Можно ли решать с малышами изобретательские задачи? По этому поводу спорят даже профессиональные преподаватели ТРИЗ.
Но пока одни спорят, другие успешно работают. ТРИЗ-педагог Анна Валерьевна Корзун первые задачи решает с малышами, используя активное моделирование, в основе которого лежат механизмы наглядно-действенного мышления.
Эта работа покажет педагогам и родителям, как поставить перед детьми трех-пяти лет понятные и интересные им проблемы и помочь в поиске решения.
В этой статье представлена своеобразная картотека проблемных задач для малышей. Автор материала придумала ее для своих маленьких учеников в студии творческого развития «Знайка» Минска и опробовала ее в нескольких дошкольных группах. Описание каждой проблемы содержит
— формулировку,
— список материалов для наглядного моделирования,
— противоречия, которые взрослый формулирует, чтобы задать детям направление для поиска решения;
— решения, которые могут найти дети;
— действия, которые дети выполняют в процессе поиска решения и его реализации.
Наш друг Кубик
Проблема 1. Кубик отправился гулять по цветной дорожке и захотел стать таким же разноцветным. |
Для моделирования в процессе решения задачи о Кубике нужен бесцветный (однотонный) кубик (деревянный или картонный), и квадраты цветной бумаги, совпадающие по формату с гранью кубика. Число цветов равно количеству граней: шесть. Цветные квадраты выкладываются в виде ряда (порядок цветов не имеет значения).
Противоречие (формулирует взрослый): Кубик должен использовать все цвета, потому что не может выбрать, какой лучше и не может использовать все цвета, потому что цветов много, а кубик один. Кубик хочет быть и зеленым, и желтым, и красным… Как же это сделать одному и тому же кубику?
Решение (предлагают дети) — каждая грань кубика своего цвета. Дети наклеивают разноцветные квадратики на грани кубика.
Задача 2. Кубик снова отправился гулять по цветной дорожке и захотел стать таким же разноцветным.
Для моделирования используется материал из предыдущей задачи, но число цветов увеличивается до 7-8.
Противоречие (формулирует взрослый): кубик должен использовать все цвета, потому что не может выбрать, какой лучше. И не может использовать все цвета, потому что цветов много, а кубик один. Применить решение предыдущей задачи не получается — на этот раз цветов больше, чем граней куба.
Решение (предлагают дети) — сочетание нескольких цветов на одной грани. Дети наклеивают на каждую грань квадрат составленный из фигурок (фигурки сами разрезают).
Костюм для гнома
Перед работой с задачей следует выяснить, понимают ли дети, кто такой гном, полезно поиграть в настольно-печатные игры, в которых надо сложить разрезные картинки или сочетать несколько разных цветов в одном объекте, уточнить представления в рамках понятий «части» и «целое», показать разницу: «половинки», которых всегда 2, и «кусочки», их может быть много. |
Проблема. Однажды гномик Вася отправился кататься на яхте. День был солнечный, Вася оделся в белый атласный костюм, обул белые ботиночки, а на голову надел белую панамку. Проплывая мимо селения, Вася увидал на берегу своих друзей. Но сколько он ни махал им ручками, Васю на фоне белого паруса так и не заметили. В следующий раз Вася решил надеть тёмный костюм, но в этот день погода испортилась, небо заволокли тучи. На их фоне Васю снова не было видно. Сел тогда Вася и задумался: как ему быть?
Противоречие: костюм должен быть белым, чтоб гном был виден пасмурный день, и должен быть чёрным, чтоб гном стал заметней в солнечный день.
Решение: сочетание противоположных значений признака «цвет» в предметах одежды (часть белая, часть чёрная, штаны одного цвета, а рубашка второго). Или сочетание белого и черного в узорах одежды: костюм одного цвета, в рисунок на нём второго, белая клетка на чёрном фоне, полоска, накладные карманы или воротник другого цвета, тельняшка…
Дети решают, как должен выглядеть костюм гномика, а потом делают такой костюм и наклеивают его на фигурку гнома.
Мост для Слона -1
Проблема. Слон строит мост через речку, которая протекает рядом с домом. Высокие берега речки моделируются с помощью строительного материала (глубина речки предполагается больше роста слона, чтобы исключить соблазн предложить слону переходить речку вброд). Ресурсы для сооружения моста строго ограничены – две узкие дощечки (обязательное условие – общая ширина досок для моста должна быть меньше ширины ног Слона) |
Противоречие 1: мост должен быть из узких дощечек, потому что нет других, и не должен быть узким, потому что слон не сможет по нему ходить.
Противоречие 2: мост должен быть под ногами у слона, чтоб он не упал, и не может быть у него под ногами, потому что даже уложенные рядом, дощечки дают ширину меньше, чем ноги слона.
Решение: Манипуляция с игрушкой и дощечками «подсказывает» решение – раздвинуть дощечки, чтоб они были под ногами у слона. Тем самым мост станет нужной ширины.
Мост для Слона-2
Моделирование обеспечивается теми же материалами, что и в задаче «Мост для Слона-1». При решении задачи взрослый имитирует сооружением движение парохода. | |
Дети сами моделируют результаты решения предыдущей задачи, и только после того, как они вспомнят уже решённую проблему, предлагается данная задача. Проблема. По речке начали плавать пароходы; мост мешает им проплывать. Моделирование: из конструктора собирается модель парохода (непременно выше моста), проигрывается ситуация – пароход подплыл и не может из-за моста двигаться дальше. На желание убрать мост накладывается ограничение — нельзя. Противоречие 1: чтобы слон мог ходить, мост должен быть над рекой, и чтобы пароход мог проплыть, моста быть не должно. Противоречие 2: мост нужен, когда идёт слон и не нужен, когда плывёт пароход. Манипуляция с игрушкой и дощечками подсказывает решение – поднимать дощечки в момент проплывания парохода. Иными словами – идея разводного моста. |
Мост для Слона — 3
Моделирование ситуации осуществляется теми же средствами, что и в предыдущих задачах про Слона: так же игрушка «Слон» и крупный лего или любой строительный материал. |
Проблема. Слону нужно построить очередной мост для переправы через реку.
На этот раз — длины имеющихся досок
не хватает на ширину реки.
Но посреди реки есть небольшой островок.
Противоречие: Мост должен быть длинным, равным по длине ширине реки, чтобы соединял оба берега.
Но он не может быть нужной длины, потому что длина ограничена размером имеющихся досок, а они, доски, короткие.
Решение: каждая часть (от берега до острова) короткая, а вместе они образуют мост требуемой длины. Речка преодолевается в 2 этапа.
Дом для Слона
Моделирование осуществляется с помощью игрушки «слон», строительного материала и картонных или деревянных пластин. Из пластины будем делать пол для дома. Понадобится также 1-2 игрушечные машинки. |
Проблема. Слон строит себе дом. Но под строительство ему выделили место у самой дороги — по узкой полоске на обочине.
Противоречие 1: если построить дом на узкой полоске земли, соответственно размеру слона, то дом закроет проезд машинам по дороге.Противоречие 2: Дом должен быть широким, потому что Слон толстенький. И дом должен быть узким, потому что места мало.
Решение: разнесение значений признака в пространстве, дом следует поднять на сваях — фундамент будет узким, а комната широкой.
Слон купил себе обед
Эту задачу желательно решать после задачи о том, как Слон строил себе дом. Материалы для моделирования — прежние. Проблема. Слон купил себе на обед целую тележку овощей. И не может вкатить её на крыльцо дома. Уж очень крутые ступеньки. Противоречие: поверхность входа на крыльцо должна быть ровная, и подниматься от земли до дверей, чтоб по ней свободно вкатывалась тележка. И она не может быть ровной, так как слону нужны ступени, чтобы подниматься к дверям. Решение: из двух досок сооружается наклонный пандус. Для удобства можно доски положить с интервалом, по которому можно идти по ступеням за тележкой. |
Почему крыши такие?
Постановку исследовательской задачи лучше проводить после предварительного рассматривания картинок со сказочными избушками, сравнения реальных строений. Особое внимание обратить на то, что в большинстве случаев здания, воздвигнутые людьми, имеют покатые крыши в 2 или 4 ската. Исследовательская задача может быть решена переформулированием её в изобретательскую. То есть придание условию такой формы, в которой спрашивается не «почему?», а » Как сделать, чтобы». | |
Полезно поиграть в настольно-печатную игру «Чей домик»(подбор картинок в соотношении: «животное — жилище»). Выделить в конце игры в отдельную группу картинки с теми сооружениями, которые человек сделал для представителей животного мира (скворечник, улей, собачья конура…) Обратить внимание на внешний вид этих сооружений, на общий признак — они все напоминают традиционную избушку. Поставить вопрос: почему человек делает для животных домики как себе? Почему люди делают крыши куполообразные или 2-4-скатные? Материал для моделирования: крупный Лего или строительный материал средних размеров, лист картона (для крыши), картон следует предварительно согнуть пополам. Порядок работы: 1. Беседа перед постановкой задачи. 2. Моделирование — сооружение стен импровизированного дома, плоской крыши из листа картона. Моделирование последствий сильного снегопада (можно просто положить ладошки в центр крыши). 3. Постановка проблемы: чтобы крыша не провалилась под тяжестью снега, её надо от снега чистить. Но всё время лазить на крышу нельзя, это опасно. Противоречие: Если каждый день лазить на крышу, чтобы очистить её от снега, то(+) крыша не провалится, но (-) можно сорваться и разбиться. Если на крышу не лазить, то (+) не сорвёшься, но (-) снег будет накапливаться, и крыша может провалиться. ИКР (идеальный конечный результат — идеальное решение): снег САМ сползает с крыши. Решение: чтобы снег сам сползал, надо, чтобы крыша по форме напоминала горку. |
Зачем одуванчику «Парашютики»?
Проблема решается в то время, когда появляется возможность рассмотреть как цветущие, так и отцветающие одуванчики (конец мая — июнь). Предварительно полезно рассмотреть цветущие и отцветающие одуванчики на газоне, пронаблюдать процесс «самопосеяния» от дуновения ветра, разучить стихотворение Е. Серовой «Одуванчик». В отличие от предыдущих задач данной картотеки здесь мы не используем активное моделирование, ограничиваясь рассматриванием. | |
Материал: Цветущий (жёлтый) и отцветающий (белый) одуванчики, лупа (для рассматривания). Порядок работы: Постановка проблемы: Одуванчик — дикорастущий цветок, его никто специально не будет сеять. Как же ему размножаться? Что придумала природа? Рассматривание отцветающего цветка через лупу. * Из чего состоит его беленькое платьице? На что похожи эти пушинки? Противоречие 1: чтобы посеяться повсюду, семена должны быть разнесены на большое расстояние от «родного цветочка», и они не могут быть разнесены, потому что их никто не разносит. ИКР (идеальное решение): семена сами разлетаются. Ресурс — ветер Противоречие 2: Чтоб разлетаться во все стороны, семена должны быть очень лёгкими, послушными дуновению ветра. И семена сами по себе не могут быть такими, потому что внутри каждого семечка «новая жизнь». |
Об авторе: Корзун Анна Валерьевна, старший преподаватель Минского городского института развития образования (МГИРО), город Минск, Беларусь