Интернет-журнал «Лицей»

«Разве жизнь каждого человека не ценность?»

Ассоциация сельских школ Республики Карелии получила из администрации Пудожского района ответ  на свое обращение по реорганизации школы в деревне Усть-Река и дала ответ на ответ.

Ответ и.о. главы Пудожского района Елены Булышкиной на обращение Ассоциация сельских школ Республики Карелии 

Письмо от 14 июня занимает 4 страницы, пересказываем его основные позиции.

Елена Булышкина. Фото с сайта moyaokruga.ru

Сообщается, что реорганизация основной общеобразовательной школы в деревне Усть-Река путем присоединения к средней общеобразовательной школе поселка Кривцы была запланирована еще в 2015 году.  Подчеркивается, что  реорганизация относится к полномочиям органов местного самоуправления и проводится по решению учредителя. Учредителем обеих школ является администрация Пудожского муниципального района. Сейчас, сказано в ответе, комиссией проводится оценка последствий реорганизации.

Названы две причины реорганизации: демографическая ситуация в районе — снижение количества учеников и из-за этого дефицит финансового обеспечения. Как видим, низкое качество обучения в школе деревни Усть-Река уже не упоминается — после того как специалисты из лаборатории развития сельской школы ПетрГУ назвали школу в Усть-Реке одной из успешных малокомплектных сельских школ республики.

В письме из администрации района сообщается, что в школе учатся дети четырех населенных пунктов: Усть-Реки, а также из деревень Погост и Стешевская и поселка Приречный. Если в 2001 году в школе обучались 99 детей, то сейчас 18. Далее объясняется, почему растут неэффективные расходы:  финансирование идет по количеству учеников, а не классов-комплектов. Обучение проходит в четырех деревянных зданиях с 60% износа, все они неблагоустроенные, с печным отоплением, привозной водой, без канализации.

Администрация в своем ответе предъявляет также претензии к возрасту и уровню квалификации педработников школы в Усть-Реке: 7 человек из 15-ти в возрасте от 50 до 60 лет, четверо от 40 до 50-ти и один в возрасте до 25 лет.

Если первоначально, сообщает администрация района, предусматривался подвоз учеников из Усть-Реки и Приречного в Кривцы, то сейчас, учитывая мнение жителей, высказанное на сходе 17 мая, организация подвоза уже не рассматривается и в новом учебном году учебный процесс будет по-прежнему проходить в основном здании в Усть-Реке.

Ответ и.о. главы Пудожского района Елены Булышкиной заканчивается уверениями, что в результате реорганизации условия обучения не ухудшаются. Школа потеряет статус юридического лица, но все гарантии на получение образования сохранятся.

Ответ Зинаиды Ефловой на ответ Елены Булышкиной

Зинаида Ефлова. Фото Марии Голубевой

«Уважаемая Елена Николаевна, благодарю Вас за подробный ответ на Открытое  письмо Ассоциации сельских школ РК и Лаборатории теории и практики развития сельской школы института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета о ситуации в основной школе деревни Усть-Река.

Благодарю за решение об отмене подвоза детей из Колодозерья в школу пос. Кривцы. Дети, которым «не повезло» родиться в карельской «глубинке», не должны из-за этого страдать.

Однако решение о смене статуса – о филиализации школы по-прежнему считаю нецелесообразным ни в педагогическом, ни в экономическом отношениях, ни в отношении социального эффекта, усугубляющего и без того сложную ситуацию в сельском поселении.

Поверьте, много лет занимаясь вопросами сельской школы России и Республики Карелия, не могу привести ни одного случая, когда лишение школы статуса юридического лица привело хоть к какому-либо положительному результату. Управляемая «извне» в условиях дефицитов (связи, средств, специалистов, времени, внимания руководителей…) такая школа закрывалась – образование уходило из деревни, а с его уходом заканчивалось будущее села … У тех, кто попал в этот молох – у детей и взрослых – ломались судьбы. Да, таких относительно немного, если говорить в масштабах страны, но разве жизнь каждого человека не ценность?

Да, экономические резоны важны, но они сиюминутны и не гуманны к людям. Дайте колодозерцам возможность самим решать вопросы образования, культуры, организации жизни, в конечном счёте, – распоряжаться своими судьбами. Думаю, они сами смогут найти выход, который, если не решит всех экономических проблем, то сохранит у них чувство собственного достоинства и веру в справедливость.

Зинаида Борисовна Ефлова,

кандидат педагогических наук, заместитель директора, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы института педагогики и психологии ПетрГУ; исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия; Отличник народного просвещения, почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, заслуженный работник образования Республики Карелия

15.06.2018

 

Exit mobile version