

 

Мышонок ел сыр

Нагло, у нас на виду.

Придется убрать.

 

Яркое солнце

Заглядывает в глаза.

Спрячусь в очках.

 

В море медузы

Холодны и прозрачны.

Эй, не обожгись!

 

Вот она весна

Неожиданно пришла.

Кучки принесла.

Прилетел снегирь,

Сел на ветку у окна.

Вестник мороза.

 

Развесил ветки

Зеленый могучий дуб.

Чувствую осень.

 

Ласков котенок.

Облизывает меня.

Как моя мама.

 

Льет дождь за окном

Радуя все живое.

А брюки не рады.

 

Пошли по грибы

На всю зиму — запасы!

Одни мухоморы!

 

 

4 этап:

На этом этапе создавалась сама книга «Хокку» с иллюстрациями авторов.

В ходе данной работы девочки, несомненно, получили первый опыт исследовательской деятельности и смогут перенести ее на другие, интересные им, объекты для исследования.

На видео — презентация проекта в детском саду.

Об авторах

Журавлева Надежда Михайловна — ТРИЗ-педагог, автор методических разработок по развитию речи и обучению дошкольников решению проблем, специалист по предшкольной подготовке

Голосова Ольга Владимировна — воспитатель МДОУ №143 «Бусинка»

Exit mobile version