Интернет-журнал «Лицей»

Место и время встречи изменить нельзя

Ирина Федосова для всего мира прежде всего великая русская сказительница и плакальщица, а в Заонежье ее знают как радетельницу за дела общества и великую подвижницу.

 

Темы, которые выносятся на обсуждение Федосовских чтений, каждый год меняются. Но место  и время проведения конференции постоянны – Заонежье, родина Ирины Федосовой, апрель. 17 апреля (30 апреля по новому стилю) родилась Ирина Андреевна.

 

Очередные малые Федосовские чтения состоялись в селе Великая Губа Медвежьегорского района. Малые – потому что сюда съехались ученики заонежских школ. Вот уже 15 лет общественная организация «Заонежье» и ее руководитель Валентина Сукотова ведут проект «Культура и быт заонежской деревни». Насколько эта тема обширна и неисчерпаема, свидетельствует интерес школьников к ней: они каждый раз выносят на малые Федосовские чтения новые сообщения – результат их исследовательской работы, естественно, под руководством педагогов.

 

В этом году таких докладов было шесть, авторы не только уверенно зачитали их, но и толково, со знанием темы отвечали на многочисленные вопросы зала. Семиклассник  Великогубской средней школы Павел Матросов посвятил свою работу «Значению заонежских священников в развитии края». С одной стороны, они ничем не отличались от крестьян, так же работая на земле. А с другой, именно священники образовали тонкий слой сельской интеллигенции: преподавали в школах и училищах, составляли личные библиотеки, выписывая новинки литературы и периодики, которые затем передавали в общественное пользование. Старались дать хорошее образование своим детям. Священники и деловые люди, как мы их сегодня называем, перебираясь в Петрозаводск или в Петербург, не забывали родные деревни, а главное, не порывали с ними связи: постоянно тянулись в заонежские села обозы с книгами, коллекциями, музыкальными инструментами.

 

Одноклассница Павла Ксения Тарасова продолжила начатую им тему: «Из истории благотворительности и меценатства заонежского края» называлось ее выступление. Сегодня мы называем эту деятельность именно так, но в XIX веке считали ее скорее своим долгом, обязанностью перед краем, который помог им встать на ноги, уйти в большую жизнь.

 

Выступления Дарьи Моросиной из Великой Губы («Досюльный девичий заонежский костюм»), Юлии Усольцевой из Толвуи («Игра заонежских крестьян») и Ульяны Тайбаковой из Медвежьегорска («Прялка – неразлучная спутница заонежанки»)  были построены в виде живых красочных презентаций. Лично меня поразило умение девочек носить костюмы бабушек и прабабушек – они отнюдь не выглядели в них ряжеными! Оценили их и «информаторы», сидевшие в первом ряду – старожилы Великой Губы и окрестных деревень. Именно они еще хранят народную культуру, которая вместе с этим поколением может исчезнуть.

 

Жители Шуньги решили построить в селе храм. Стали собирать средства. А семиклассница Катя Абрамова отправилась в библиотеки в архивы. Вполне возможно, что ее разыскания помогут при выборе архитектуры нового храма и места его будущего строительства.

 

Ни один доклад не был напрямую связан с Ириной Андреевной, с ее творчеством, историей ее жизни. Но она присутствовала в зале, и не только на портрете. И.А. Федосова для всего мира прежде всего великая русская сказительница и плакальщица, а здесь, в Заонежье, ее знают как радетельницу за дела общества и великую подвижницу. Всю жизнь она боролась за то, чтобы девочки имели возможность получать такое же, как и мальчики, образование. К концу жизни Ирина Андреевна была очень богата, но все, что зарабатывала, отдавала на строительство в родном Заонежье школ, больниц, библиотек. Из поездок по России она всегда возвращалась сюда, здесь нашла и последнее упокоение. Здесь ее будет помнить и чтить не одно поколение.

 

Я не первый раз присутствую на Федосовских чтениях, в том числе и малых. Школьники толково и грамотно, без всякого снисхождение на возраст и труднодоступность для них архивных материалов, рассказывают о прошлом Заонежья. Но очень хотелось бы услышать, свяжут ли они сами свою жизнь с малой Родиной, вернувшись сюда после окончания вузов? Или, уехав из родных сел и деревень, как и многие их предшественники, будут время от времени возвращаться сюда – в отпуск, когда уж очень замучает ностальгия? А главное, зная богатую историю Заонежья, каким они видят его будущее? В чем? Их мнение и взгляды должны учитывать сегодня те, кто решает будущее Заонежья.

 

Нельзя не отметить, что с каждым годом растет число соучредителей чтений – к общественным организациям «Заонежье» и «Русский Север» прибавились министерства, ученые КарНЦ РАН, местные администрации Медвежьегорского района и заонежских сел, школы. Это значит, что у Федосовских чтений есть будущее. Но центр этой работы, конечно же, общественная организация «Заонежье» во главе с Валентиной Александровной Сукотовой, тоже коренной заонежанкой. Сейчас в Великой Губе она уже в местной школе реализует проект «Культура и быт заонежской деревни». Но поскольку в число соучредителей входят государственные структуры, они могли бы оказать помощь в издании сборников материалов чтений, общественникам затраты на него не осилить.

 

А закончить материал мне бы хотелось, процитировав мнение сотрудника Института истории, языка и литературы КарНЦ Константина Логинова: многие научные работы начинаются вот с таких детских докладов.

 

Следующие Федосовские чтений пройдут в Шуньге и будут посвящены семейным  реликвиям.

 

Чтения открыли председатель общества «Заонежье» Валентина Сукотова, ученик Великогубской школы Дмитрий Куванин и и глава администрации Великогубского поселения Игорь Панкратов
Гость чтений – фольклорный ансамбль «Куделюшка»
Борис Иванович Ржановский – потомок семьи священников Русановых-Ржановских из Сенной Губы. Один из его предков Василий Ржановский умер, можно сказать, в долговой яме, но оставил односельчанам уникальную библиотеку, которую собирал всю жизнь
Дарья Моросина представила доклад «Досюльный девичий заонежский костюм». На сцену она вышла с сестрой Александрой, которая показала, как  выглядел этот старинный девичий костюм
Старожилы заонежских сел и деревень многое помнят и с удовольствием делятся с ребятами своими воспоминаниями
Старинная кадриль в исполнении толвуйских школьников

Дефиле в костюмах 50-х годов прошлого века. В роли моделей школьники Великой Губы и Валентина Сукотова
Участники и гости конференции. В правом нижнем углу — Вячеслав Агапитов, председатель КРОО русской культуры «Русский Север»
Вопросы задает отец Владимир, настоятель храма во имя преподобного Алексия, человека Божия,  с. Великая Губа
Местная жительница
На переднем плане главы местного самоуправления поселков, школьники из которых приняли участие в малых Федосовских чтениях-2014
Валентина Сукотова и этнограф Константин Логинов
Снимок на память: участники и гости малых Федосовских чтений

Фото автора и Марии Цветковой

 

 

Exit mobile version