Интернет-журнал «Лицей»

Школа – это маленькая жизнь — 1

Школа – маленькая модель реального  и планируемого облика  общества. Какую школу мы строим,  такое  будущее и получим.

Ничто не может быть построено без ребенка.

(Я. Корчак)

 

Аннотация

 

В этой серии статей рассказывается об уникальном опыте создания школьного уклада в прогимназии «Сообщество» Нефтеюганска. Директорам и их заместителям эта работа поможет спроектировать уклад собственной школы, а также найти новые идеи для создания эффективной образовательной среды в своем учреждении. Учителя и родители также получат здесь ориентиры для организации учебного процесса и детско-взрослой общности.

Сегодня в нашей стране многое делается для развития школы: создаются учебные пособия нового поколения, в классы поставляются современные компьютеры и интерактивные доски, разрабатываются интерактивные пособия, и разнообразные дидактические игры. Создается новая, более экологичная, школьная мебель для занятий и детского отдыха.  Однако все это богатство не дает никакой гарантии в том, что школа действительно изменится, повернется лицом к будущему, создаст детям условия для развития и взросления. Необходимым условиям создания новой школы выступает школьный уклад, где каждый ребёнок сможет самореализоваться, самопределиться, почувствовать и прожить ситуацию успеха в решении учебных и личностных проблем; реализовать творческие запросы различными средствами развивающей деятельности.  Развитие  ребенка происходит в процессе проживания, то есть погружения его в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов, в ходе общения друг с другом, взрослыми, природой, искусством при непосредственном включении в разнообразную деятельность.

 

Как спроектирован уклад школы

Миссия школы

 

Уклад школы определяется ее миссией, в которой изложены ведущие ценности образовательной деятельности.

Миссия МБОУ «Прогимназия «Сообщество» заключается в формировании у подрастающего поколения качеств инициативной, самостоятельной и ответственной личности, готовой к саморазвитию и успешной самореализации в условиях  современного общества на основе вариативно-развивающего образовательного пространства.

В создании уклада  прогимназия предусматривает приоритетность воспитания, охватывающего все стороны деятельности нашей школы.

 

Особенности школьного уклада

Основная идея уклада лежит в словах Г.С. Батищева:  «Человека нельзя “сделать”, “произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности… он формируется в то, чем делает его эта деятельность».

Каковы же особенности уклада общей жизни прогимназии и организации ее пространства?

Наша школа – школа интеллектуального и социального развития.

Здесь дети получают не только знания, но и опыт социального действия, что является одним из необходимых условий взросления, позволяющих молодому человеку стать полноправным, полноценным и успешным членом общества. Поэтому социальные пробы, социальные действия для нас не способ развлечь школьников, сделать их жизнь интересной и привлекательной, а часть  образовательного процесса, который часто происходит не на уроке, а за его границами.  

В обучении на первый план выходит освоение способов мышления, информационно-коммуникационных умений, овладение разными видами учебной деятельности. В воспитании — освоение разнообразных социальных ролей и имеющейся социально-нравственной практики, включение детей в разработку и реализацию социально-значимых проектов.

Главное – научить ребенка не только усваивать знания, но и уметь их добывать, обрабатывать, применять на практике.    Всё это создаёт особую атмосферу, во многом определяющую уклад жизнедеятельности прогимназии, характерной чертой которого является активное взаимодействие детей, педагогов и их родителей (детско-взрослая общность).

Создаваемый уклад является определяющим компонентом содержания образования:

Уклад школы формирует мотивацию, установку на созидательные действия, социально-значимую инициативу, самостоятельность и ответственность («Я – тот, кто действует»).

Он развивает субъектную позицию участников образовательного процесса как способность управлять своими действиями  («мне это интересно, я хочу это сделать», «я понимаю, что и зачем я делаю», «я знаю, как добиться результата», «я вижу, что нужно ещё сделать, чтобы улучшить результат»).

 

Составляющие уклада

Основными принципами проектирования уклада прогимназии являются:

1. Содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках образовательной программы школы.

2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3. Практико-ориентированная и деятельностная основа образовательного процесса в виде  триады (замысел — реализация – продукт).

4. Многообразие видов деятельности и возможность выбора  ребенком видов и сфер деятельности.

5. Направленность  на  развитие  детских инициатив,  самостоятельности и ответственности   (процесс строится от ребенка).

6. Ориентированность на достижение учащимися метапредметных  образовательных  результатов и их востребованность в образовательном пространстве.

7. Мониторинг  успешности каждого ребёнка (школа – территория успеха).

Школьный уклад — это и особым образом организованная культурно-образовательная среда школы, и уроки, развивающие учебную самостоятельность и мыследеятельностные способности, и  постоянно развивающаяся  детско-родительская событийная общность, и решение проектных задач, интегрирующих различные предметные области, и многоплановая внеурочная деятельность, ориентированная на самостоятельность и свободу выбора,  и организация детского самоуправления, и, конечно, школьные традиции, ритуалы и праздники.

В следующих выпусках мы расскажем подробно о каждой составляющей школьного уклада. А сейчас дадим несколько живых картинок из жизни школы.

Акция «Ветеран живет рядом»
Бал выпускника в стиле 19 века

 

 

 

 

 

Проектная задача «Остров знаний»
Развивающая суббота — выбор
Мастер-класс ведут дети
Конкурс «Я — ведущий»
Публичное выступление

 

Об авторе:  Шамрицкая Галина Григорьевна, директор прогимназии «Сообщество» г. Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Exit mobile version