ОТСМ-ТРИЗ педагогика

ТРИЗ, ОТСМ, ТРТЛ — что это?

Мы живем в мире, полном проблем, с этим, пожалуй, все согласны. Вот только отношение к проблемам у людей бывает разное. Одни их избегают, другие норовят переложить на чьи-то плечи, третьи стараются поскорее решить любым способом, пусть даже самым нелепым, только бы не остаться с нею надолго. Если Вы хотите научиться обращаться с проблемами, ТРИЗ и ОТСМ — это для вас.

Аннотация

Прочитав эту статью Вы узнаете о том, что изучают и на какие вопросы отвечают Теория решения изобратательских задач, Общая теория сильного мышления, Теория развития творческой личности; получите общие представление об их структуре и основных инструментах; об истории создания и основных методах курса Развития творческого воображения; получите необходимый материал для создания  обзорной презентации о теоретических основаниях ОТСМ-ТРИЗ педагогики.

 

Что такое ТРИЗ

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Собственно, это наука о том, как решать проблемы. Возникла она в нашей стране в 40-е годы.

Автор ТРИЗ — Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998), советский (а позднее — российский) инженер-изобретатель, писатель-фантаст.

Генрих Саулович Альтшуллер
Г.С. Альтшуллер (1926-1998)

Первоначально ТРИЗ появилась для решения технических проблем(изобретательских задач). До появления ТРИЗ, как грибы, возникали различные методики изобретательства, нацеленные на получение максимально большого числа разнообразных решений. Известный изобретатель Эдисон даже создал научно-исследовательский институт, где поиском плодотворных идей занималась целая команда «старателей». Возникшие позднее мозговой штурм, метод фокальных объектов, морфологический анализ и другие популярные технологии активизации поиска помогали изобретателю найти БОЛЬШЕ РАЗННОБРАЗНЫХ ИДЕЙ В ЕДИНИЦУ ВРЕМЕНИ. Однако качество решений от этого практически не повышалось. ТРИЗ возникла, когда стало понятно, что для решения проблемы в принципе не нужно искать как можно больше разнообразных решений (а ведь именно способность к такому поиску всегда считалась главным признаком креативности). Нужно одно решение, которое удовлетворяло бы некоторым основным требованиям: давало бы желаемый результат, не приносило бы затрат, если возможно, добавляло бы в систему дополнительные полезные свойства. Другими словами, если раньше изобретатели старались максимально быстро исходить вдоль и поперёк все поисковое поле в надежде натолкнуться на продуктивные идеи, теперь задача была поставлена иначе: КАК СОКРАТИТЬ, СУЗИТЬ ПОИСКОВОЕ ПОЛЕ  И ПРИ ЭТОМ ПОЛУЧИТЬ ГАРАНТИРОВАННО КАЧЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ? Именно эту задачу и решил Г.С. Альтшуллер, создав ТРИЗ.

В основе ТРИЗ лежат очень простые идеи (в представленном здесь виде их описал Н. Хоменко):

 1) Изобретая, мы улучшаем систему, делаем ее более совершенной, развиваем ее. А все искусственные системы, как выяснилось, создаются и развиваются по определенным законам. Например, они стремятся к идеальности, чтобы затрат было как можно меньше, а функций выполнялось как можно больше. Вспомните рекламу, она очень часто обращается к нашему представлению об идеальной системе. Так вот, закон стремления к идеальности, как показали исследования, объективно существует, и люди, улучшающие искусственные системы, выполняют этот закон. А если не выполняют, система оказывается нежизнеспособной и «отмирает», совсем как в природной эволюции. Значит, улучшая системы, мы должны опираться на законы их развития.

2) Все системы развиваются, преодолевая противоречия. Чем больше объем памяти компьютера, тем выше эффективность его работы, но тем больше его вес. Это противоречие долго мучило инженеров и программистов. Потом изобрели другие принципы записи и хранения информации и противоречие практически исчезло.  Если мы хотим решать проблемы, мы должны уметь разрешать противоречия.

3) И, наконец, последний принцип гласит, что даже для одинаковых противоречий решения проблем все равно могут сильно различаться, т.к. они зависят  от ресурсов конкретной системы. Текст должен быть большим по объему, чтобы передать необходимую информацию и должен быть маленьким, чтобы его легко было читать. Это противоречие в детской книжке решается за счет замены частей текста рисунками, а на Интернет-портале — с помощью подключения голоса или использования схем, разворачивающихся только по мере необходимости.  Итак, чтобы решать проблемы, надо знать и уметь использовать ресурсы систем.

Вот на этих трех «китах» базируется ТРИЗ.

Основной инструмент ТРИЗ — Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), позволяющий нечеткую проблемную ситуацию перевести в конкретную задачу и затем построить её решение. Кроме того в ТРИЗ имеются мощные инструменты для получения типовых решений: стандарты на решение изобретательских задач, постоянно пополняемые банки физических, химических, геометрических и др. эффектов.

ТРИЗ создавалась для решения проблем в технике, но вскоре стало понятно, что с её помощью можно решать проблемы в различных областях деятельности человека. Развитие ТРИЗ в этом направлении привело к разработке Общей теории сильного мышления (ОТСМ). Начал эту работу автор ТРИЗ Г.С. Альтшуллер, а продолжил мастер ТРИЗ Николай Николаевич Хоменко (1954-2011).

 

 Что такое ОТСМ

ОТСМ — общая теория сильного мышления. Эта область знаний «выросла» из ТРИЗ, когда стало понятно, что инструменты, с помощью которых решают проблемы, могут быть применимы не только в технике, но и в самых различных областях знаний, если их определенным образом преобразовать.

Николай Николаевич Хоменко
Н.Н. Хоменко (1954-2011)

Если ТРИЗ решает проблему сужения поискового поля без потери качества, перед ОТСМ встала уже иная проблема. Те, кто изучали ТРИЗ, понимают, что все проблемы похожи друг на друга. В любой серьезной проблеме есть противоречие, решая ее, мы всегда опираемся на объективные законы и используем ресурсы системы. Однако  системы из разных областей нашей жизни  разительно отличаются друг от друга. Вряд ли решение задачи об увеличении скорости автомобиля подойдет для проблемы увеличения скорости бегуна или лыжника.

В 80-е годы начались попытки использовать ТРИЗ за пределами техники. Появляются исследования на базе ТРИЗ художественных систем (Ю.С. Мурашковский), попытки ее использования в биологии и педагогике (В.А. Бухвалов), рекламе и PR (И.Л. Викентьев, С.В. Сычев), политтехнологиях (С.А. Фаер) и т.п. И каждый раз возникал вопрос: по какому праву мы пытаемся приложить инструменты ТРИЗ к новой области? Ведь в ней действуют свои законы, отличные от законов, по которым живут технические системы. Конечно, есть общие закономерности развития систем,  возникновения и разрешения противоречий. Но общих  закономерностей и правил явно недостаточно для получения четкого и конкретного описания решения. На вопрос о том, как, пользуясь общими инструментами построить решение для конкретной ситуации, как раз и отвечает Общая теория сильного мышления. Разработанные в ней инструменты позволяют шаг за шагом строить решение, как из кирпичиков, собирая необходимые для его описания признаки, разрешая противоречия, подбирая и преобразовывая ресурсы.

Автор ОТСМ Николай Хоменко рассматривал эту область знаний как систему инструментов для построения нового знания. Он разработал структуру прикладной научной теории и саму ОТСМ рассматривал в рамках этой структуры: ключевая проблема (вопрос), на который отвечает теория, аксиомы или постулаты, задающие границы применимости теории, модели, в которых теория работает и инструменты для ее приложения в практике.

ОТСМ построена из трех «этажей»

1) Аксиомы — основные принципы, которые описывают область применимости теории и допущения, ограничения, в которых эта теория работает. В ОТСМ они задают ориентиры для анализа проблем и синтеза решений.

2) Модели , в которых работает теория, в нашем случае — способы представления информации, удобные для решения проблем.

3) Инструменты, позволяющие применить теорию на практике. В данном случае это технологии,   с помощью которых выявляют и решают проблемы.

ОТСМ эффективно работает при решении сложных комплексов проблем: социальных, технических, организационных.

Когда ОТСМ была разработана настолько, что ее инструменты смогли присвоить педагоги, появилась группа людей, системно использующих эти инструменты в образовании.

Что такое ТРТЛ

ТРТЛ — теория развития творческой личности. Она появилась в 80-е годы, когда стало ясно, что для успешного применения ТРИЗ нужны определенные личностные качества: умения ставить цели, добиваться результата, отстаивать свои идеи. Как цели должна ставить для себя Творческая Личность и какими способами наиболее эффективно двигаться к достижению этих целей — на этот вопрос отвечает ТРТЛ.

Авторы ТРТЛ Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин исследовали более 1000 биографий творческих личностей и выявили качества, необходимые для решения творческих задач высокого уровня. Анализ биографий позволил составить жизненную стратегию творческой личности (ЖСТЛ), написанную в форме шахматной партии между личностью и внешними обстоятельствами. Личность стремится к Цели, обстоятельства препятствуют.

В ТРТЛ четко показано, что личность зависит от системы, которую она развивает. Если система сама по себе нова и требует решения сложных творческих задач, это  формирует определенные личностные качества. И наоборот, системы, остановившиеся в своем развитии «разрушают» людей, которые пытаются ими заниматься.

Основные инструменты ТРТЛ — Жизненная стратегия Творческой ЛИчности и трехэтапная стратегия продвижения вверх (построения системы целей).

Теория развития творческой личности находит сегодня применение в педагогике.

Что такое РТВ

Аббревиатура РТВ означает «развитие творческого воображения«.  Собственно так называется один из курсов, которые преподаются в процессе обучения ТРИЗ. Этот курс появился значительно раньше, чем Теория развития творческой личности (ТРТЛ).

РТВ возник именно как курс для инженеров. Было замечено, что инженеры, увлеченные научной фантастикой, изобретают смелее: не боятся дерзких и необычных идей, которые часто получаются при решении задачи с помощью ТРИЗ-инструментов. Логично было предположить, что, включив в обучение инженеров курс, основанный на научно-фантастических идеях, можно сделать такое обучение более эффективным.

Автор ТРИЗ, Генрих Саулович Альтшуллер, был не только ученым и изобретателем, популяризатором и преподавателем ТРИЗ, он был еще и писателем-фантастом (псевдоним Генрих Альтов). Много лет он «коллекционировал» фантастические идеи — вел регистр, где фиксировал «изобретения и проекты», описанные в научной фантастике. Этот регистр опубликован сегодня на сайте Г.С. Альтшуллера (здесь). К созданию курса РТВ автор ТРИЗ подошел так же, как ранее к созданию Алгоритма изобретательства. Из фонда фантастических идей были получены 12 приемов фантазирования, большинство из которых парные: увеличение-уменьшение, дробление-объединение и т.п. Эти приемы, «наложенные» на инструменты системного подхода, дали фантограмму — таблицу, позволяющую получить идеи фантастических преобразований.

Другой задачей курса РТВ было обучение управлению психологической инерцией. Психологическая инерция — привычка решать новые задачи известными, шаблонными методыми, «идти проторенной дорожкой». Полезная в быту (по инерции мы одеваемся, моем посуду, открываем двери и т.д.), психологическая инерция является большой помехой в творчестве. В курс РТВ вошли специальные методы, позволяющие снять психологическую инерцию. Среди них были так называемые неалгоритмические методы изобретательства (например, метод фокальных объектов, морфологический анализ), а также специальные «психологические операторы», разработанные в самой ТРИЗ (метод Золотой рыбки,  метод Маленьких человечков и др.).

Позднее появился еще один важный инструмент — шкала «Фантазия» для оценки научно-фантастических идей. Чтение научной фантастики было обязательным в школе Альтшуллера и остается таковым в классических школах ТРИЗ. Конечно, сегодняшние инженеры отличаются от первых слушателей курсов ТРИЗ. Технический прогресс сделал свое дело, и люди сегодня легче принимают необычные идеи. Однако психологическая инерция все равно остается, как остается необходимость определенным образом готовить мышление и воображение человека к решению новых задач. Поэтому курс РТВ актуален и сегодня. Познакомиться с этим курсом, а заодно и с основами ТРИЗ можно, прочитав книгу одного из разработчиков РТВ, писателя-фантаста П. Амнуэля «Магический кристалл фантазии» и «РТВ — это очень просто«. Книги написаны легко и доступны людям различных профессий. Если вы не очень хорошо подготовлены для чтения профессиональной литературы по ТРИЗ, советуем начать именно с них.

Надо отметить, что сам автор ТРИЗ в последние годы не собирался развивать РТВ как отдельную область знаний. Методы управления воображением он вводил как часть решательных инструментов самой ТРИЗ и, видимо, собирался продолжать именно эту линию. Это направление еще усилено в Общей теории сильного мышления на базе ТРИЗ. Так что и в образовательных программах в ОТСМ-ТРИЗ педагогике РТВ не используется как отдельный курс, его методы встраиваются в общую систему.

Основные инструменты ТРИЗ, ТРТЛ и РТВ представлены на сайте фонда-архива Г.С. Альтшуллера http://altshuller.ru

Материалы по ОТСМ из архива Н.Н. Хоменко публикуются на сайте http://otsm-triz.org

  • Александра Кошкарова

    Долгое время мне казалось это нереальным — решения сказочными, а ТРИЗ — лишь урок в школе. Пока не начались решаться проблемы, когда я их чуть «повертела» приемами ТРИЗ. Работает! Как и все новое — к нему надо привыкнуть и освоиться, тогда оно заработает быстрее!