Главное, дополнительное образование, ИКТ и дистанционное обучение, метод проектов, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник), Проект в дистанте

Игрушки из слов-1

Аня Илюшина, Тольятти. Дворец из мороженого

Как мы учились читать «Сказки по телефону»

«Не умея работать ни с деревом, ни с металлом, я попытался делать игрушки из слов»,  написал об этой книге ее автор Джанни Родари.

Новогодний сетевой конкурс-проект. Звучит коряво, но суть отражает. В течение последних  пяти лет я устраиваю такое событие ежегодно, причем в двух местах – на сайте «Новая вершина» для детей Карелии и на своем дистанционном сайте – для школьников, которые учатся на экспериментальных площадках (Приморье, Сибирь, Самарская область… Дома, в Карелии, у меня площадок нет).

В этот раз конкурсы мы разделили. Решение задачи, которую поставили мне мои экспериментальные учителя, я не рискнула сразу широко внедрять, решила обкатать новый проект на небольшой группе экспериментальных детей.  Сеть – она и есть сеть, никогда не знаешь, где запутаешься, куда выберешься. Начиная новый проект, трудно сделать прогноз – выстрелит ли он вообще и какие даст результаты.

Сегодня, когда я пишу эти заметки, проект на сайте площадок завершен. В нем активно работали 240  детей, и  я  регулярно читала их признания в любви к проекту и, главное, к книжке, которой он посвящен.  Видела убедительные свидетельства работы с текстом, о чем  так часто и  порой безнадежно, мечтает учитель, азарт родителей, включившихся в игру, и живую детскую переписку –  толковую, по делу.

Проект закончился. Можно выдохнуть, отдохнуть от ежевечерних проверок (сотни записей – загадки, рисунки, сказки, карты, календари, а днем на основной работе – другой сайт и другие дела).  Теперь можно перенести проект на карельский сайт – и надеяться, что там он тоже сработает.

 

Алиса1
Лиза Малькина, Владивосток. Про Алису, с которой все время что-нибудь случалось

Всё начинается с проблемы

Звонок из Тольятти, от коллеги.

 Алла, ты будешь делать нам проект к Новому году? Катя просила такой проект, чтобы дети читали. Они очень мало читают. Если ты не возьмешься за эту задачу, тогда мы уж сами что-нибудь попробуем…

– Ну раз Катя просила…

Катя (Екатерина Юлиановна Шагинян) работает воспитателем в  тольяттинском интернате для слабовидящих детей.  Каждый год она  выходит с учениками на дистанционный сайт, чтобы, по ее собственному определению, творить проекты. Сейчас у нее четвертый класс.  Если дети не начнут читать сейчас, через год мы уже вряд ли сможем изменить ситуацию.

Я села решать проблему.  Итак – что имеем?

1. Конкурс надо рассчитывать на учеников 1 – 4 классов, основной контингент экспериментальных площадок. Понятно, что участники будут иметь разные навыки чтения. Для формирования внутреннего мотива (а нам именно он  нужен) требуется  свобода выбора. Значит, нужно предоставить детям возможность выбирать тексты для работы. Но поскольку проект сетевой, тексты должны быть едиными для всех, иначе они не станут материалом для общения в сети.

Дарья Рябова (Тольятти). На пляже в Остии
Дарья Рябова, Тольятти. На пляже в Остии

2. Потенциальные участники проекта учатся по разным программам и, соответственно, читают разные произведения. Брать для проекта лучше такие тексты, которые не проходят ни по одной программе, но читать их интересно.

3. Чем слабее ребенок читает, тем чаще ему нужно получать по ходу чтения подпитку, поощрение, какой-то значимый результат. Попросту говоря, тексты должны быть короткими и прочтение каждого должно давать какой-то бонус. Но вместе с тем весь объем чтения должен быть большим, и чем больше, тем лучше.

4. Конечно, хочется продолжить учить детей решению творческих задач, например, сочинению сказок, как это было в предыдущих проектах.  Хочется, как раньше, использовать конкурс, чтобы сформировать установку на новые нестандартные решения. Но вместе с тем нужны четкие задания, позволяющие проверить знание определенных текстов, иначе  где гарантия, что дети вообще будут их читать?

Вот такой список проблем у меня сформировался, и я начала по-тризовски его распутывать, придумывать технологию, подбирать известные  мне методики, свои и чужие, и менять их, приспосабливая к новым целям,

Порассуждав с коллегами о выборе текстов, сошлись на сборнике Джанни Родари «Сказки по телефону». В школьных программах этих сказок практически нет (см. п. 2 списка проблем). Тексты довольно короткие. Я подумала: что-нибудь дети прочитают, пусть не все (см. п. 1 ).  И с этим уже можно будет работать. Но – см. п.3 – большой объем чтения получить все-таки хотелось.

Собственно, для получения идеи  ТРИЗ-педагогу нужны сами проблемы (желательно, сформулированные в виде противоречий), знание ресурсов и инструменты ТРИЗ. Имея примерный список проблем, в котором явно просвечивали противоречивые требования, я стала осваивать ресурсы, т.е.  перечитывать «Сказки по телефону» и биографию Родари.

Из вступления к проекту:

«… Сам автор писал об этой книге так:

«Я надеюсь, что она будет веселой, как игрушка. Кстати, вот еще одно занятие, которому я хотел бы себя посвятить: делать игрушки. Мне всегда хотелось, чтобы игрушки были неожиданными, с выдумкой, чтобы они годились каждому. Такие игрушки долго живут и никогда не надоедают. Не умея работать ни с деревом, ни с металлом, я попытался делать игрушки из слов.

Игрушки, по-моему, так же важны, как книги: если бы это было не так, ребята не любили бы их. А раз они их любят, значит, игрушки учат их чему-то такому, чему иначе научиться нельзя.

Я хотел бы, чтобы игрушки служили и взрослым, и детям, чтобы в них можно было играть всей семьей, всем классом, вместе с учителем. Я хотел бы, чтобы и мои книги были такими же».

Джанни Родари

 

Технология разрезанных текстов

С текстами я поступила следующим образом

 Разбила все сказки на 5 файлов, сгруппировав их так, чтобы удобнее было планировать творческие задания. Пару сказок по дороге потерялись (дети их потом в Интернете нашли).  Все сказки я пронумеровала.

 Из каждой сказки выписала по одной фразе. Получилось 5 тестов.

 Предложила учителям действовать так:

Каждая порция сказок разрезается на отдельные тексты. Их получается 10-15 в каждой порции. Из этих текстов ребенок выбирает для начала один. Если детей в классе много, можно распечатать два экземпляра сказок. Кроме того, каждому участнику проекта выдается тестовый лист (материалы можно найти на сайте проекта).

Василиса Тонковидова, Тольятти. Троллейбус №75
Василиса Тонковидова, Тольятти. Троллейбус №75

Ребенок читает сказку,  например, «Дворец из мороженого». Находит в тестовом листе фразу из этой сказки: «…».  Ставит номер сказки в тестовый лист. Когда порция сказок прочитана и тест выполнен, результаты заносятся на сайт (там размещены точно такие же тесты).

Если прочитана хотя бы одна порция текстов, можно уже выполнять творческие задания – составлять паспорта сказочных героев, рисовать изобразительные загадки и т.д.

Но только в том случае, когда  выполнены все тесты, на сайте открывается  папка с шариками, которые можно повесить на свою Ёлочку достижений.

В принципе, аналогичную технологию можно реализовать без Интернета внутри одного класса. Нужна только интересная книжка с короткими текстами.

Из обсуждения проекта в скайпе с Екатериной Юлиановной (воспитателем интерната).

– ВЫ ЧТО, ДЕЛАЕТЕ КОНКУРС ПО ВСЕМ СКАЗКАМ? ПО ВСЕМ??? Их там почти 70!

 Да.

В скайпе удивленное молчание.

Я начинаю оправдываться. Можно читать не все, можно хотя бы одну часть прочитать и творческие задания сделать. Е.Ю. тяжело вздыхает.

Дней через 10 она звонит снова:

 Мы все прочитали.

 Как всё? Все ваши дети всё прочитали?

  Да.

 Вы же сказали, что они не любят читать.

 Сказала… А они прочитали.

Еще через неделю выяснилось, что четвероклассники  не исключение. Я регистрировала на сайте все новые списки детей и вскоре обнаруживала завершенные тесты. За четвертыми классами подтянулись третьи, затем вторые. Первоклассников было немного, но те, кому хватило сил прочитать сказки, работали активно.

Из отзыва филолога, зам. директора частной школы «Дарина» (Владивосток), Елены Тимофеевой.

«…Такой опыт прочтения текстов, на мой взгляд, очень ценен. У детей повышается мотивация, к одному и тому же  тексту ученику приходится  обращаться не раз, в итоге  ребёнок сам не замечает, как присваивает содержание. Мне интересно было не только читать детские работы, но и наблюдать, как дети оценивают  друг друга: что они видят, на что обращают внимание, что им кажется интересным, а что неважным. Это  учителю тоже  полезно знать.

И ещё мне пришлась по душе  технология  работы с разрезанными текстами. В течение недели на  уроке во 2-м классе отводила до 15 мин на чтение сказок (читали разными способами: и «базаром», и про себя). Дети менялись сказками, после прочтения которых каждый должен был  соседу по парте рассказать следующее: как называется сказка, кто  герои, место события, что произошло с героем, каков результат. Тот, кто слушал ответ, мог задать рассказчику  любой вопрос по содержанию. В итоге дети стали заметно лучше читать. Я увидела, что такой способ чтения  позволяет решать несколько задач: выстраивать коммуникации, усваивать содержание, улучшать технику чтения».

Итак, сказки мы прочитали. Впереди были творческие задания, о которых я расскажу в следующей статье.