В 90-е годы в начальной школе преподавали курс природоведения, имевший четкое естественно-научное направление. Такой подход игнорировал социально ориентированные области знания, но оставлял время на наблюдения над природными объектами, опыты, эксперименты. Все это было в очень интересной, но, увы, недоступной нам в то время программе Е.В. Чудиновой, кое-что появилось чуть позднее благодаря распространению программы А.М. Плешакова, до сих пор популярной среди учителей начальных классов.
Нам пришлось пользоваться старым учебником по природоведению, который казался мне очень скучным. Но как бы то ни было этот курс требовал гораздо меньше ЗУНов и оставлял место для педагогического творчества, чем мы и пользовались. Сегодня я полностью согласна с тем, что пропедевтика естественно-научных курсов — это прежде всего обучение получению информации от окружающего мира, то есть наблюдениям и постановке экспериментов. Эта проблема не решается известными со времен нашего детства дневниками наблюдений, в которых четко прописано, что именно надо наблюдать, где брать данные и как фиксировать результаты. Дневник наблюдений — полезная вещь, но проблему обучения наблюдениям не решает. Учить наблюдать — значит, учить самостоятельно отвечать на вопросы «Какие свойства объектов мы наблюдаем? Как меняются эти свойства? От чего зависят изменения?»
В настоящее время у меня есть представление о том, как обучать наблюдению, эксперименту, выдвижению гипотез. В то время экспериментальной работой мы занимались не так активно. Но все равно в изучении окружающего мира было много интересного. Во втором и третьем классе мы каждый день начинали с десятиминутных тренингов. Помню, стоит перед классом Надя с пластмассовой коробочкой в руках. Она загадала свойство, класс пытается отгадать. Десять минут на исходе. Помимо банальных цвета, размера, формы, веса уже названы и способность коробочки плавать в воде и плавиться в огне, и издавать звук, и падать на землю — но к отгадке мы так и не приблизились. Заинтригованная, я призываю класс сдаться, так как время наше истекло. Оказывается, загаданное свойство — то, что коробочка видимая. На следующий день новый ученик приносит свой предмет и загадывает свое свойство, горя желанием продержаться как можно дольше перед товарищами, настроенными не менее решительно.
Системно изучать в начальной школе окружающий мир — отдельная проблема. Младшие школьники очень любознательны. Они вычитывают, высматривают, выспрашивают массу фактов о растениях, животных, космических телах. В результате такой бурной активности дети порой знают очень много, а понимают очень мало. Они могут легко оперировать названиями планет, перечислять виды вымерших динозавров и названия сложных веществ, но при этом не способны ответить на элементарные вопросы об устройстве мира. Объясняется это просто: у ребенка нет еще в голове матрицы (когнитивной схемы), в которую можно уложить новую информацию. И если поразившие ребенка факты не находят в его голове «своей полочки», изучения окружающего мира по сути не происходит. ТРИЗ-инструменты помогали строить системную картину мира.
Эта модель, конечно, имеет свои ограничения (как, впрочем, вообще любая модель), но она позволяет наглядно «на себе» смоделировать многие физические явления. Нагревание — человечки начинают двигаться активнее, в какой-то момент связи рвутся — твердое тело превращается в жидкость. Испарение — человечек жидкости отрывается с поверхности и превращается в человечка газа. Звук — передача движения (волна) в шеренге «твердых» человечков, конечно, происходит быстрее, чем в толпе человечков жидкости, а последнее — быстрее, чем между разрозненно бегающими человечками газа. Мы даже круговорот воды в природе рисовали человечками — удобно и хорошо запоминается. Но главное — возможно театрализовать, разыграть физические явления. С помощью человечков мы отвечали на вопрос «Как можно изменить свойство?» Нашли несколько вариантов: перестроить человечков, добавить других человечков или добавить поле (нагреть, охладить, намагнитить и т.п.)
На уроках окружающего мира нам очень помогал системный оператор (примеры его использования я приводила в разделе об инструментах ТРИЗ). В третьем классе я предложила детям универсальный план устного ответа. Сперва называем систему, о которой идет речь, и надсистему (частью чего она является). Например, «система кровообращения — часть организма человека». Дальше сообщаем функцию, назначение системы (она нужна для того, чтобы разносить по организму полезные вещества и уносить вредные). Дальше рассматриваем подсистемы — для каждой называем функцию и, если возможно, свойства. Она состоит из сердца, сосудов и крови. Кровь — это жидкость красного цвета. «Спускаемся» ниже, в под-подсистемы. Сосуды делятся на артерии, вены, капилляры. Сообщаем, какую работу выполняют сосуды каждого вида. Сердце состоит из … и т. д. В зависимости от интересов ребенка он может на этом остановиться или двигаться дальше в подсистемы (некоторые дети очень подробно рассказывали о составе крови). Конечно, технические объекты мы изучали таким же способом.
Биологию с начальной школы у нас курировала Наталья Борисовна Голицына (в дальнешем она и вела этот предмет в экспериментальном классе). Наталья знала ТРИЗ — изучала ее в свое время на курсах в университете технического творчества у моего отца А.Б. Селюцкого. Благодаря этому ТРИЗ-инструменты в курсе биологии использовались у нас наиболее системно. Вопреки принятому подходу, когда акцент делается на изучении составв организма, мы всегда изучали в первую очередь функции, отвечали на вопросы «Как обеспечиваются те или иные свойства живого? Как организм приспосабливается к окружающей среде?» Это позволяло давать биологический материал как серию проблемных задач, решая которые, дети по сути переизобретали биологические объекты. Благодаря такой поддержке биологический материал у нас всегда воспринимался очень живо.
В одно из первых посещений наших уроков Натальей мы приступали к изучению мышц. Я устроила тренинг: один ученик демонстрировал какое-то движение, а остальные должны были найти мышцы, которые при этом работают; потом движение представлял другой ребенок и так далее. Когда народ иссяк, подняла руку Наталья Борисовна (мы часто таким образом включались в уроки друг друга). Она встала – и просто стояла как вкопанная. Дети примолкли. Потом кто-то воскликнул: «Сердце! У Вас сердце работает! Оно же тоже мышца!». Не знаю, как детям, а мне это запомнилось на всю жизнь.
Я писала на доске: МУРАВЬИ — стр. 89, 95; МЕДВЕДКА — стр. 104 и т.д. Далее информацию дети искали сами. Иногда прерывались, чтобы вместе обсудить, как кратко сформулировать нужную мысль. Я была высокого мнения о возможностях своих детей, мне казалось, что указывая конкретные страницы, я даю им даже слишком много информации. Учитывая объем книги, мелкий шрифт, достаточно сложный текст и юный возраст второклассников, многие коллеги, вероятно, посчитали бы меня авантюристкой. Но дети не знали, что это слишком сложная задача и выполняли ее практически все, хотя, конечно, по-разному.
Возможно, результатом этого рискованного предприятия явилось создание в классе серии газет по природоведению, что было для меня неожиданным сюрпризом — инициатива исходила от моих мальчиков. Получив несколько листов ватмана, они на переменах и после уроков, стоя на парте на коленках (так, видимо, было удобнее) самозабвенно рисовали, писали и клеили информацию о членистоногих, динозаврах и прочих экзотических существах. Дело нашлось всем. Пока интеллектуальные лидеры, прикусив языки, выписывали на газетные полосы интересные факты о братьях наших меньших, Вовочка (претендовавший на лидерство иного плана) сообщил, что будет ОХРАНЯТЬ НАШУ ГАЗЕТУ, и сколачивал вокруг себя группу крепких ребят-охранников. Меня это вполне устроило — очень даже системный проект получился. Правда, читать газеты народу нравилось гораздо меньше, чем писать — внешний вид их оставлял желать лучшего. Но все равно они долго висели в классе, принося пользу и уважение самим авторам.
В третьем классе мы сделали межпредметный проект — задачник по природоведению и математике. Собрали информацию об
Высота брохиозавра 12 метров. А глубина озера 18 метров. Сколько метров останется от головы до поверхности, если брохиозавр стоит на дне?
Один диплодок весит 60 тонн. Сколько весят 286 диплодоков вместе? Длина диплодока 27 метров. Сколько метров получится, если 56 диплодоков встанут в один ряд?
Длина динозавра компзоднатуса 5 см. Во сколько раз диплодок зауропод (длина которого 20 м) больше компзоднатуса.
Длина трилобита 30 см, а через 250 миллионов лет их потомки эвриптезы выросли до 3 метров. На сколько см росли трилобиты поровну за каждый год?
(Обратите внимание на то, как младшие школьники представляют эволюцию живых организмов! Зато мы знали, что нужно корректировать).
Вес рыбы-черта 20 кг, а судака 12 кг. Их вместе положили на весы. На сколько градусов сдвинется стрелка?
В нашем классе выросли два биолога и один доктор. Забавно, но о том, что Катерина будет врачом, а Алеша биологом, я знала практически с самых первых дней их учебы. Классу к шестому все стало ясно и со вторым нашим биологом Настей, хотя учились все трое достаточно ровно по разным предметам, а двое даже были почти отличниками. Никакие другие профессии предсказать так рано мне не удалось. И для меня так и остался открытым вопрос, есть ли закономерность в том, что интерес к биологии проявляется рано.