Аннотация
В результате прочтения этой статьи, читатель узнает о некоторых возможностях ТРИЗ–педагогики в качестве одного из инструментов достижения планируемых результатов Федерального государственного стандарта начального общего образования, определит свое отношение к идее принципиального изменения образовательной среды, получит представление о том, каких результатов позволяет достичь программа организации продуктивной деятельности младших школьников на основе ТРИЗ (автор – Г.В. Терехова).
Через несколько столетних переходов желания человека достигнут отчетливости художественного синтеза. Желание избегнет муки смотреть на образы своего мира сквозь неясное, слабо озаренное полотно нервной смуты. Оно станет отчетливо, как насекомое в январе.
А.С. Грин («Бегущая по волнам»)
Образование эффективно постольку, поскольку подготавливает человека к выполнению его роли на Земле. Понимание того, в чем заключается эта роль (смысл человеческой жизни с позиций философии) систематически претерпевает изменения. С серьезностью этих изменений в последние 20-30 лети связано практически непрерывное реформирование образовательных систем в большинстве стран мира.
По своему замыслу переход на новые образовательные стандарты (ФГОС НОО) реализует идею о том, что приоритетным для младшего школьника является не овладение определенным объемом знаний, а обеспечение способности самостоятельно их добывать, взаимодействуя с информацией, окружающими и с самим собой [2,5]. Технологии организации такого взаимодействия, включающего основные атрибуты умения учиться, разработаны в русле системно-деятельностного подхода, наиболее последовательно реализованного на наш взгляд в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова [1].
Тем не менее вопрос о том, как обеспечить полноту интерпсихического развития, создать образовательную среду, в которой ребенок чувствовал бы свое участие в жизни и наполнение ею (а не оторванность от собственной жизни для якобы необходимой подготовки к ней), остается открытым. Возможно, потому, что требует в первую очередь не психолого–педагогического, а философского подхода.
Ведь эффективно учиться учиться, точно так же, как и учиться читать, писать, умножать и пр., можно только для достижения личностно значимых целей, то есть обязательно с каким-то смыслом (а не просто из чистого любопытства или чувства долга). Если ребенок хочет сделать какое-то дело (решить какую-то проблему), и видит, что для этого ему не хватает владения знаниями, способами действий, он будет неподдельно заинтересован в организации собственной учебной деятельности. Вот только совсем не обязательно, что ему при этом понадобятся в первую очередь те знания и умения, которые по освященной веками традиции навязываются ему в соответствии спрограммами в раз и навсегда закрепленной последовательности.
В этом и заключается противоречие, серьезно снижающее результативность существующих технологий реализации системно-деятельностного подхода. С одной стороны, ребенку предоставляется определенная свобода апробации способов деятельности, в результате чего он убеждается в несомненной пользе, например, знаково-символического моделирования или координации разных позиций в учебном сотрудничестве, или различения способа и результата действия. С другой стороны, содержание учебного материала, с которым ему предлагается различными способами работать, он выбирать не может – предоставление ему такого выбора, видимо, воспринимается пока как слишком смелый шаг. И хотя целые институты трудятся над разработкой учебных пособий для детей, стараясь подобрать содержание, с максимальной вероятностью эмоционально и интеллектуально затрагивающее младшего школьника – все равно детей побуждают ставить и решать далеко не самые актуальные лично для них вопросы.
Беда не в том, что школьнику предлагают выяснить «какую работу выполняют гласные буквы» как раз тогда, когда ему необходимо разобраться в опциях нового мобильного телефона, а в том, что в постановке и решении второй проблемы его в школе вообще не поддержат.Это существенно снижает авторитет школы в его глазах – а ведь организовать учебную деятельность на базе решения такого практически значимого для него вопроса можно с не меньшим успехом.
Тем не менее в отечественной системе образования в последние десятилетия возникают, развиваются и получают все большее распространение очаги приложения идей жизненной философии (проектное обучение, мыследеятельностная педагогика, ОТСМ-ТРИЗ педагогика) – пока в основном в организации внеурочной деятельности. Целью настоящей статьи является небольшая практическая иллюстрация того, насколько серьезный вклад в достижение планируемых результатов ФГОС НОО может внести разработанная в этом русле программа.
Речь идет о программе организации продуктивной деятельности младших школьников на основе ТРИЗ «Уроки творчества», разработанной Г.В. Тереховой [4], выбрать которую нас побудилиследующие причины:
— наличие системы творческих заданий, направленных на развитие творческой интуиции, продуктивного воображения, управляемого воображения, основ системного и диалектического мышления, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества, наличие системы критериев и показателей оценки творческих решений, а такженаличие справочных материалов, отраженных в рабочих тетрадях «Уроки творчества» для учащихся, оформленных с несомненным литературным и художественным вкусом и в электронных ресурсах, выложенных на сайтах http://www.jlproj/ иhttp://www.trizland.ru;
— наличие подробных рекомендаций для педагогов, представленных в учебно-методическом пособии «Организация продуктивной деятельности учащихся на основе ТРИЗ» и на сайте http://www.jlproj.org/, содержащих методический конструктор для создания оптимально соответствующих условиям реализации программы учебных ситуаций;
— наличие отраженного в системе заданий и рекомендаций творческого стиля, основанного на положениях ТРТЛ (Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин), соприкосновение с которым меняет отношение к жизни как учащихся, так и педагога, реализующего программу.
Ниже мы приводим результат первых восьми занятий по программе для четвертого класса, нацеленных на овладение технологией работы человека с проблемой на первых этапах исследовательской деятельности, которые включают поиск проблемы, составление ее описания, определение темы, цели и способов ее достижения. Другими словами, надо было организовать деятельность детей таким образом, чтобы они выбрали действительно интересующую их проблему, по возможности конкретизировали преследуемую цель в виде темы и наметили в первом приближении способы ее достижения.
Занятия кружка «уроки творчества» посещали в описываемый период 11 учащихся 4а класса прогимназии № 133 г. Челябинска. В соответствии с рекомендациями автора программы работа проводилась в индивидуально-групповой форме, то есть сочеталась групповая и самостоятельная работа на разных этапах занятия.
Проблемы, с которыми пришлось столкнуться, вполне закономерны. Это и отсутствие умения четко осознавать свои желания и выражать свои мысли, и неспособность удерживать долее определенного временного интервала поставленную задачу, и стремление «ухватиться» за первое же пришедшее в голову стандартное решение и прочие проявления возрастных особенностей четвероклассников. При этом нельзя не сказать о наблюдавшейся у большинства детей «зажатости», скованности рамками выработавшихся шаблонов, проявившейся при первоначальном выборе своего интереса (своего «хочу»). Они настолько привыкли к тому, что то, чего они реально хотят, редко находит поддержку педагогов и родителей, что предпочитают руководствоваться «знаемыми», а не реально действующими мотивами даже при выборе «своего дела». Методика реализации программы позволила раскрепостить их, развернуть ихчувства и мысли в направлении познания собственного «я». Этому способствовал принцип поддержки, принятия, позитивной интерпретации всего, что предлагает ребенок, педагогом и товарищами по группе. Кроме того, системное и диалектическое осмысление проблемы, а также попытки применить методы преодоления инерции мышления просто не давали результата в том случае, если проблема была выбрана формально, не по зову души. Ребенок чувствовал отсутствие движения, некий застой, и без сопротивления переключался на поиск более близкого ему вопроса.
По установившейся традиции, дети кратко описали результаты своей работы, а затем они был оформлены в виде брошюры (для детей и их родителей), которая и предлагается вашему вниманию в Приложении. Не пытаясь полностью проанализировать представленный результат работы за восемь занятий по вышеуказанной программе, отметим несомненное достижение учащимися некоторых метапредметных и личностных результатов, определенных требованиями ФГОС. Это –как минимум – преобразование практической задачи в познавательную, постановка новых учебных задач в сотрудничестве с учителем, понимание относительности мнений и подходов к решению проблемы и наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности[3].
Таким образом, в арсенале современного педагога есть средства, которые позволят ему не только выполнять требования Федерального государственного образовательного стандарта, но и помочь ребенку раскрыть собственный творческий потенциал, почувствовать полноту жизни и понять, в чем заключается его предназначение. Наличие такой возможности трудно переоценить, особенно если учесть, что у современного общества нет времени на столетние переходы к достойному Человеческому существованию.
Литература
1.Александрова, Э. И., Восторгова, Е. В., Воронцов, А. Б. Реализацияновых образовательных стандартов в начальной школе средствами системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова [Текст] / Э. И. Александрова, Е. В. Восторгова, А. Б. Воронцов – М.: Вита-Пресс, 2011
2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.
3.Планируемые результаты начального общего образования[Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с.
4.Терехова Г.В. Организация продуктивной деятельности школьников на основе ТРИЗ: учебно-методическое пособие [Текст]/ Г.В. Терехова– Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2007. – ч.1 – 88 с.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.
Прогимназия № 133 г. Челябинска
Сборник «Хотеть надо уметь!»
Выбираем свое дело…
Выпуск 4 (4А класс)
Челябинск
2012
«Если воин хочет отдать долг за всё то добро, которое для него сделали, и у него нет возможности сделать это по отношению к конкретному человеку, который когда-то помог ему, он может сделать свой вклад в человеческий дух. Это может быть очень немного, но сколько бы он ни вложил, этого всегда будет более, чем достаточно…»
К. Кастанеда
«…Внешние обстоятельства сильны тем, что у них в запасе «вагоны ферзей», и слабы тем, что до определенного момента не видят личности в своем партнере, шаблонно играя на миллионах досок и тем самым давая шанс человеку; человек слаб тем, что беззаботно теряет время в начале игры, и силен тем, что может не сдаться, несмотря на двести объявленных ему матов…»
Г.С. Альтшуллер (основатель ТРИЗ)
ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Два года мы занимались с ребятами изучением собственного творческого процесса, опираясь на программу Г.В. Тереховой «Уроки творчества» и весь доступный нам арсенал Теории Решения Изобретательских Задач. За это время мы сделали несколько крупных открытий в самих себе. Мы поняли, что:
—способность творить свойственна каждому из нас – и это наиболее естественное наше состояние;
—творить по заказу – невеликая честь!– главный заказ всегда дает человеку его внутреннее «я» – поэтому надо учиться слышать свой внутренний голос;
—услышать свое «хочу» – это только половина дела, надо придумать, как его воплотить, осуществить, сделать реальным, – а для этого нужны настойчивость, терпение, дисциплина, логика и мужество (тогда к «хочу» присоединяется «могу»);
—если при этом еще и чувствовать свое единство со всем остальным Человечеством, тогда творчество становится нашей ролью, функцией, работой, нашим призванием (чем бы мы ни занимались) – тогда наши «хочу» и «могу» согласуются с «надо» – а это настоящее счастье проявлять свою любовь и чувствовать свою свободу!
На этих страницах вы найдете записи о тех делах, которые ребята наметили для себя на ближайшее время и которые видятся ими, как необходимые шаги на пути к Достойной Цели. Это – то, что они действительно хотят сделать, а не просто считают себя обязанными.
Этой работа четырех последних занятий в апреле – мае 2012 года. Дела, как вы увидите, очень разные, разное осмысление, разное погружение в вопрос, разный уровень сложности выбранного дела… Тем не менее, все они заслуживают серьезного отношения и права на нашу поддержку – иначе наша родительская миссия будет пустой и «показушной» формальностью.
Татьяна Александровна
Акельева Александра Викторовна |
Креопаспорт (немного о себе)
Личные достижения: научилась «бороть» свои страхи.
Количество решенных творческих задач: точно не помню, но решила задачу с обезьянами и задачу про тарелочки.
Творческие дела, опыт творческой деятельности: сделала мир чище.
Творческие желания: хочу завести животное, хочу, чтобы никто не курил и не пил и – многое другое.
Творческие возможности: трудолюбие, старательность, наверное есть и другие – не знаю.
Ресурсы времени на творчество: 30 минут в день.
Мое дело
Тема: Выяснить, как формируется адекватная самооценка.
Почему этим стоит заняться? Чтобы делая дела, видеть, хорошо они сделаны или нет. Чтобы не зависеть от других. Чтобы самой видеть свои достижения (хвалить себя или ругать).
Размышления по теме. Самооценка – это внутреннее состояние, это индикатор, который внутри организма дает сигнал в мозг.
Задачи, которые надо решить:
—изучить свойства самооценки;
—понять, надо ли себя хвалить и надо ли себя ругать;
—научиться договариваться с собой.
Антонова Екатерина Андреевна |
Креопаспорт (немного о себе)
\r\n
Личные достижения: помирилась с лучшей подругой, умею занять на 1 час маленького братика.
\r\n
Количество решенных творческих задач: примерно 30.
Творческие дела, опыт творческой деятельности: помогла папе починить машину, научилась разговаривать с маленькими детьми.
Творческие желания: построить микрорайон, сделать новую школу (в которой интересно).
Творческие возможности: я умею делать и придумывать.
Хобби, увлечения: математика, спорт, помогать другим.
Ресурсы времени на творчество: 4 часа в день.
Мое дело
Тема: Разобраться, как сделать уроки интересными.
Почему этим стоит заняться? Уроки бывают интересными редко. Это дело родилось из посещения неинтересных уроков.
Размышления по теме. Сейчас можно иногда попасть на веселый урок. Потом такие уроки будут в любой школе и везде. А потом люди сами захотят учиться.
Задачи, которые надо решить:
—уделять больше времени наблюдению за тем, как идет урок;
—самой научиться делать задания быстрее;
—вырасти и стать педагогом;
—когда стану педагогом – изучить интересы детей, а потом понемногу «вставлять» ихв уроки;
—давать интересные домашние задания и обещать ставить за их выполнение в журнал «5».
Ахметзянов Тимур Шамильевич |
Креопаспорт (немного о себе)
Личные достижения: в компьютерных играх –изобрел взрывчатку, создал совет баз, капитан базы и критик лесного уровня, сделал несколько книг («Девять мечей» и другие), научился строить ракеты и снимать фильмы.
Хобби, увлечения: кататься на велике, плавать, строить, читать.
Ресурсы времени на творчество: 5 часов в неделю.
Мое дело
Тема 1: Сделать интересный сборник про рептилий.
Почему этим стоит заняться? Я сам люблю читать книги. Хорошо сделанная книга может «поставить человека на его проблему».
Тема 2: Помочь родителям сделать современный ремонт в новом доме.
Задачи, которые надо решить:
—помочь родителям экономить средства (чтобы больше можно было потратить на ремонт);
—узнать, какие сейчас есть строиматериалы и технологии;
—поучаствовать в проектировании дизайна;
—помочь в выборе стройматериалов;
—помочь в делании ремонта.
Белов Александр Михайлович |
Креопаспорт (немного о себе)
Личные достижения: хорошо играю в шахматы, выиграл турнир по школам.
Количество решенных творческих задач: 15.
Творческие дела, опыт творческой деятельности: придумал, как прятать оценки от мамы.
Творческие желания: придумать, как быстро делать домашние задания и написать об этом книгу.
Творческие возможности: хитрый, дружный, умею мыслить, имею воображение.
Хобби, увлечения: шахматы, кулинария.
Ресурсы времени на творчество: 2 часа в неделю.
Мое дело
Тема: Выяснить, как экономить полезное время.
Почему этим стоит заняться? Когда-нибудь люди не будут спать и будут жить вечно.А сейчас – времени мало.
Размышления по теме. Время –это «отдыхатель в уроках». В школе надо сделать 1 урок, чтобы столько времени не тратилось зря.
Задачи, которые надо решить:
—изучить, на что тратится мое время, отказаться от неинтересных и не нужных для меня дел (договориться с родителями);
—научиться высыпаться за 6 часов;
—быстро делать д/з;
—научиться все делать в школе, чтобы не было д/з;
—контролировать время (уметь вовремя останавливаться);
—планировать время (делать графики и планы).
Карпенко Егор Олегович |
Креопаспорт (немного о себе)
Личные достижения: научился укладывать сестренку за очень короткое время.
Количество решенных творческих задач: 20.
Творческие дела, опыт творческой деятельности: придумал секретную переписку.
Творческие желания: открыть новые планеты и сделать так, чтобы люди дышали в космосе без скафандра.
Хобби, увлечения: плавание.
Ресурсы времени на творчество: 1 час в неделю.
Мое дело
Тема: Изучить, как сохраняют крепкое здоровье.
Почему этим стоит заняться? Мне интересна профессия моих родителей: что они делают и с какими проблемами сталкиваются.
Размышления по теме. Здоровье – это «датель» жизни в теле.
Задачи, которые надо решить:
—изучить, почему здоровье может ухудшаться;
—изучить, как здоровье сохраняют;
—сохранить свое здоровье;
—помочь друзьям и знакомым;
—завести специальную аптечку в классе;
—открыть новую больницу;
—придумать «общее» лекарство (от всех болезней).
Козлов Георгий Сергеевич |
Креопаспорт (немного о себе)
Личные достижения: научился разбирать старые механизмы, вскрывать хлам, собирать механизмы по схемам в журналах.
Количество решенных творческих задач: 25.
Творческие дела, опыт творческой деятельности: делал бумажные парусники, запускал воздушные шары.
Творческие желания: усовершенствовать портативный воздушный шар.
Творческие возможности: умею рисовать, показывать и выкидывать фокусы.
Хобби, увлечения: рисование, запускание шаров.
Ресурсы времени на творчество: 1 час в неделю.
Мое дело
Тема: Разобраться, как создать безопасное топливо для портативных воздушных шаров.
Почему этим стоит заняться? Я стал делать шар по схеме, предложенной в одном журнале – он оказался очень несовершенным (неудобным и опасным), и мне пришлось многое изменить и улучшить. Хочу сделать такой, чтобы его можно было делать на заводах игрушек и продавать в магазинах. Для меня это – удовольствие от трудности, а для других – трата денег, удовольствие от запускания и восторг миропознания.
Размышления по теме. Портативный воздушный шар – забава в подъезде. Топливо – безопасный «подниматель» в шаре.
Задачи, которые надо решить:
—собрать и испытать модели ГК4-ГК7 (пьезоподжиг, дистанционный поджиг, ступенчатый поджиг);
—перейти на дирижабль с дистанционным управлением;
—сделать дирижабль с зондом;
—получить лицензию на безопасную игрушку для детей «ГК»;
—сделать бизнес на портативных воздушных шарах (компанию по производству и продаже.
Серебренников Никита Евгеньевич |
Креопаспорт (немного о себе)
Личные достижения: научился быстро делать уроки, поступил в ФМЛ № 31.
Количество решенных творческих задач: 25.
Творческие дела, опыт творческой деятельности: пишу стихи, делаю игры из разверток, снимаю приколы (мультики) и делаю комиксы.
Творческие возможности: у меня хорошая способность рассмешить.
Хобби, увлечения: горные лыжи.
Ресурсы времени на творчество: 4 часа в день.
Мое дело
Тема: Усовершенствовать велосипед как универсальное средство движения по лесу.
Почему этим стоит заняться? Велосипедист не защищен от дождя, он не может поместить на багажнике большой рюкзак, в некоторых местах «велик» приходится перетаскивать на себе.
Размышления по теме. Изобретать велосипед – считается шуткой. А на самом деле это усовершенствование никогда не станет ненужным. Ведь он служит для развлечения и отдыха.
Задачи, которые надо решить:
—придумать, как сделать раздвижную крышу-навес и укрепить-увеличить багажник;
—найти детали (обратиться к папе и дедушке);
—придумать, куда и как их прикрепить;
—собрать, испытать, сфотографировать;
—поделиться опытом.
Ситников Никита Юрьевич |
Креопаспорт (немного о себе)
\r\n
Личные достижения: научился играть в футбол, есть медали и грамоты за футбол и за олимпиады по русскому.
\r\n
Количество решенных творческих задач: 15.
\r\n
Творческие желания: хорошо играть в компьютерные игры, создать свою футбольную команду.
Творческие возможности: выносливость, упорство и стойкость.
Хобби, увлечения: футбол.
Ресурсы времени на творчество: 2-3 часа в неделю в неделю, а в выходные – весь день.
Мое дело
Тема: Создать дружную и сильную футбольную команду.
Почему этим стоит заняться? У города Челябинска должна быть сильная команда, прославленная на всю страну.
Размышления по теме. Команда – это «игрательница» на стадионах страны. Надо изучить тактику игры и то, как делать команду дружной.
Задачи, которые надо решить:
—собрать друзей-единомышленников;
—попросить родителей купить всем бутсы и хороший мяч;
—найти место для тренировок, придумать форму и название;
—тренировать команду 2 раза в день по 2 часа;
—добиться, чтобы все делали зарядку и специальные упражнения;
—требовать, чтобы члены команды успевали нормально учиться в школе (чтобы родители не запретили им играть);
—тренировать ребят так, чтобы они могли заменить друг друга на любой позиции;
—занять для начала первое место среди дворовых команд, а потомпрославиться на всю страну;
—сказать каждому из ребят, чтобы набирал и готовил свою команду.
Ушаков Владислав Дмитриевич |
Креопаспорт (немного о себе)
Личные достижения: поступил в ФМЛ № 31.
Количество решенных творческих задач: не помню, не считал.
Творческие дела, опыт творческой деятельности: разобрал утюг, делал ловушки для других.
Творческие желания: придумать новый вид транспорта.
Творческие возможности: юмор, находчивость, умение много дней думать над одной задачей.
Хобби, увлечения: коньки, плавание, игра в компьютер, математика.
Ресурсы времени на творчество: 2 часа в день.
Мое дело
Тема: Научиться быть самостоятельным.
Почему этим стоит заняться? Чтобыбыть независимым в принятии решений от родителей и других взрослых людей.
Размышления по теме. Самостоятельный человек – это взрослый человек в своих делах. Чтобы стать самостоятельным, надо для начала научиться самому себя обслуживать. Это реально. Это реально всегда!
Задачи, которые надо решить:
—освободить для этого побольше времени;
—научиться стирать;
—следить за порядком в своей комнате;
—следить за посудой (если грязная – мыть);
—следить за чистотой кошачьего туалета;
—следить за тем, чтобы личные вещи во время отправлялись в стирку;
—следить за собственной чистотой;
—научиться договариваться с родителями.
Шмидт Светлана Андреевна |
Креопаспорт (немного о себе)
Личные достижения: поступление в ФМЛ № 31, поездка на олимпиаду в Москву.
Количество решенных творческих задач: около 30.
Творческие дела, опыт творческой деятельности: начинала писать книгу, придумала, как прятать от сестры вещи, которые ей брать не следует, как укладывать ее спать.
Творческие желания: написать книгу, начать свой бизнес, построить свой микрорайон.
Хобби, увлечения: написание книг, танцы.
Ресурсы времени на творчество: 2 часа 30 минут в день.
Мое дело
Тема: Разобраться, узнать и написать, как сделать время собственным.
Почему этим стоит заняться? На себя (на то, что мне интересно) времени не хватает. Если я научусь управлять своим временем – могу написать и выпустить книгу о том, как этому научиться, чтобы помочь другим людям управлять своим временем. Только когда люди смогут быть во всех местах одновременно, не нужно будет учиться управлять своим временем.
Размышления по теме. Только когда люди смогут быть во всех местах одновременно, не нужно будет учиться управлять своим временем.
Задачи, которые надо решить:
—проанализировать свое время (посчитать, сколько времени в неделю уходит в «никуда»);
—сэкономить время, которое уходит в «никуда»;
—составить план своих дел;
—сравнить, стало ли теперь меньше потерь времени;
—сделать так, чтобы время, которое уходит в «никуда», исчезло;
—выбросить из дня дела, которые не нужно и не хочется делать;
—научиться контролировать свое время (не увлекаться);
—просыпаться раньше по выходным;
—делать в свободное время дела, которые мне нравятся.
Юматов Кирилл Вячеславович |
Креопаспорт (немного о себе)
Личные достижения: прошел на городскую олимпиаду по математике
Количество решенных творческих задач: не считал.
Творческие дела, опыт творческой деятельности: нашел, откуда брать свободное время, научился добиваться всего, чего хочу, научился думать, как мечтатель, научился находить общий язык со всеми людьми, занимаюсь ТРИЗ, много помогаю своей семье и тому, кому трудно что-то делать.
Творческие желания: построить себе дом, придумать лекарство для бесконечной жизни, организовать школу для обучения собак.
Творческие возможности: могу решать все поставленные перед собой задачи и не сдаваться.
Хобби, увлечения: рыбалка, футбол.
Ресурсы времени на творчество: у меня много свободного времени, потому, что я в начале дня составляю в голове его план.
Мое дело
Тема: Подготовить свою собаку к успешному участию в выставке.
Почему этим стоит заняться? Потому, что собаку купили и с ней надо заниматься. А уж если делать это – то хорошо!
Размышления по теме. Если этому научиться, можно зарабатывать на этом деньги, открыть свой бизнес – школу для подготовки собак и написать книгу о том, как это делать для других людей.
Задачи, которые надо решить:
—изучить, чем надо кормить собаку, чтобы она была здоровой и красивой;
—изучить, как надо гулять с собакой и тренировать ее;
—подготовить собаку к выставке и завоевать кубок;
—написать об этом книгу и организовать такую школу для собак, чтобы любую собаку готовили к выставке;
—развернуть бизнес на школе для подготовки собак и зарабатывать деньги для других своих задач.
Носова Татьяна Александровна |
Креопаспорт (немного о себе)
Личные достижения: к 40 годам начала понимать, что я такое и чего хочу.
Количество решенных творческих задач: оказывается, все дела в жизни были решением творческих задач, вот только уровень решения не всегда был высоким.
Творческие дела, опыт творческой деятельности: моя жизнь.
Творческие желания: продолжать изучать и проявлять настоящую себя.
Творческие возможности: такие же огромные, как у любого человека.
Хобби, увлечения: нет никаких хобби или, наоборот, все в жизни – мое хобби.
Ресурсы времени на творчество: сколько захочу – столько и будет.
Мое дело
Тема: Подготовить к защите диссертацию о среде, которую надо создать в школе, чтобы дети научились учиться.
Почему этим стоит заняться? Потому, что влиять на происходящее в государственной школе гораздо легче, если имеешь ученую степень.
Размышления по теме. Настоящим творчеством в современной педагогической науке заниматься не принято – поэтому надо будет умудриться сделать это дело творчески и при этом не нарушить условий игры.
Задачи, которые надо решить:
—дописать текст работы;
—опубликовать нужное количество статей;
—сдать оставшиеся кандидатские экзамены;
—подготовить и пройти процедуру защиты;
—заработать на все это деньги;
—-сделать все это так, чтобы хватало времени на остальные интересные и нужные для меня дела (быть добросовестной хозяйкой в доме, внимательной мамой и бабушкой, не терять связи с бывшими учениками и находить новых, писать книги для учителей и учеников, создавать коллектив единомышленников на работе, встречаться с друзьями, ходить в походы, петь и слушать песни, читать книги и т.п.).