Интернет-журнал «Лицей»

Наглядные задачи для малышей

На занятияхМожно ли решать с малышами изобретательские задачи? По этому поводу спорят даже профессиональные преподаватели ТРИЗ.

Но пока одни спорят, другие успешно работают. ТРИЗ-педагог Анна Валерьевна Корзун первые задачи решает с малышами, используя активное моделирование, в основе которого лежат механизмы наглядно-действенного мышления.

Эта работа покажет педагогам и родителям, как поставить перед детьми трех-пяти лет понятные и интересные им проблемы и помочь в поиске решения.

В этой статье представлена своеобразная картотека проблемных задач для малышей. Автор материала придумала ее для своих маленьких учеников в студии творческого развития «Знайка» Минска и опробовала ее в нескольких дошкольных группах. Описание каждой проблемы содержит

— формулировку,

— список материалов для наглядного моделирования,

— противоречия, которые взрослый формулирует, чтобы задать детям направление для поиска решения;

— решения, которые могут найти дети;

— действия, которые дети выполняют в процессе поиска решения и его реализации.

 

Наш друг Кубик

    Проблема 1. Кубик отправился гулять по цветной дорожке и захотел стать таким же разноцветным.

 

Для моделирования в процессе решения задачи о Кубике нужен бесцветный (однотонный) кубик (деревянный или картонный), и квадраты цветной бумаги, совпадающие по формату с гранью кубика. Число цветов равно количеству граней: шесть. Цветные квадраты выкладываются в виде ряда (порядок цветов не имеет значения).

 

Противоречие (формулирует взрослый): Кубик должен использовать все цвета, потому что не может выбрать, какой лучше и не может использовать все цвета, потому что цветов много, а кубик один. Кубик хочет быть и зеленым, и желтым, и красным… Как же это сделать одному и тому же кубику?

Решение (предлагают дети) — каждая грань кубика своего цвета. Дети наклеивают разноцветные квадратики на грани кубика.

Задача 2. Кубик снова отправился гулять по цветной дорожке и захотел стать таким же разноцветным.

Для моделирования используется материал из предыдущей задачи, но число цветов увеличивается до 7-8.

Противоречие (формулирует взрослый): кубик должен использовать все цвета, потому что не может выбрать, какой лучше. И не может использовать все цвета, потому что цветов много, а кубик один. Применить решение предыдущей задачи не получается — на этот раз цветов больше, чем граней куба.

Решение (предлагают дети) — сочетание нескольких цветов на одной грани. Дети наклеивают на каждую грань квадрат составленный из фигурок (фигурки сами разрезают).

 

Костюм для гнома

Перед работой с задачей следует выяснить, понимают ли дети, кто такой гном, полезно поиграть в настольно-печатные игры, в которых надо сложить разрезные картинки или сочетать несколько разных цветов в одном объекте, уточнить представления в рамках понятий «части» и «целое», показать разницу: «половинки», которых всегда 2, и «кусочки», их может быть много.

 

 

Проблема. Однажды гномик Вася отправился кататься на яхте. День был солнечный, Вася оделся в белый атласный костюм, обул белые ботиночки, а на голову надел белую панамку. Проплывая мимо селения, Вася увидал на берегу своих друзей. Но сколько он ни махал им ручками, Васю на фоне белого паруса так и не заметили. В следующий раз Вася решил надеть тёмный костюм, но в этот день погода испортилась, небо заволокли тучи. На их фоне Васю снова не было видно. Сел тогда Вася и задумался: как ему быть?

Противоречие: костюм должен быть белым, чтоб гном был виден пасмурный день, и должен быть чёрным, чтоб гном стал заметней в солнечный день.

Решение: сочетание противоположных значений признака «цвет» в предметах одежды (часть белая, часть чёрная, штаны одного цвета, а рубашка второго). Или сочетание белого и черного в узорах одежды: костюм одного цвета, в рисунок на нём второго, белая клетка на чёрном фоне, полоска, накладные карманы или воротник другого цвета, тельняшка…

Дети решают, как должен выглядеть костюм гномика, а потом делают такой костюм и наклеивают его на фигурку гнома.

 

 

Мост для Слона -1

Проблема. Слон строит мост через речку, которая протекает рядом с домом. Высокие берега речки моделируются с помощью строительного материала (глубина речки предполагается больше роста слона, чтобы исключить соблазн предложить слону переходить речку вброд). Ресурсы для сооружения моста строго ограничены – две узкие дощечки (обязательное условие – общая ширина досок для моста должна быть меньше ширины ног Слона)

 

Противоречие 1: мост должен быть из узких дощечек, потому что нет других, и не должен быть узким, потому что слон не сможет по нему ходить.

Противоречие 2: мост должен быть под ногами у слона, чтоб он не упал, и не может быть у него под ногами, потому что даже уложенные рядом, дощечки дают ширину меньше, чем ноги слона.

Решение: Манипуляция с игрушкой и дощечками «подсказывает» решение – раздвинуть дощечки, чтоб они были под ногами у слона. Тем самым мост станет нужной ширины.  

 

 

Мост для Слона-2

Моделирование обеспечивается теми же материалами, что и в задаче «Мост для Слона-1».
Перед работой полезно вспомнить, какую проблему помогали решать слону и как это сделали. Повторить решённые противоречия.

При решении задачи взрослый имитирует сооружением движение парохода.

Дети сами моделируют результаты решения предыдущей задачи, и только после того, как они вспомнят уже решённую проблему, предлагается данная задача.

Проблема. По речке начали плавать пароходы; мост мешает им проплывать.

Моделирование: из конструктора собирается модель парохода (непременно выше моста), проигрывается ситуация – пароход подплыл и не может из-за моста двигаться дальше. На желание убрать мост накладывается ограничение — нельзя.

Противоречие 1: чтобы слон мог ходить, мост должен быть над рекой, и чтобы пароход мог проплыть, моста быть не должно.

Противоречие 2: мост нужен, когда идёт слон и не нужен, когда плывёт пароход.

Манипуляция с игрушкой и дощечками подсказывает решение – поднимать дощечки в момент проплывания парохода. Иными словами – идея разводного моста.

Мост для Слона — 3

Моделирование ситуации осуществляется теми же средствами, что и в предыдущих задачах про Слона: так же игрушка «Слон» и крупный лего или любой строительный материал.

ПроблемаСлону нужно построить очередной мост для переправы через реку.
На этот раз — длины имеющихся досок 
не хватает на ширину реки.
Но посреди реки есть небольшой островок.

Противоречие: Мост должен быть длинным, равным по длине ширине реки, чтобы соединял оба берега.
Но он не может быть нужной длины, потому что длина ограничена размером имеющихся досок, а  они, доски, короткие.

Решение: каждая часть (от берега до острова) короткая, а вместе они образуют мост требуемой длины. Речка преодолевается в 2 этапа.

 

 

 

Дом для Слона

Моделирование осуществляется  с помощью игрушки «слон», строительного материала и картонных или деревянных пластин. Из пластины будем делать пол для дома. Понадобится также 1-2 игрушечные машинки.

Проблема. Слон строит себе дом. Но под строительство ему выделили место у самой дороги — по узкой полоске на обочине.

Противоречие 1: если построить дом на узкой полоске земли, соответственно размеру слона, то дом закроет проезд машинам по дороге.Противоречие 2: Дом должен быть широким, потому что Слон толстенький. И дом должен быть узким, потому что места мало.

Решение: разнесение значений признака в пространстве, дом следует поднять на сваях — фундамент будет узким, а комната широкой.

 

Слон купил себе обед

Эту задачу желательно решать после задачи о том, как Слон строил себе дом. Материалы для моделирования — прежние.

Проблема. Слон купил себе на обед целую тележку овощей. И не может вкатить её на крыльцо дома. Уж очень крутые ступеньки.

Для моделирования решения достаточно построить крылечко.

Противоречие: поверхность входа на крыльцо должна быть ровная, и подниматься от земли до дверей, чтоб по ней свободно вкатывалась тележка. И она не может быть ровной, так как слону нужны ступени, чтобы подниматься к дверям.

Решение: из двух досок сооружается наклонный пандус. Для удобства можно доски положить с интервалом, по которому можно идти по ступеням за тележкой.

Почему крыши такие?

Постановку исследовательской задачи лучше проводить после предварительного рассматривания картинок со сказочными избушками, сравнения реальных строений. Особое внимание обратить на то, что в большинстве случаев здания, воздвигнутые людьми, имеют покатые крыши в 2 или 4 ската.
Исследовательская задача может быть решена переформулированием её в изобретательскую. То есть придание условию такой формы, в которой спрашивается не «почему?», а » Как сделать, чтобы».

Полезно поиграть в настольно-печатную игру «Чей домик»(подбор картинок в соотношении: «животное — жилище»). Выделить в конце игры в отдельную группу картинки с теми сооружениями, которые человек сделал для представителей животного мира (скворечник, улей, собачья конура…) Обратить внимание на внешний вид этих сооружений, на общий признак — они все напоминают традиционную избушку.

Поставить вопрос: почему человек делает для животных домики как себе? Почему люди делают крыши куполообразные или 2-4-скатные?

Материал для моделирования: крупный Лего или строительный материал средних размеров, лист картона (для крыши), картон следует предварительно согнуть пополам.

Порядок работы:

1. Беседа перед постановкой задачи.
*. Зачем в домиках крыша?
*.Что случится, если зимой будет сильный снегопад?А в проливной дождь осенью?

2. Моделирование — сооружение стен импровизированного дома, плоской крыши из листа картона. Моделирование последствий сильного снегопада (можно просто положить ладошки в центр крыши).
*Что можно сделать, чтоб крыша не провалилась?

3. Постановка проблемы: чтобы крыша не провалилась под тяжестью снега, её надо от снега чистить. Но всё время лазить на крышу нельзя, это опасно.

Противоречие: Если каждый день лазить на крышу, чтобы очистить её от снега, то(+) крыша не провалится, но (-) можно сорваться и разбиться. Если на крышу не лазить, то (+) не сорвёшься, но (-) снег будет накапливаться, и крыша может провалиться.

ИКР (идеальный конечный результат — идеальное решение): снег САМ сползает с крыши.

Решение: чтобы снег сам сползал, надо, чтобы крыша по форме напоминала горку.

 

Зачем одуванчику «Парашютики»?

Проблема решается в то время, когда появляется возможность рассмотреть как цветущие, так и отцветающие одуванчики (конец мая — июнь).

Предварительно полезно рассмотреть цветущие и отцветающие одуванчики на газоне, пронаблюдать процесс «самопосеяния» от дуновения ветра, разучить стихотворение Е. Серовой «Одуванчик».

В отличие от предыдущих задач данной картотеки здесь мы не используем активное моделирование, ограничиваясь рассматриванием.

Материал: Цветущий (жёлтый) и отцветающий (белый) одуванчики, лупа (для рассматривания).

Порядок работы:
*Рассматривание цветущего и отцветающего одуванчиков.
*Игра «Чем похожи, чем отличаются». «Где встречаются одуванчики?» Кто их посеял на газоне?»

Постановка проблемы:

Одуванчик — дикорастущий цветок, его никто специально не будет сеять. Как же ему размножаться? Что придумала природа?

Рассматривание отцветающего цветка через лупу.
* Из чего состоит его беленькое платьице? На что похожи эти пушинки?

Противоречие 1: чтобы посеяться повсюду, семена должны быть разнесены на большое расстояние от «родного цветочка», и они не могут быть разнесены, потому что их никто не разносит.

ИКР (идеальное решение): семена сами разлетаются.

Ресурс — ветер

Противоречие 2: Чтоб разлетаться во все стороны, семена должны быть очень лёгкими, послушными дуновению ветра. И семена сами по себе не могут быть такими, потому что внутри каждого семечка «новая жизнь».
Ресурс — пушинка, «парашютик».

 

Об авторе: Корзун Анна Валерьевна, старший преподаватель Минского городского института развития образования (МГИРО),  город Минск, Беларусь

 

Exit mobile version